Виктор Пантыкин: «Рекорд скорости – 800 метров в день»

Виктор Пантыкин: «Рекорд скорости – 800 метров в день»

Виктор Пантыкин
Барнаул
Региональный исполнительный директор, гид компании «Турсмото»
Вице-президент федерации спортивного туризма Алтайского края
Мастер спорта по мототуризму
1955 г. р.
Женат, имеет трёх детей


Текст: Николай Богомолов
Фото из архива автора

Барнаулец Виктор Пантыкин относится к старой гвардии спортивного мототуризма. Ещё в советские времена он проехал через самые труднодоступные уголки страны и продолжает путешествовать по настоящее время. Алтайский путешественник рассказал «Мотоэксперту», что такое спортивный мототуризм и как им заняться.

Как люди приходили и приходят в мототуризм?

Есть много разных путей, но обычный, по которому прошёл и я, начинается с обычной езды на мотоцикле с постепенным усложнением поездок. Ещё в 1970 году дед подарил мне мотоцикл «Восход». Потом я ушёл в армию, служил в Москве, мечтал купить «Яву» и прямо на ней вернуться домой в Барнаул. Но отец денег не прислал, сказал, что заработать должен я сам, так что пришлось и дальше ездить на «Восходе». На нём я объездил весь Горный Алтай, постепенно пришёл к спортивному туризму и в 1977 году совершил первый категорийный поход. Через год собрались съездить из Барнаула на Чёрное море, но в ночь перед отправлением «Восход» украли. Пришлось ехать вдвоём на мотороллере «Турист». До Днепропетровска мы добрались поездом, а потом поехали через Крым, Кавказ, Баку и Среднюю Азию домой. Это был мой первый действительно грандиозный пробег. В магазинах тогда в свободной продаже мотоциклов не было, только по записи, после очень долгой очереди. А я тогда занимался велоспортом, поехал в 1979 году на сборы в Ташкент и там нашёл «Иж Юпитер» с коляской. Купил и поехал на нём домой. Но это было не то, лучшим мотоциклом тогда считалась «Ява». За ней пришлось ехать в Ригу, и, начиная с 1981 года, я стал ездить только на «Явах». На них я проехал более сотни походов, в том числе высшей категории сложности. Одной из самых серьёзных была поездка в июне 1983 года через Алтай в Саяны, за которую получили бронзовую медаль чемпионата СССР по мототуризму. Дорог там не было, приходилось ездить через Монголию. Мы тоже проехать не смогли, было много снега, воды, мотоциклы буквально смывало. Пришлось вернуться обратно. Через два года мы повторили попытку более мощным составом и прошли. Вообще, было много запоминающихся походов. Кольцо вокруг Байкала, поход на Памир, Карпаты, Саяны, путешествие козьими тропами из Казахстана на Алтай, и, конечно, знаменитый поход-фестиваль «Алтайская кругосветка – 95», который стал первым чемпионатом России после развала СССР. В 1988 году я получил звание мастера спорта, с 1996 начал работать тренером юношеской сборной Алтайского края. Три года назад с тренерской работы ушёл и стал заниматься в компании «Турсмото» коммерческим туризмом, начал водить группы по своей зоне ответственности, от Урала до Байкала плюс Монголия. Но больше всего, конечно, по Алтаю. Самый популярный маршрут – «Золотой Алтай», самый простой, но интересный – «Все краски Алтая», «Колыбель народов» – самый сложный, для него нужна хорошая подготовка. У нас парк прокатных BMW G 650 GS, один очень мощный BMW HP2 Enduro, который даём разве что опытным и рослым клиентам.


 

Почему-то мототуризм среди других видов мотоспорта упоминается достаточно редко...

На самом деле он относится к немного другому виду спорта, спортивному туризму, который включает в себя девять подвидов: авто-мото, пеший, водный, горный, велосипедный и так далее. У всех примерно одинаковые правила и своя федерация. Я занимаю должность вице-президента федерации спортивного туризма Алтайского края и являюсь членом Центральной маршрутной квалификационной комиссии, то есть самые сложные маршруты проходят через мои руки. Также я занимаюсь организацией соревнований, в августе у нас, на Алтае пройдёт чемпионат России по автомототуризму.


 

По сравнению с советскими временами, сейчас серьёзно вырос уровень мотоциклов, экипировки, снаряжения. Наверное, должен подняться и уровень мототуризма?

Серьёзно вырос уровень автомобильного туризма, некоторые спортсмены проходят маршруты, которые я в своё время с трудом проезжал на мотоцикле. А вот спортивный мототуризм постепенно деградирует. Он скатывается до уровня байкерских пробегов, когда люди ездят далеко, но по хорошим дорогам, и большой сложности эти пробеги не представляют. Пива попили, рок-группу послушали, живот почесали и поехали по домам. Как-то пообщались мы с такими людьми, предложили с нами в настоящий поход съездить, а они ответили, что не для того делают байки, чтобы где-то на перевале их оставить. У мототуристов и байкеров разное восприятие мотоцикла, для них это средство самовыражения, для нас – средство достижения цели.

После спада спортивный туризм начинает постепенно снова подниматься. Если три года назад мы с трудом набрали необходимый для чемпионата России кворум, то в этом у нас 19 команд. Кроме того, в Алтайском крае в этом году автомобильно-мотоциклетный туризм вышел на второе место по количеству зарегистрированных групп после пешеходного, оттеснив «водников», которые обычно лидировали. Изменились виды техники, сейчас к автомототуристам относятся снегоходчики, квадроциклисты и даже скутеристы. Для них разработаны нормативы, можно кататься в своё удовольствие и при этом получать разряды и звания.


 

Наверное, разным видам транспорта нужны разные маршруты? Можно сказать, какая мототехника самая проходимая?

У каждой есть свои тонкости и слабые места. Мотоцикл утонет в болоте, а квадроцикл не пройдёт по козьей тропе. Так что простой для мотоцикла маршрут может быть крайне сложным для квадроцикла и наоборот.


 

Насколько лучше по сравнению с «Явами» в таких походах едут современные мотоциклы?

Здесь тоже не всё однозначно. По-настоящему жёсткие эндуро в основном одноместные, тогда как нам нужно везти с собой запасного водителя. Был случай в 1991 году на Тянь-Шане, когда ещё за время похода не стало СССР. Выехали мы в одной стране, вернулись в другую. Развал полный, бензина не было вообще. На заправку надо было подъезжать в четыре утра, чтобы купить хоть немного. Бывало, бензин завозили раз в неделю, и весь моментально раскупали. Приезжаешь ты в понедельник, а тебе говорят: ждать до пятницы. Тогда нам гаишник налил 40 литров бензина с условием, что мы переведём через перевал какого-то парнишку. И он уже на спуске не удержался на щебёнке, сломал руку, повредил голову. Сначала ждали скорую помощь, потом несколько дней ждали выздоровления, не дождались и были вынуждены посадить его на автобус до райцентра. А вполне исправный мотоцикл продали местным по бросовой цене. Был бы запасной водитель, могли бы его сохранить.

1989 Памир

 

Куда же девать запасного водителя? Везти пассажиром по всем этим горам, бродам и пескам?

Совершенно верно, и запасной водитель у меня в группе есть всегда.


 

Это какая же нагрузка приходится на мотоцикл?

Я вешу 80 килограммов, столько же – водитель, 50 килограммов груза на багажнике. «Ява» – очень выносливый мотоцикл, подвеска «Ямахи» при такой нагрузке разваливается. Правда, приходилось «Явы» готовить, ставить пару дополнительных коротких амортизаторов от «Восхода», и никаких проблем. Меняли звёздочки, чтобы можно было ехать медленно без пробуксовки сцеплением, возили несколько штук с собой на разные ситуации, ставили другие рули, цельноваренные багажники, специальные дуги, куда можно было спрятать аптечку, насос, литр масла и литр бензина, чтобы при высадке из поезда с пустым баком было на чём доехать до заправки. Баки повышенной ёмкости делали сами, разрезали стандартные и в середину вваривали стальные листы. Аккуратно шлифовали, красили, и от стандартных они внешне отличались разве что размером. В мой влезало 40 литров топлива.


 

Наверное, в таких сложных условиях техника часто ломалась?

У «Явы» была одна серьёзная проблема, с «коробкой». С собой обычно брали две вилки переключения передач, ось, шестерни четвёртой и первой передачи, съёмник, без которого не получается располовинить двигатель. Также в багаже лежали поршневые кольца, подшипники колёс, камеры, свечки и другая лёгкая мелочёвка. Чем хорошо ехать группой на одинаковых мотоциклах, можно везти небольшое количество запчастей и использовать там, где они нужны. В 1983 году с нами на первопрохождение Алтай – Саяны поехал парень на стандартной «Яве». Из-за неподходящего передаточного отношения он сначала спалил сцепление, которое мы восстановили с помощью ряда хитростей, а потом начал жечь КПП. В первый раз мы «половинили» двигатель и собирали обратно пять часов. Второй раз ещё дольше, потому что оси не было, пришлось ехать в село и вытачивать ось из клапана. Потом начали ломаться вилки КПП. В общей сложности мы перебирали ему «коробку» пять раз, и в пятый вся процедура заняла полтора часа. Вся группа из семи человек что-то делала. Так что из походов люди возвращались настоящими механиками, способными находить нестандартные решения проблем. В Узбекистане на одном мотоцикле развалился сепаратор в подшипнике заднего колеса. Так мы вместо него забили берёзовые чурочки и проехали так 1000 километров.


 

На современных мотоциклах стало легче ехать?

Туристы – народ консервативный, многие ветераны только недавно стали пересаживаться на иномарки. Но ехать легче. Четырёхтактные мотоциклы лучше едут с низов, у них проще настраиваются карбюраторы, можно проезжать более глубокие броды, меньше расходуется топлива. К тому же продаётся много дополнительного оборудования, тот же большой бак не надо делать самому, просто идёшь и покупаешь. В гору, против ветра современные мотоциклы идут лучше. С другой стороны, есть проблема с унификацией запчастей. Правда, мотоциклы достаточно надёжные, так что поломки не так сильно беспокоят. Я на иномарках езжу достаточно много, на «ЗИД Лифан» заехал на Монгун-Тайгу, самую высокую гору Западных Саян, это без малого четыре километра над уровнем моря. Соперничал со мной триальный мотоцикл Beta, но я ему нисколько не уступил.


 

А может неподготовленный человек пойти с командой и сразу пройти сложный маршрут?

Спортивный туризм – дисциплина сложная, требующая многих навыков и опыта. Бывали случаи, когда физически сильные люди шли в поход, «ломались» морально и больше не возвращались. Могут быть конфликты в группе, потому что нервы у всех на пределе, хочется есть, сломался мотоцикл. Так что развитие должно быть постепенным, нужно привыкнуть морально, что будет тяжело. Кроме просто походов в мототуризме есть соревновательная составляющая. Бывают соревнования очные, во времена СССР к ним был серьёзный отбор, на чемпионат страны поехать могли только лучшие представители региона, народа собиралось море. Кроме того, были соревнования районные, республиканские, всесоюзные и так далее. Был даже международный «Слет друзей «Явы». Там мототуристы соревновались в разных упражнениях: фигурном вождении, триале, подъёме на холм и многих других. Чем выше уровень соревнований, тем сложнее задания. Вторая разновидность соревнований по спортивному туризму – заочная. Ты проходишь маршрут в соответствии со специальными требованиями, делаешь отчёт и посылаешь в Главную судейскую коллегию Федерации спортивного туризма России. Специалисты, в том числе и я, его внимательно изучают, оценивают по пяти показателям, у кого сумма баллов больше, тот чемпион. Выдаются медали, присваиваются разряды, только соперники друг друга не видят и могут ехать в разное время за тысячи километров друг от друга.


 

Случаи мошенничества бывают?

Во-первых, туристы – не такие тщеславные люди, чтобы ради места на соревнованиях портить себе имя. Во-вторых, в коллегии работают очень опытные люди, такие как Иван Ксенофонтов или Николай Самарин, с которыми я проехал множество походов. Их обмануть практически невозможно. В-третьих, существует целая система проверки. Надо делать контрольные отметки, в определённых точках приходить в органы власти и ставить в маршрутный лист печать. Также есть контрольные пункты, из которых участник обязан дать телеграммы. Таких пунктов бывает несколько, и определяет их маршрутно-квалификационная комиссия, чтобы исключить или снизить вероятность жульничества. Лично я назначаю туристам контрольные пункты в начале и в конце тяжёлого участка, чтобы группа не могла «срезать». Естественно, прилагаются фотографии уникальных объектов, которых больше нигде нет. Правда, сейчас с проверкой несколько сложнее, поскольку много поездок приходится на дальнее зарубежье вроде Латинской Америки. Но оттуда благодаря современным техническим средствам обычно привозят много фотографий и видеороликов. Такие отчёты присылают, просто настоящие книги, с графиками, иллюстрациями и так далее. А раньше мы на печатных машинках всё делали, в одной букве ошибся – перепечатываешь лист заново.


 

В чём тяжесть похода высшей категории?

Во-первых, он продолжается достаточно долго, не меньше 13 дней, но у меня бывали и по 50. По протяжённости самый длительный из моих походов – 14000 километров, правда, не высшей категории. Нам надо было намотать километров к конкурсу на самый длинный поход «Слёта друзей «Явы». Мы выехали из Барнаула 17 апреля и поехали в Саратов через всю Среднюю Азию, весь Кавказ, Крым, Карпаты, Карелию. В походах надо постоянно держаться плана. Например, обед – только после выполнения нормы. А нормы эти бывают очень разными, например, за полдня можно не проехать и трёх километров.


 

Это нормальная скорость для тяжёлых внедорожных участков?

Бывает и медленнее. Мой «рекорд» скорости – 800 метров в день. Шли по звериной тропе, она взбиралась всё выше, и мы поняли, что если пойдём дальше, останемся без воды, топлива и прочих необходимых вещей. Начали спускать мотоциклы на верёвках к реке, полной валунов высотой в несколько метров.


 

Мототуризм – самый изматывающий из видов мотоспорта, сравнимый по продолжительности нагрузки разве что с ралли-рейдами. Почему вас зацепил именно он?

Во-первых, были хорошие учителя, научившие всем тонкостям этого спорта. Во-вторых, начинал я с простых маршрутов, едешь, отдыхаешь, любуешься пейзажами, а потом втянулся. Конечно, длинные переходы утомляют, зато позволяют за один отпуск проехать многие географические районы, посмотреть самые разные места, что пешему туристу не под силу. Где понравилось – там отдыхаем. Ещё в спортивном туризме есть одна удивительная особенность, ты проходишь одно путешествие трижды – когда его готовишь, когда едешь и когда делаешь отчёт.


 

Бывали ситуации, когда казалось, что всё пропало и выхода нет?

Часто, причём обычно связаны они были со снабжением. В позднесоветские времена мы даже перекрывали дороги и чуть ли не на коленях выпрашивали бензин, добывали у начальников спецталоны на заправку. Как-то нас заправил брат первого президента Киргизии, председатель колхоза Акаев. Если бы не он, пришлось бы бросить мотоциклы. В 2003 году решили закольцевать маршрут вокруг Байкала. Раньше мы там ездили много, но полного кольца не получалось. Через несколько дней поняли, что бензина у нас хватит, а вот воды – нет, пришлось разворачиваться. В 1988 году делали первопрохождение из Казахстана на Алтай и не смогли по дороге купить хлеба. Дали местным в обмен на хлеб две бутылки водки, но они обманули. На 18 человек накупили макарон и восемь дней, пока ехали 70-километровый участок, ели их с тушёнкой, а хлеба на человека получалось меньше, чем в блокадном Ленинграде. Некоторые за тот поход потеряли по восемь килограммов веса. Причём деньги были, но толку от них никакого. Как добрались до следующего населённого пункта, скупили всё его содержимое, чем вызвали страшную панику у местных: в отдалённое село безо всякого сообщения продукты завозили один раз на зиму. Знали, что сразу наедаться нельзя, но всё рано многие наелись, и потом им было плохо. В других походах приходилось банку тушёнки на нескольких человек есть три дня. В свободное время группа лежала в палатках, чтобы экономить силы. Один мотоцикл тогда даже пришлось спрятать в тайге, настолько было тяжело. Через год вернулись, но тоже забрать не смогли, сняли часть запчастей. Бывало, когда с едой всё в порядке, но мешали есть мошка и комары, приходилось как-то запихивать еду под москитную сетку. После укусов тех мошек лица просто неузнаваемыми стали. Случаются и проблемы с местным населением. Есть населённые пункты, где нужно ехать толпой и не останавливаться, потому что алтайцы могут начать кидаться камнями, побить и ограбить. Там места дикие, советская власть только перед войной появилась, кое-где дорогу проложили в 1989 году, то есть только тогда в деревню впервые приехал автомобиль. Но вообще условия на некоторых маршрутах становятся с каждым годом лучше, появляются мосты, так что даже скучаешь по некоторым интересным бродам.


 

Путешествия долгие, несколько раз в год, как их удавалось совмещать с работой?

Поначалу я работал на заводе мастером, но через какое-то время понял, что рабочая карьера никак не может совмещаться со спортивной, и перешёл в простые рабочие, работал на очень интересном станке с числовым программным управлением. Спрашивать с меня стали не так строго, в походы отпускали. Кроме того, тогда очень сильные позиции занимало добровольное спортивное общество «Труд», на заводе за честь было иметь спортсмена. Так что иногда на время поездок сохраняли среднюю заработную плату, помогали материально. Естественно, на полную катушку использовались отпуска. Так что в год на рабочем месте я отсутствовал три-четыре месяца. Поскольку мототуризм – спорт командный, одному там делать нечего, приходилось выкручиваться и другим членам группы. Они и пели, и плясали в художественной самодеятельности, и в конкурсах участвовали, в общем, проявляли активную гражданскую позицию, только чтобы отпустили в поход.


 

Как семья относится к долгому отсутствию мужа и отца?

И жена, и дети ездили со мной в походы. Жена – кандидат в мастера спорта по мототуризму, младший сын тоже, старший – мастер спорта. На 16-летие я покупал сыновьям «Явы», старался, чтобы ребята были при деле. Жена вообще со мной постоянно ездила, фотографировала, снимала видео. Как-то ездили всей семьёй, набредали на свежие следы медведя, падали, травмировались, в общем, есть что вспомнить.


 

Вы сейчас перешли на коммерческий мототуризм, водите с компанией «Турсмото» туристов по маршрутам. По спортивным меркам эти походы что-нибудь из себя представляют?

Представляют. Мы оформляем на них все необходимые документы и присваиваем клиентам разряды. Конечно, невысокие, третий и второй, тем не менее, они их получают вполне заслуженно за преодоление трудностей, дорожных или житейских. Мы стараемся обеспечить участникам походов максимально возможный в данных условиях комфорт, но туризм непредсказуем, и постоянно случаются какие-то происшествия. А иногда трудности клиенты создают себе сами. Один приехал в перфорированных мотоботах. Сказал, чтобы вода вытекала. Натерпелся он с этими мотоботами по полной программе. Потом просился в машину сопровождения, но я его уговорил выпить эту чашу до дна. По аналогии с категориями спортивного туризма, мы присваиваем маршрутам звёзды, символ двухзвёздочного маршрута – дорога, пятизвёздочного – череп с костями. Маршрутов пятой категории у нас два, алтайский «Колыбель народов» и «Терра Монголия», даже в машине их ехать очень тяжело. Но туда мы берём клиентов с опытом, заранее предупреждаем, опрашиваем. И то бывают инциденты, один из клиентов за тур сжёг два комплекта сцепления. Правда, обошлось без проблем, потому что с нами всегда едет грузовик повышенной проходимости с запчастями. Вообще, категория сложности ещё зависит от погоды или автономности, в Монголии, например, вообще населённых пунктов не видели, жили в палатках, делали всё сами, кроме еды, её готовил повар-монгол. При этом ехать тяжело, 250 километров проехал, и больше нет ни рук, ни ног, остаётся сил только поесть и поспать.


 

Так и приходится, заплатив большие деньги, жить по палаткам?

Это только в отдельных походах, где заезжаем в по-настоящему глухие места. Маршруты попроще планируются с заездами на ночлег в пансионаты и турбазы. Вообще, у нас в стоимость тура включено всё, что может понадобиться. Приезжаем на стоянку, там нас кормят/поят/заправляют, в некоторые места подвозят бензин, поскольку с заправками проблемы. Всё проработано до мелочей, есть чёткое расписание. Параллельно едет грузовик-техничка, там запчасти, инструмент, топливо, подменный мотоцикл, место для тех, кто вдруг не сможет или не захочет ехать дальше. Но всё равно неожиданности случаются. Например, один раз речка вышла из берегов, и брод углубился до полутора метров. Рядом обнаружился пешеходный мостик, но его хозяин пустил только после двух часов уговоров. Пришлось пустить в ход всю возможную дипломатию, но в итоге победила жадность, мы заплатили и проехали. Мы проводим туры не только на прокатных мотоциклах, но и намного более доступные на технике клиента. Один раз приехала группа, и два квадроцикла сразу же сломались. Пришлось искать запчасти, ждать доставки, чиниться. Конечно, мы обеспечиваем эвакуацию техники клиента, но полную ответственность несём только за ту, что даём напрокат.


 

Всю жизнь вы ходили в походы с туристами-спортсменами, которые готовы к трудностям. А как ведут себя в сложных ситуациях коммерческие туристы?

Во-первых, мы узнаём уровень подготовки человека и, исходя из этого, подбираем ему маршрут. Во-вторых, в целом дорога обычно более-менее проходима, но для наиболее подготовленных я предоставляю дополнительную возможность покататься по действительно сложной местности, пока другие отдыхают. Вот там может дойти до того, что от напряжения руки и ноги сводит. Хотя я, после всего пройденного ранее, чувствую себя на таких участках вполне комфортно. Правда, иногда приходится помогать. Бывают коварные перевалы, на которые после дождя трудно заехать, некоторые в особо крутых местах просто боятся высоты. Есть место, где при длине подъёма три с половиной километра перепад высот составляет 900 метров. Вниз смотришь, и голова кружится, некоторые отказываются ехать. Так что приходится загонять наверх мотоциклы клиентов и пешком ходить вниз за следующими. Иногда поднимаемся на два километра над уровнем моря, доходим почти до ледников. Но вообще мы стараемся беречь клиентов, первые дни делаем лёгкими, чтобы команда лучше сплотилась, приработалась друг к другу.


 

Много клиентов возвращается?

На самом деле таких много, и по три раза приезжают. Один из клиентов во второй раз даже привёз жену и сына. Людям нравится, возникает желание пройти по другим маршрутам.

 

Чем ваша компания отличается от других?

Прежде всего персоналом. Работают у нас только спортсмены. Я мастер спорта, помощники – не ниже кандидата в мастера спорта по туризму. Все гиды искатали Алтай вдоль и поперёк, мы знаем самые интересные и красивые места и прокладываем наиболее привлекательные маршруты. Также мы готовы к любым непредвиденным ситуациям, умеем ремонтировать мотоциклы прямо на месте, знаем, что делать в случае форс-мажора. Иногда бывает, должен быть мост, а его несколько дней назад смыло или затопило. Мы знаем, где в таком случае искать объезд. Кроме того, в техничке едет не только самое необходимое, но и такие вещи как гитара или удочки. Когда есть свободное время, можно пойти на рыбалку или посидеть у костра. Цены у нас не самые низкие, зато в эту сумму включено вообще всё, что может понадобиться. К тому же для людей с особенными запросами мы вывернемся наизнанку, но сделаем, как они хотят. Например, был клиент, просивший максимального комфорта на ночлеге. Ему нашли отдельные домики или номера «люкс».


 

В какую сторону планируете развиваться?

Прежде всего, в сторону лепестковых эндуро-туров. Ночуем на одном месте, и оттуда выезжаем в разные стороны на однодневные маршруты. Сейчас бурно развивается квадротуризм. Несколько групп мы уже провели, в будущем планируем приобрести пять-шесть штук, чтобы давать клиентам напрокат.


< ОДОБРЕНИЕ ТИПА ИЛИ ТИПА ОДОБРЕНИЕДух воздуха >
29 Июля 2014 12:07 Николай Богомолов