Юрий Шиф: «Надо просто строить мотоциклы»

Юрий Шиф: «Надо просто строить мотоциклы»

Текст: Николай Богомолов
Фото из архива Юрия Шифа

Минчанин Юрий Шиф – один из ведущих специалистов по кастомам постсоветского пространства, участник и победитель международных шоу и чемпионатов. «Мотоэксперт» расспросил Юрия про особенности белорусской школы кастомайзинга и секреты постройки чемпионских мотоциклов.

На мотоцикле я начал ездить в 14, то есть стаж больше 40 лет. В те времена, конечно, никакого кастомайзинга и близко не было. А строить мотоциклы по индивидуальным проектам я стал в начале 2000-х, когда рынок был готов к таким продуктам. Раньше я ничем подобным не занимался, но когда взялся за дело, пришлось поехать в Европу учиться. Ездил по выставкам, смотрел на работы местных мастеров. У меня хорошие отношения с немецкой компанией Thunderbike , так что какие-то вещи узнал у них. Вернувшись, открыл мастерскую. Работало там три с половиной человека. Но за дело мы сразу взялись серьёзно, в 2003 году выпустили мотоцикл Silver Stort , который попал на страницы европейских и американских изданий. Со временем людей становилось больше, и мы стали выполнять полный цикл работ, от проектирования до покраски. С 2005 года выставляемся на международных выставках, в 2010 году в Америке выиграли чемпионат мира по кастомайзингу. Принцип у меня простой: если долго копать ямку, когда-нибудь из неё польётся нефть.


Мотоцикл по индивидуальному проекту – это насколько серьёзно? Поменять колёса с рулём и покрасить бак считается?

Это тюнинг, а тюнингом мы не занимаемся. Мотоцикл по индивидуальному проекту – это когда приезжает человек на Harley - Davidson Fat Boy , а уезжает уже на совсем другом мотоцикле. Какие-то черты могут сохраниться, но в целом переработка будет полной. Первая задача кастомайзера – не испортить то, что было, вторая – сделать уникальный мотоцикл под конкретного заказчика.


Такие проекты должны дорого стоить. Кто может себе позволить кастом вашего уровня?

Заказчиков можно разделить на три категории: бизнесмены, публичные люди и все остальные. География широкая, покупают люди из Европы и Азии. Больше всего клиентов из России, причём далеко не всегда они там живут.


Беларусь находится между Россией и Европой. Даёт ли это преимущества перед российскими мастерами?

Поскольку основная масса наших клиентов из России, я всерьёз задумывался, где открывать мастерскую, в Москве или Минске. Но в российской столице производство обошлось бы намного дороже. Больше пришлось бы платить сотрудникам, да и другие расходы выше. Некоторые детали мы отдаём сторонним производителям. С какими-то сложными вещами наше оборудование справиться не может, а держать, к примеру, серьёзный станочный парк при небольших объёмах смысла не имеет. Поэтому мы проектируем всё сами, а изготовление некоторых деталей заказываем на стороне. Причём не в России или Европе, а в Минске. Это ещё одна причина держать мастерскую здесь. В Минске хорошая культура производства, много заводов, способных решать самые разные задачи. Всё происходит официально, не нужно договариваться с дядей Васей за бутылку или торговаться, если кто-то решил с тебя содрать побольше денег. В Москве заводы закрываются или перепрофилируются, специалисты уходят. А здесь удалось сохранить то хорошее, что было при Советском Союзе. Осталась школа, происходит преемственность поколений. Так что в этом плане Минск – передовой город.


Откуда берутся сотрудники, если в стране отсутствует школа кастомайзинга?

Работает принцип сита. Насыпаете его доверху песком, промываете, и на дне остаётся золотая песчинка. Нужно больше людей – приходится больше грести. Люди появляются из самых разных областей. Главное – способность работать руками и при этом обучаться. Таким вещам ведь нигде не учат. Так что у человека должен быть набор определённых навыков и талантов, который разовьётся уже в процессе работы. Подготовка у всех разная, кто-то начинает вести проекты практически с самого начала, кто-то втягивается довольно долго. Коллектив у нас большой, на разных этапах к одному мотоциклу могут подключиться все сотрудники, так что возможности для обучения и развития большие. Сам я тоже люблю работать. Особенно напильником, это мой любимый инструмент. Хотя в последнее время больше руковожу.


Как в Беларуси обстоят дела с кастомайзингом? Есть конкуренты?

Появляются люди, делают интересные вещи. Но я не делю кастомайзинг на российский и белорусский. У нас в этом плане очень много общего, и проводить границу было бы не очень правильно. Вообще, у нас и страна фактически общая, так что все процессы очень похожие.


Российский экономический кризис сильно по вам ударил?

Я бы не назвал это кризисом. Это новые экономические реалии, с которыми нам теперь предстоит жить. Работать больше, зарабатывать меньше. Поскольку мотоциклы мы продаём в основном в Россию, на нас ситуация тоже отражается. Бывает, мы продаём технику в Европу, Америку или арабские страны, но это единичные случаи, а основной клиент здесь.


Была история, когда вы сделали проект мотоцикла для Минского мотовелозавода, и даже был построен прототип. Причём очень симпатичный, с дизайном на уровне лучших европейских моделей. Куда он в итоге пропал?

Когда у завода сменился собственник, возникла идея сделать совместный проект. Я разработал дизайн неоклассика, дело почти дошло до производства. Его показывали на выставке в Италии, местные компании готовы были поддержать проект, но качественно реализовать так и не получилось. Одно дело – пробные экземпляры, а другое – серийное производство технически сложного продукта со стабильным качеством. Им у нас разучились заниматься, а это очень серьёзная история.


Сложно ли легализовать самодельный мотоцикл, чтобы можно было на нём ездить по дорогам?

Процедура у нас уже отработана. Она одинакова по сложности что в России, что в Беларуси. И это часть нашей работы, которую надо принимать и выполнять.


Ваши мотоциклы участвуют в соревнованиях, получают призы. Как работает эта система? Вы просите у заказчика оплаченный им мотоцикл, чтобы отвезти на шоу?

Бывает и так, и нам ещё никто не отказывал. Некоторые мотоциклы принадлежат мастерской. Это наше лицо, они хранятся у нас, мы их показываем нашим гостям и вывозим на мероприятия.


Есть любимые исторические периоды, которые отражаются в мотоциклах?

Мотоцикл – вещь не очень старая, ему чуть больше 100 лет. Вся мотоциклетная история заслуживает внимания и любви. Нужно знать историю, знать традиции. Обычно кастомайзеры выбирают один стиль и в нём строят свои мотоциклы. А мне нравятся разные стили, я люблю переключаться с одного на другой, сегодня сделать что-то олдскульное, завтра – из будущего.


Какое образование нужно кастомайзеру?

Образовывается человек во время жизненного пути. Даже после профильного вуза человеку на работе обычно советуют забыть всё, чему его учили. А в нашей работе тем более. Для общего развития подойдёт и техническое, и художественное.


Из каких мотоциклов хочется строить кастомы, из каких – не хочется?

Здесь у меня широкий кругозор. Например, хорошие кастомы получаются из советских мотоциклов. Для нашей мастерской было принципиально не просто выиграть чемпионат мира, а использовать для этого технику с русским мотором. И мы это сделали. Можно строить прекрасные мотоциклы вообще без привязки к стране или марке. Конечно, есть техника с душой и характером вроде Harley - Davidson , Ducati , Triumph . Но у нас есть работы на базе «Минска» и «ИЖа». Проект «Самый быстрый М1 NSK » я вообще считаю одним из самых удачных в истории нашей мастерской.


Как рождается проект мотоцикла? Как попросит заказчик?

Это результат совместной работы, процесс взаимного перетекания идей. Начинается со знакомства, дружбы, мы много общаемся, и из этого появляется мотоцикл. Мотоцикл Ducky строился специально для большого европейского шоу и потребовал длительной подготовки. Суть была в том, чтобы на глазах у зрителя за три дня полностью сделать кастом. У таких соревнований есть достаточно строгие правила, в них прописано, какие детали можно привезти с собой, что нужно сделать на месте. В конце мотоцикл обязательно нужно завести. И мы выиграли в Германии у немецкой команды.


«Юрий Гагарин» – другая история. Она началась восемь лет назад с мотоцикла «Валерий Чкалов». Он понравился одному из заказчиков, но мотоцикл не продавался, а копии мы не строим. Поэтому мы построили продолжение на ту же тему, вторую часть триптиха. Через какое-то время возьмёмся за третью, но что это будет, я пока не знаю. Идеи мотоциклов иногда вынашиваются много лет, особенно когда это сложные проекты с продолжением.


Много уходит времени на один мотоцикл?

По-разному бывает. Абсолютный рекорд – проект «Терминатор». Мы делали его два с половиной года. Но рекорд получился не только временной. Таких сложных, трудоёмких и технологичных мотоциклов у нас больше не было. Его практически полностью сделали из нержавеющей стали, особый двигатель, особая подвеска, все узлы уникальные.


Как всё это работает? Нет проблем при езде? И насколько вообще важны ходовые качества для кастома, который делается в основном для показа, а не для езды?

Разработкой экзотических на вид узлов занимаются специалисты, которые очень хорошо разбираются в предмете. Про «Терминатора» мы даже сняли видеоролик, где показывается, как на ходу работает его подвеска. Так что все наши мотоциклы способны ездить, и некоторые действительно выезжают на дороги. Но тут опять-таки многое зависит от задач. Если нужно выиграть чемпионат мира по кастомайзингу, вряд ли на нём каждый день будут кататься на работу.


Вы ставите на некоторые кастомы очень сложные и необычные моторы, вроде четырёхцилиндрового «оппозита». Но постройка уникального и работоспособного двигателя – большой труд, требующий высочайшей квалификации…

На самом деле костяк нашей команды до кастомайзинга занимался моторными видами спорта, специализировались на картинге, выиграли несколько чемпионатов Беларуси и России. Поэтому наши инженеры хорошо разбираются в двигателях и могут построить очень сложные узлы.


Осталась ли в кастомайзинге какая-то большая цель, ещё что-нибудь выиграть или построить что-то грандиозное?

На самом деле мы уже выиграли достаточно титулов, удовлетворили все амбиции и всё всем доказали. Очень уважаемый мной кастомайзер, кастом-критик и блоггер американец Сирил Хьюз научил меня одной правильной вещи. Нужно просто работать и не думать, какие они будут получать призы. Самое главное – не занимать хорошие места, а строить хорошие мотоциклы, и тогда всё получится.


< ЩЕДРАЯ СТРАНАУютный бронежилет >
19 Ноября 2016 17:26 Николай Богомолов