Статистика неумолима: трасса М-10 не только самая загруженная в России, но и одна из самых опасных. Половина из 670 километров, соединяющих две столицы, узкая «трёхполоска» с ограниченным количеством мест для обгона. Вереницы фур тысячами тонн везут товары из Европы... Около трети всего российского импорта проходит по ней.
Кто хоть раз ездил из Москвы в Санкт-Петербург своим ходом, наверняка всерьёз думал о том, как бы вернуться по другой дороге. Я тоже думал об этом не раз, но вечная спешка снова возвращала в жуткие пробки. Увы, быстрее пути нет. Кратчайшее расстояние, хоть и затруднительное, безальтернативно. Но если пораскинуть топографические карты, можно найти одну дорожку… Сразу оговорюсь, что против 8–10 часов жути на М-10, этот путь занимает 12–14, но можно разбить его на два дня, получив немалое удовольствие от путешествия по российской глубинке, которая всего-то в десятках километров от нашей псевдоцивилизации.
Как вы уже поняли, дорога это неспешная, поэтому и с выездом из города на Неве торопиться не надо. Лучше выспаться, посмотреть ещё какую-нибудь достопримечательность, пообедать, благо, лучшего общепита, чем в Петербурге, в России нет, и выдвинуться. По трассе М-20 на Гатчину и Лугу. Безусловно, Гатчина заслуживает отдельного посещения, но дорога так удачно обходит этот город, что делать первую остановку через 26 км от КАД мы не будем. Здесь же и движение станет менее интенсивным, и «двухполоска» до Луги перестанет раздражать. Через 95 км после Гатчины поворачивайте на объездную вокруг Луги и морально готовьтесь к тому, что через 10 км вы распрощаетесь с каким-либо дорожным движением на сегодняшний день. Проехав по мосту через железную дорогу, будьте внимательны – первый поворот налево – ваш (через километр). Дальше 1,5 км прямо, 2 км налево и правый поворот на трассу Н-166, «Медведковское шоссе». Через 6 км дорога повернёт направо в посёлке Бор, и вы окажетесь на одной из самых живописных дорог России. Конечно, покрытие её не идеально, а в асфальте то тут, то там обнажаются прогалины, в которых видна каменная кладка, но открывшиеся виды Череменецкого озера, перспективы на старые липовые аллеи и притягивающий глаз рельеф запомнятся надолго. Увы, через 15 километров асфальт сменится на «грейдер», впрочем, довольно ровный. И будет сопровождать вас целых 46 км, до посёлка Уторгош, около часа. За это время вы не раз вспомните эту статью, автора, что лучше ровного асфальта никто ничего не придумал, но моё слабое оправдание – что это самый раздолбанный участок маршрута.
Уторгош сам по себе интереса не представляет: появившийся в 1903 году в виде станции Витебской железной дороги за сотню с небольшим лет посёлок особенно не развился. Что и не удивительно. Места вокруг крайне глухие. Взять хотя бы тот факт, что соседняя станция называется Дно.
Но мы едем дальше – пересекая трассу А-116, в сторону города Сольцы, до которого 25 км довольно сносного асфальта. Здесь есть что посмотреть – многовековая история городка богата на события, жаль, в войну он пострадал. Но до сих пор сохранил колорит русской глубинки, напрочь утраченный во многих других местах и местечках. Здесь можно заправиться и повернуть на Волот – прямо в центре города. 37 км живописной дороги, и вы в посёлке Волот. Проехав мимо поворота на Дно, держите путь в Старую Руссу, до которой всего-то 20 км. Позади 300 км, и если вы выехали из Санкт-Петербурга после обеда, пришло время остановиться на ночлег. Гостеприимная гостиница «Полисть» (с ударением на втором слоге) недавно отремонтирована, располагает охраняемой стоянкой, хорошим рестораном и ценой 1500 рублей за двухместный номер с завтраком. Достав своё мобильное устройство и воспользовавшись бесплатным Wi-Fi, вы узнаете об этом историческом месте много интересного. Мы же посоветуем утром не спешить, прогуляться по курорту и посетить музей Достоевского, не пожалеете.
Путь от старой Руссы с небольшими изменениями описан нами в №6-2010, но сейчас он фрагментами отличается от прежнего. По Р-48 через 100 км вы окажетесь в Демянске, снова заправитесь и, проехав по мосту через реку Явонь, повернёте в сторону озера Селигер и посёлка Полново (через 37 км). От которого живописный «грейдер», довольно сносный, приведёт вас к повороту на Красуху и Осташков. Тут надо быть внимательным, до поворота от Полново 28 км, он не обозначен на навигаторе, и если нет трека, можно запросто пролететь мимо. Что, в общем, не страшно – ещё 30 км «грейдера», 50 км асфальта, и вы в Осташкове. Но мы рекомендуем повернуть налево. 28 км «грейдера» до деревни Мошенки (в которой заканчивается один из популярных селигерских мотомаршрутов от деревни Конец), и вас ждёт асфальт. Почти 60 км тряской дороги довольно изнурительны, не грех остановиться на берегу озера по пути из Полново на одной из турбаз, пообедать. Или потерпеть до Осташкова (но до него надо будет сделать крюк около 7 км). 35 км – и вы на трассе Р-89 Осташков – Торжок. Если приключений достаточно – прямым ходом через Ржев на Москву – 350 км. Если нет, следуйте за мной… Но только летом и в сухую погоду.
Через 70 км, в посёлке Кувшиново ищите поворот направо на Сокольники. 18 км – никакой экзотики – лишь разруха на фоне процветающего лесозаготовительного беспредела. Зато дальше, когда дорога нырнёт в лес, будьте готовы увёртываться от диких зверей – мы встретили на этом 14-километровом участке и зайца, и лису. К слову, это самый сложный участок маршрута – лучше ехать его в компании, а если в одиночку, то только в засуху. Ну и, конечно, мотоцикл должен быть с внедорожным уклоном. В деревне Страна Советов дорога улучшится и перейдёт в асфальт трассы Р-88. А там и до Старицы рукой подать… В Старице переезжаем по мосту Волгу и через 500 м направо – на Репино и Лотошино, до которого 55 км, из которых пять – «грейдер».
Мы в Московской области, и как ехать дальше – по Р-90 до Шаховской, а затем на М-9, или по Р-107 и Р-108 до Волоколамска и снова на М-9 до МКАД, решать вам, но мы рекомендуем второй путь. Приятно провести ещё 40 км без машин…
890 км вместо 670. 14 часов вместо девяти, зато сколько впечатлений! Будет на обратном пути из северной столицы лишних полдня, не пожалейте времени! Мне дорога так понравилась, что за прошлое лето три раза по ней проехал.
Маршрут подготовлен совместно с «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс», www.yamaha-motor.ru. Трек доступен на сайте компании.