Всевидящее око - 2

Всевидящее око - 2

Часть 2. Предупреждён, значит вооружён

Текст: Михаил Пимус фото из архива редакции

Продолжаем обзор технических спецсредств, которые призваны повысить культуру и безопасность дорожного движения. Теперь встанем на сторону участников этого движения.


Противостояние по обе стороны правил дорожного движения год от года становится напряжённее. Чиновники придумывают всё более изощрённые законы и ограничения, а технари на службе у государства совершенствуют средства вычисления нарушителей и механизмы сбора дензнаков в казну. Противоборствующая сторона в ответ ищет лазейки в законодательстве и способы обезопаситься от всевидящего ока дорожных радаров. Точнее всего для описания сложившейся ситуации подходит третий закон старика Ньютона, гласящий, что сила действия равна силе противодействия – чем более изощрённые средства фиксации нарушений применяют власти, тем технологичнее на их атаки отвечают современные Робин Гуды от высоких технологий, придумывая и модернизируя многочисленные антирадары или радар-детекторы.

Важно: антирадары (не путать с детекторами) призваны оказывать деструктивное действие на системы видеофиксации и регистрации нарушений, поэтому они выходят за рамки данного материала. Применение антирадаров запрещено во всех странах Европы, в том числе в России.

Теория

Радар-детектор – это прибор, который позволяет вычленять из массы эфирных шумов и излучений сигналы радарных частот, анализировать их и оповещать водителя о приближающейся опасности.

Современный радар как часть стационарной системы фиксации нарушений, будь то прибор, висящий на мачте над дорогой, переносной радар внутри патрульного автомобиля или на треноге, исследуя дорожную обстановку в поисках нарушителя, излучает волны определённой частоты, выискивая жертву. Высчитывание скорости движущегося объекта и того, насколько сегодня похудеет кошелёк жертвы, происходит по возвращённому сигналу, который отразился от поверхности движущегося объекта.

Все детекторы в мире работают на частотах Ku, X, K, Ka и волнах лазерного диапазона (от 800 нм до 1100 нм), перекрывая тем самым все возможные виды радарных комплексов. В России наиболее востребован и актуален K диапазон, в странах Европы в основном Ka диапазон.

Детектор премиального уровня сможет определить приближение угрозы, анализируя эфир на предмет «опасного» сигнала, на расстоянии до нескольких километров, задолго до попадания транспортного средства в зону фиксации (150–400 м), подать оповещение с помощью звуковой и световой сигнализации, вследствие чего водитель снижает скорость до разрешимой и избегает наказания.

Всё гениальное просто

В ряде случаев полноценный радар-детектор может заменить навигатор (или навигационная программа в мобильном устройстве). Помимо классического метода детекции по сигналу от радарного комплекса, существует другой способ обезопаситься от штрафов. Он основан на принципе GPS-навигации. В прибор зашит GPS-приёмник, который определяет своё географическое местоположение и сверяет его с закачанной в прибор базой данных, которая содержит информацию о местоположении радарных комплексов. Если на пути следования автомобиля попадаются системы видеофиксации (вне зависимости от их типа, главный критерий – наличие координат в базе), детектор заранее уведомляет водителя об их приближении. Очевидные недостатки такого подхода – невозможность засечь мобильные или свежеустановленные радарные комплексы, а также необходимость регулярно обновлять базу данных (актуальность и качество базы – основной фактор). Весомый плюс – достаточно точное определение любых стационарных систем (в том числе безрадарных комплексов и радаров «Стрелка»). Информационные порталы, такие как популярный speedcamonline.ru, содержат всю необходимую информацию как для владельцев детекторов с системой GPS (или навигаторов), так и для рядовых авто- и мотолюбителей.

Важно: использование современных навигационных систем с функцией оповещения о местоположении радаров во многих странах Европы считается противоправным действием и преследуется по закону.

  

Дальнейшее развитие оборудования закономерно привело к объединению детектирующего и GPS модулей в одном устройстве для получения универсального радар-детектора, который в силах распознать весь спектр средств видеофиксации нарушений, в том числе маломощные радары и безрадарные системы.

Основополагающим фактором при выборе устройства является его цена. Чудес обычно не случается, адекватно стоимости каждый конкретный экземпляр оснащается технологиями и функциями. В подавляющем большинстве случаев работает правило – чем больше денег просят за детектор, тем большего количества проблем с законом он поможет избежать. Комфорт дорого стоит, при активной динамичной езде цена экономии обернётся большим количеством штрафов.

Правильнее всего все детекторы классифицировать по стоимости на три группы: бюджетные, средний ценовой диапазон и дорогие устройства премиум-класса. 

Дёшево и сердито

Приборы начального бюджетного уровня (от 1000 до 4000 руб.) отнюдь не так плохи, как это может показаться на первый взгляд. Яркие игроки данного ценового диапазона детекторы производства Sho-me, Cobra и Inspector обеспечивают приемлемый уровень качества распознавания и достаточную дальность. Низкая стоимость диктует свои правила – бюджетным моделям не достаёт возможностей настройки, помехозащищённости и дальности работы. Как результат большое количество ложных срабатываний, игнорирование «Стрелок», периодическая неразбериха с определением диапазона и гарантированный штраф при превышении скорости под треногу в спину. Комфортный запас по скорости передвижения составляет +30 км/ч к максимально разрешённой, выше этой границы у водителя не хватит времени среагировать на сигнал от детектора.

  

Золотая середина

Приборы в среднем ценовом диапазоне (от 4000 до 8000 руб.) можно считать разумно-достаточными в большинстве ситуаций. Качество комплектующих подразумевает неплохую помехозащищённость, а функционал будет достаточным для большинства пользователей. Производители в данном сегменте – Inspector, Cobra, Whistler, Conqueror и некоторые другие. К сожалению, детекторы этого класса (также как и бюджетные) практически бессильны перед радарами, установленными в спину (не хватает дальности обнаружения). Комфортный запас по скорости составляет +40 км/ч к максимально разрешённой.

Whistler 558 

Круче не придумаешь

Премиальные детекторы (от 8000 до 25000 руб.) обеспечивают максимальный функционал. В данной ценовой категории превалируют приборы от Beltronics, Escort и Valentine One. Данные радары умеют распознавать количество и направление целей, имеют наилучшую помехозащищённость и передовые технологии, они порадуют владельца высокой чувствительностью, рекордной дальностью, отсутствием ложных срабатываний и в целом удовольствием от использования. Этот функционал очень не помешает в случае, если коварные сотрудники ДПС поставят несколько радаров друг за другом. Владелец простенького детектора, проехав первый радар, будет считать, что опасность миновала, а не отключившаяся сигнализация продолжает ловить остаточный «фон». Закономерный результат – штраф от второго радара. Прибор, умеющий определять количество целей и их направление, доходчиво расскажет владельцу о сложившейся обстановке.

Conqueror 3008 GPS

В чём же основное отличие между моделями разных групп и почему такой разброс цен? Дорогой премиальный прибор от бюджетного устройства начального уровня отличается чувствительностью (способностью реагирования даже на слабые, но при этом «опасные» сигналы) и помехозащищённостью (способностью отсортировывать радарные частоты от эфирного мусора). Абсолютно все модели детектирующих устройств, не оснащённые GPS-модулем, вне зависимости от ценовой категории бессильны перед безрадарными системами и большей частью маломощных радаров.

Матушка Россия как всегда отличилась, наши радарные комплексы зачастую сложнее и хитрее своих иностранных собратьев. Поэтому большая часть проданных в Европе или Америке детекторов у нас неэффективна (радары «Искра» и «Бинар» будут просто проигнорированы), перед их использованием потребуется дополнительная адаптация. Безболезненно можно использовать лишь приборы с универсальными прошивками (лидируют Valentine, Whistler и Conqueror).

Escort 9500ix

Важно знать, что во всей Европе, начиная со стран Прибалтики и Финляндии, использование детекторов запрещено. Законодательство везде по-своему определяет степень ограничений – от штрафа за использование до изъятия прибора в случае его наличия. Например, в Финляндии, если на стекле автомобиля находят присоску под детектор или даже её отпечаток, владелец рискует заполучить серьёзные неприятности вплоть до полного досмотра. 

Компоновка

По особенностям компоновки все детекторы делятся на два класса – моноблочные (все узлы устройства находятся в одном корпусе) и разнесённые (инсталлируемые), в которых антенный блок расположен отдельно от блока индикации. Последние, в свою очередь, бывают проводные и беспроводные.

  

Ложные сигналы

Даже самый совершенный детектор не застрахован от ложных срабатываний. Источником паразитического излучения являются приборы, использующие в своей работе полицейские радарные частоты. Например, датчики автоматических дверей на бензоколонках и в супермаркетах, измерители плотности трафика на дорогах, компоненты автомобильной системы контроля слепых зон side assist (по сути, это и есть миниатюрные радары), датчики объёма в автомобильной сигнализации.

Многие детекторы обладают специальным режимом для городской езды (sity), при его включении понижается уровень чувствительности, что делает езду по городу более комфортной. GPS-модуль в составе детектора можно настроить так, что он не будет сигнализировать вообще, если его владелец не превышает скорость.

  

Для мотоциклистов

Привычка использовать в своих поездках радар-детекторы ещё совсем не распространена среди российских мотоциклистов. Во многом это вызвано привилегированным положением двухколёсной техники ввиду малой распространённости радарных комплексов, работающих в спину.

Салон автомобиля располагает всем необходимым для установки детекторов, с двухколёсной техникой ситуация заметно сложнее. Специализированных устройств для установки на мотоцикл практически не существует. Приходится применять автомобильные аналоги. При установке необходимо учесть следующие условия: прибор должен быть загерметизирован либо установлен во влагозащищённое место, конструкция крепежа обязана быть одновременно быстросъёмной, максимально скрытной и антивандальной (иначе на первом же привале детишки «сработают» устройство баз шума и пыли). Для монтажа на мотоцикл удобнее всего использовать разнесённые модели детекторов. Особняком стоит вопрос оповещения водителя о приближающейся опасности. Как показывает практика, система визуального оповещения малоэффективна в условиях мотоцикла, вовремя заметить загоревшийся огонёк не всегда представляется возможным. Гораздо сподручнее ориентироваться на звуковой сигнал, от детектора его можно передать на аудиогарнитуру в шлеме по проводу или радиоканалу.

  

Заключение

Мотоциклистам, которые не выезжают за пределы города, нет нужды бояться каждого стационарного радарного комплекса ввиду того, что они пока ещё не работают в спину, соответственно, отпадает необходимость в детекторе. Матёрые мотодальнобойщики, напротив, сталкиваются с тем, что сеть приборов фиксации нарушений неравномерным слоем размазана по федеральным трассам, где их устанавливают кто во что горазд (закапывают радары в снег или грязь, прячут в недрах гражданских автомобилей или ограждений и т. д.). Привычный ритм движения приходится ломать, чтобы не связываться с продавцами полосатых палок и беспощадной полицейской системой рассылки спама.

При обилии всевозможных запретов и противоречивых законов от случайных нарушений никто не застрахован. Даже использование бюджетного прибора совместно с аккуратным стилем вождения без неоправданного лихачества способно в разы сократить количество писем счастья. 

При создании статьи использовались архивные материалы сайта www.rd-forum.ru
Выражаем благодарность Михаилу Мусихину за квалифицированную помощь в подготовке материала.


< Есть объезд!Inverted Can Can >

Похожие материалы

23 Мая 2013 11:28 Михаил Пимус