В Европе хватает гоночных трасс с историей. Монца, Ассен, Брно – легендарные имена для любителей «кольцевого» спорта. Но даже среди них Северная петля Нюрбургринга стоит особняком. «Мотоэксперт» вдоль и поперёк, на мотоцикле и машине изъездил самую сложную, самую опасную и самую интересную трассу на планете и понял, за что её прозвали «Зелёным адом».
Попасть на «Нюрбургринг» просто. Надо утром сесть в самолёт до Дюссельдорфа, пересесть в такси и к обеду оказаться на трассе. Но можно выбрать и более сложный путь, актуальный, если хочется поездить по треку на собственной технике. А если ты мотоциклист, то этот вариант и вовсе безальтернативный: если автомобиль можно взять напрокат на месте в специализированной спортивной конторе, то двухколёсный транспорт под такое дело вряд ли кто-то выделит, по крайней мере, за более-менее вменяемые деньги. Тем более нам очень хотелось узнать, как себя будет вести в протяжённом дальнобое и на большом треке Yamaha MT-09, находящийся в «Мотоэксперте» на ресурсных испытаниях.
Рассказывать о дороге из Москвы в Германию через Брест большого смысла не имеет, здесь всё как всегда, разве что в Польше платный автобан подобрался ещё ближе к белорусской границе и теперь покрывает половину Варшавы. Главная ловушка ждёт уже в Германии. Надо хорошо запомнить, что Нюрбург и Нюрнберг – это разные города. Приехав в знаменитый громким послевоенным трибуналом баварский город, ты выяснишь, что до трассы тебе ехать не десять минут, а пять часов, практически до другого, западного конца страны. Нюрбург – городишко небольшой, до ближайшего мегаполиса ехать далеко, всё здесь так или иначе завязано или на моторный спорт, или на экологический туризм. И из негоночных соблазнов в окрестностях есть разве что подзорные трубы для разглядывания пасущихся оленей и небольшие ресторанчики, не располагающие к чрезмерно активному отдыху. Впрочем, к этому особо и не стремятся, так как основная энергия посетителей этой местности уходит на вещи куда более интересные.
Нюрбургрингов на самом деле два. Первый – обычная трасса, каких в Европе немало, рассчитанная на проведение чемпионатов уровня MotoGP и «Формулы-1». Такие треки завсегдатаи картодромов и сооружений вроде Мячково обычно называют «большими». Но что есть действительно большой, понимаешь после знакомства с Nurburgring Nordschleife. «Северная петля», неофициально именуемая «Зелёным адом» – последний из могикан, наследие былых времен, когда шоссейный гонщики проносились в сантиметрах от деревьев и в случае падения с большой вероятностью лишались мотоцикла, здоровья, а нередко и жизни. Автомобилистам тоже приходилось несладко. Именно здесь горел знаменитый формульный чемпион Никки Лауда, историю которого не так давно напомнили народным массам с помощью фильма «Гонка».
Посетить Нордшляйфе стоит даже без езды, хотя бы чтобы посмотреть на автопарк. В паддоке собирается настоящая выставка лучших спорткаров современности. В России эти машины покупаются в штучных экземплярах и нечасто показываются на глаза. А здесь на одной маленькой площадке можно увидеть десяток Mercedes SLS или три McLaren. Последний здесь можно взять напрокат по цене «всего» € 450 за один круг, при этом в случае аварии франшиза страховой компании будет составлять € 150000. Ferrari присутствуют в большом количестве, а Porsche вообще приезжают сотнями и не привлекают маломальского внимания. Чаще встречаются разве что BMW в самых разных вариациях.
Отдельная история – автомобили в старых кузовах. У нас на улицах BMW, Volkswagen и Audi 80-х годов уже не встретишь, здесь же их очень много, причём выглядят они очень прилично и трассу проезжают подозрительно быстро. И именно вокруг них собираются любопытствующие, которых обычной современной машиной не удивишь. Секрет раскрывается, когда заглядываешь под капот. Там вполне можно увидеть современный мотор, обвешанный всевозможным тюнингом, выдающий многие сотни лошадиных сил. Например, молодые норвежцы привезли на «Северную петлю» 1100-сильный BMW. Правда, уехал он недалеко, по прошествии пары кругов вокруг него с озабоченным видом начали бегать механики.
Самый простой вариант поездить по Нюрбургрингу – обратиться в специализированную организацию, предоставляющую набор необходимых услуг, который организовать самостоятельно не очень просто. Она не только даёт напрокат машину, но и выбирает подходящее время трек-дня, бронирует гостиницу, предоставляет инструктора и берёт на себя множество неочевидных для новичка мелочей. Мы обратились в компанию Ring Garage Service, имеющую целый ряд плюсов. Первый и главный – работают в ней русскоязычные немцы и русские, так что в общении с инструкторами, механиками и организаторами не придётся, к примеру, вспоминать, как по-немецки будет «тормозная жидкость» или «управляемый занос». Во-вторых, компания предоставляет напрокат достаточно большой ассортимент машин, как недорогих для новичков, так и мощных спорткаров, которые могут показывать результаты соревновательного уровня. В-третьих, инструктором здесь работает известнейший российский гонщик Виталий Дудин, выигрывавший множество российских и международных соревнований и гоночных серий в различных дисциплинах. Начинал гоночную карьеру Виталий с мотокросса и до сих пор периодически ездит на двух колёсах, так что с мотоциклистами он разговаривает на одном языке.
Инструктор – главная и необходимая составляющая для новичка на Нюрбургринге. Знакомство с обычными треками происходит просто: первый заезд ты запоминаешь, в какую сторону поворачивать, второй – где тормозить и открываться, третий разгадываешь особо сложные куски, и четвёртый едешь практически в полную силу. «Северная петля» полностью меняет представление о кольцевом спорте. Как говорят ветераны, здесь можно ездить всю жизнь, и при этом так и не проехать ни одного идеального круга. По одной простой причине: длина круга – 21 километр, на нём расположено 90 поворотов, большинство – слепые, то есть ты не видишь не только крутизны, но иногда даже направления. Чтобы первый круг не стал последним, для начала желательно проехать его и несколько последующих на пассажирском сиденье с инструктором за рулём. Тогда мозг начнёт постепенно запоминать, что здесь делать можно и что нельзя. Надо сказать, ощущения при этом даже острее, чем во время самостоятельного пилотирования. Особенно если ведёт машину спортсмен уровня Виталия Дудина, выигрывавший на этой трассе крупные международные гонки. Тут ты начинаешь по-новому смотреть на автоспорт и остро ощущать собственное ничтожество.
Потому что, пересев после такого катания на водительское место, начинаешь чувствовать себя черепахой. Перед тобой 90 поворотов, чтобы запомнить их, требуется месяц, а может и год, так что нет ни малейшего понимания, как и куда здесь ехать. Помогает только инструктор, также исполняющий обязанности штурмана. По ходу дела он доходчиво объясняет, в каком месте ехать, в каком месте тормозить, а в каком – «газовать». У уважаемого читателя наверняка уже назрел вопрос, почему в мотожурнале ему так много рассказывают про автомобили. Причина простая: если ты хочешь долго и счастливо ездить по «Северной петле» на двух колёсах, начать придётся на четырёх. Во-первых, здесь можно воспользоваться помощью инструктора. Во-вторых, шансы попасть в аварию на первых кругах неизмеримо больше, чем при наличии некоторого опыта, и в этом случае в отбойник лучше врезаться в железной коробке. Которая, к тому же, более терпимо относится к ошибкам. Конечно, за прокат машины придётся платить, но это в большинстве случаев обойдётся дешевле, чем ремонт мотоцикла и лечение.
На мотоциклистов на Нюрбургринге смотрят со смесью уважения и сочувствия. Выше уже рассказывалось про конфигурацию с множеством слепых поворотов. Усугубляется она минимальным количеством зон безопасности. Владельцы близлежащих сервисных центров как будто платят администрации трека откаты за поступивших оттуда клиентов: зоны безопасности практически отсутствуют. В паре метров от асфальтового полотна идёт железный отбойник. Причём если ты в него врежешься, будешь платить € 300 за одну секцию, даже если на ней не видно повреждений. А врезаются мотоциклисты очень часто. Впрочем, даже если есть зона вылета, там могут прятаться нехорошие сюрпризы.
Например, один из слепых поворотов построен таким образом, что перед входом тебе кажется, будто придётся ехать направо, а на самом деле нужно налево. Под чутким руководством инструктора он проезжался нормально, но на первом же мотоциклетном круге пришлось уходить по «срезке». Всё бы ничего, но поребрик перед ней зачем-то поднят над асфальтом сантиметров на 30. Совершив почти мотокроссовый прыжок, я остался на колёсах. Стоявшим рядом двум спорткарам повезло меньше, в этом месте они поотрывали выступавшие вниз детали мотора и подвески. Вечером в баре демонстрировался сборник архивных видеороликов с наиболее зрелищными авариями Нюрбургринга, и большая часть была снята именно в этом повороте. И за десятилетия постоянных крушений организаторы так и не озаботились созданием условий для более безопасной езды.
Мотоцикл даёт более острые ощущения не только из-за постоянного ощущения опасности, но и за счёт лучшей разгонной динамики. Особенно это чувствуется в крутых подъёмах, где даже очень мощные машины тянут заметно хуже, чем по ровному. Лёгкому мотоциклу же 300-метровый перепад высот практически безразличен, главное – не перевернуться назад при разгоне в горку и вперёд на торможении в спуск. А ещё водителю надо привыкнуть к заложенным ушам, когда на скорости хорошо за 200 ему приходится проваливаться в самый эпицентр «Зелёного ада», так называемую «лисью нору», представляющую спуск с несколькими изгибами, проезжаемый на максимально возможной скорости. И к тряске на стыке плит в «карусели», наклонённом под приличным углом упорном повороте, типа тех, что часто встречаются в мотокроссе. И, наконец, здесь есть полуторакилометровая прямая, где из мотоцикла выжимаются все соки, и мотоциклист может отыграть у автомобилиста несколько секунд.
Правда, проехать её удаётся не всегда. Она полностью открыта в трек-дни, когда трасса используется для тренировок спортсменов и тех, кто хочет быть на них похожими. Попасть на трек-день непросто и достаточно дорого. Доступнее так называемые туристические заезды. Они проходят либо несколько часов вечером после трек-дней, либо в отдельные дни и собирают массу участников на самых разных транспортных средствах, от суперкаров до микроавтобусов и от спортбайков до туристических эндуро, причём все, и два, и четыре колеса ездят одновременно.
Здесь всё очень просто: покупаешь билет по цене около € 25 за круг и ездишь. В это время «Северная петля» функционирует в режиме платной дороги общего пользования с односторонним движением. За скоростным режимом, конечно, никто не следит, но, например, категорически запрещены обгоны справа. Говорят, в случае столкновения разбирает их полиция, определяющая виновного согласно правилам дорожного движения. На мотоциклах приезжают меньше, чем на машинах, но всё равно достаточно много. Вечером в начале мая при сомнительной погоде собралось около 40 двухколёсных, причём подавляющее большинство из-за границы, французы, итальянцы, голландцы и даже англичане.
Также здесь постоянно происходят соревнования, изредка для мотоциклистов, постоянно – для автомобилистов самого разного уровня. Мне повезло застать первый этап чемпионата RCN, многочасовую гонку на время с раздельным стартом, подразумевающую пит-стоп и возможность сменить пилота. За команду Ring Garage Service здесь вдвоём на одной машине Porsche Cayman выступили наиболее способные клиенты, накатавшиеся за несколько лет обучения до неплохих результатов. Противников у них оказалось более чем достаточно: всего заявилось больше сотни машин в нескольких классах.
Пока первый российский гонщик, Михаил Василенко, ездил свои круги, над трассой начали сгущаться тучи. И очень скоро в паддок начали приезжать мокрые машины со следами повреждений на кузовах. Оказалось, с одной стороны трассы может быть сухо, а с другой в это время лить ливень. Самое сложное в таких случаях выбрать покрышки, чтобы и на мокром держали, и на сухом не разрушались. Судя по внушительному количеству аварий, сделать правильный выбор удалось далеко не всем. В Ring Garage обслуживающий персонал оказался подготовлен к такой ситуации, так что второй водитель, Сергей Понкин, после замены колёс тоже проехал свою часть гонки с хорошим результатом и без происшествий. Масштаб мероприятия стал очевиден, когда все машины, во время заезда расставленные по нескольким паддокам, были собраны в закрытом парке. И когда видишь на одной площадке сотни спорткаров, начинаешь понимать, что именно здесь, а не на Рублёвском шоссе или Смотровой площадке живут настоящей жизнью «Феррари», «Ламборгини» и прочие «Мазератти».
Поездка на Нюрбургринг – мероприятие крайне познавательное, даже для человека, поездившего по основным шоссейно-кольцевым трекам Европы. Трасса не похожа ни на что и относится к числу мест, которые надо увидеть хоть раз в жизни. На мотоцикле здесь стоит ездить только при наличии спортивного опыта и холодного разума или хотя бы одного из двух, потому что шансы попасть в аварию у новичка крайне велики, так что для начала желательно воспользоваться машиной с инструктором, также исполняющим обязанности штурмана. Конечно, до глубины души впечатляет атмосфера: здесь начинаешь понимать, для чего нужны дорогие спорткары, которые в Москве обычно ездят от коттеджа до ночного клуба. Любопытно посмотреть, как целый регион работает на моторный спорт, на автосервисы, представительства крупнейших производителей и даже гостиницы с ресторанами, оформленные в гоночном стиле. В общем, резон не приезжать есть только один, на Нюрбургринг можно подсесть, как на наркотик, и жить потом с постоянным желанием вернуться в «Зелёный ад» будет непросто.
За помощь в подготовке материала благодарим компанию Ring Garage Service, www.r-garage.ru, тел. +7 (925) 777-88-88.