Природа обделила Прибалтику горами. Здесь не найдёшь столь привлекательных для мотоциклистов серпантинов. Но в качестве компенсации ледник, сползавший с полюса к экватору 10000 лет назад, оставил нам ландшафт, который по научному называют моренным – холмы и озёра. Так что многие дороги Прибалтики вызывают не меньше адреналина, чем серпантины Альп – ведь их изгибы построены не по расчёту инженера, а следуют прихотливому, рваному ритму подъёмов и низин, образуя эдакое мотоциклетное регги: из меняющихся радиусов, «слепых» перегибов и «трёхмерных» виражей.
Одна из таких дорог – POSTITEE – «Почтовая дорога» в Эстонии, предлагающая не только увлекательную езду как основное блюдо, но и гарнир из достопримечательностей.
Не доехав пары километров до границы Латвии, свернём со скучной магистрали Псков – Рига по указателю на Хаанью и Руусмяэ. Связки поворотов, подъёмов и спусков быстро приведут нас в деревню Руусмяэ, и здесь наша первая остановка.
Достопримечательность Руусмяэ – усадьба «Рогози» (от фамилии основателей, польских магнатов Рогозинских). Станислав Рогозинский заложил дворянское гнездо в 1600 году, но уже вскоре усадьба перешла в собственность немецких дворян со смешной для русского уха фамилией Глазенапп и оставалась во владении этой семьи аж до 1919 года.
Усадьба представляет собой четырёхугольный замок в стиле барокко, внутри которого находится центральное жилое здание. В надвратной башне расположился музей, а тыльная сторона замка выходит на парк с прудами и мостиками над протоками. В отреставрированной части замка находится небольшая гостиница и ресторан. В замке также организуются различные выставки, воркшопы и конференции.
Отправляемся дальше. Через 10 километров перед въездом в деревню Хаанья спешимся на автомобильной стоянке. Мы у подножия холма Суур-Мунамяги (Suur Munamägi), что в переводе с эстонского означает «Большая гора-яйцо». Суур Мунамяги – самая высокая точка Прибалтики: 318 метров над уровнем моря. От автостоянки на вершину холма ведёт довольно крутой подъём, который нужно преодолеть пешком, но не пугайтесь: стоянка находится на уровне 260 метров над уровнем моря, так что путь наверх занимает всего несколько минут. На вершине холма находится смотровая башня, добавляющая прибалтийскому эвересту ещё 29 метров. Башня с магазином сувениров, кафе и лифтом – уже пятая по счёту, возведённая в этой точке. Первую башню построили ещё в 1812 году, но вскоре разрушили: по преданию, из-за того, что она вводила в смущение капитанов кораблей на Балтике. Позже, в конце XIX века, постройку башен из дерева финансировал местный трактирщик, справедливо полагавший, что это привлечёт посетителей. Современная же башня из бетона была возведена в 1939 году. С её смотровой площадки открывается вид на леса и озёра Хааньяской возвышенности. Радиус обзора – внушительные 50 км.
Продолжив наш путь, через 15 километров мы окажемся в городе Выру. Двумя километрами севернее этого города и начинается, собственно, Postitee – «Почтовая дорога».
«Почтовая дорога», соединявшая второй по величине город Эстонии Тарту и городок Выру, была проложена в 1784 году, а в середине XIX века по ней началось регулярное почтовое сообщение. В 1860-х вдоль дороги построили четыре типовые почтовые станции, в здании одной из которых, в деревне Варбузе, сегодня разместился Музей дорог Эстонии.
Вход и основная экспозиция находятся на противоположной стороне от здания бывшей почтовой станции. Музей встречает нас коллекцией дорожных указателей разных эпох. Далее экспозиция рассказывает об эволюции дорог региона, начиная от выложенной из стволов деревьев гати, продолжая булыжной мостовой, гравийной дорогой, каких в эстонской провинции ещё много, и асфальтированным шоссе. Тут же нас ждёт и придорожный трактир, где можно угоститься квасом (никакого пива – в Эстонии за рулём «сухой» закон!). Ностальгию вызовет АЗС 60–70-х годов с бензином А-66 и А-72. Рядом – «УАЗик», «Жигули» и «Москвич». Не забыта в экспозиции музея и примечательная (сейчас почти пропавшая) деталь прибалтийских дорог – помост для бидонов с молоком. Колхозники, сдававшие молоко государству, вывозили утром полные бидоны к дороге и выставляли на помост высотой вровень с кузовом грузовика. Учётчик молокозавода забирал полные бидоны и возвращал пустые. На каждом бидоне – фамилия владельца, чтоб не перепутать.
Пройдя мимо дорожно-строительной техники и посетив ангар с автомобилями, попадаем в городок с улицами, светофорами и пешеходными переходами, в котором дети (а также взрослые) могут познакомиться с правилами дорожного движения, управляя электромобильчиками. А рядом – площадка со «змейками», «кругами» и «восьмёрками» для желающих потренировать навыки вождения двухколёсных транспортных средств: на выбор самокат и несколько велосипедов, один из которых – классический «пенни-фартинг»! Оседлав его, я быстро понял, почему в комплекте к нему идёт велосипедный шлем!
Комплекс зданий почтовой станции, построенной по проекту тартуского архитектора Франца Кёнигсманна в 1863 году, состоит из главного здания, конюшен и гаражей для карет, обязательной кузницы и дома для отдыха почтальонов. В бывших конюшнях – продолжение экспозиции, центральное место которой – видео-симулятор, с помощью которого каждый может попробовать себя в качестве водителя грейдера. Ехать медленно и смотреть в зеркала!
В 1950–60-х годах некоторые участки Поститее были выпрямлены и расширены, чтобы адаптировать дорогу для движения автобусов и грузовиков. В это время дорога имела республиканский статус. Но в 1972 году было открыто движение по новому шоссе Тарту – Выру, и Поститее стала местной дорогой. В 2005 году она была объявлена мемориальной и превратилась в туристический объект, представляющий историю развития коммуникаций и экологический регион, который включает в себя многочисленные туристические усадьбы, природные заповедники и туристические тропы.
Поститее почти на всём своём протяжении (а это без малого 75 километров) сохранила оригинальную конфигурацию конца XVIII века: почти без прямых участков, с подъёмами, спусками и «слепыми» перегибами: к нашей вящей мотоциклетной радости.
Мемориальная почтовая дорога заканчивается на перекрёстке с шоссе Тарту – Пылва. Отсюда до Тарту около 30 километров.
Второй по величине город Эстонии – отличное завершение маршрута. Основанный эстами в V веке как Тарбату (город тура), захваченный Ярославом Мудрым в XI веке и наречённый Юрьевым, ставший позже столицей ливонского Дерптского епископства, сегодня Тарту – самый молодёжный город Эстонии благодаря университету, одному из старейших в Восточной Европе. Мировую известность университету принесла деятельность профессора Юрия Михайловича Лотмана и его тартусской школы филологии, культуры и семиотики: идеологическое давление здесь ощущалось в гораздо меньшей степени, чем в центральных университетах СССР.
Основными достопримечательностями Тарту являются холм Тоомемяги с развалинами Ливонского кафедрального собора и епископского замка и комплекс улицы Юликооли (Университетской) с центральным зданием университета, а также Ратушной площади с городской ратушей и фонтаном-памятником «Целующиеся студенты». Параллельная Юликооли пешеходная улица Кююни – центр вечерне-ночной жизни города со множеством баров, ресторанов и клубов.
Переночевав в Тарту, можно отправиться в Таллин. Избежав магистрали № 2, любознательный мототурист может оказаться в живописных окрестностях Чудского озера, на извилистых дорогах национального парка Лахемаа и посетить эстонские водопады. Но это уже другая история.
Автор статьи – гид, организатор мототуров, председатель комиссии мототуризма Литовской федерации мотоспорта.
< ROUTE 66, КАКТУСЫ, YAMAHAИсторическая петля >