Что знали мы о Китае в конце 70-х? Мало… Границы на замках, термосы и х/б сорочки из КНР, в новостях радио «Маяк» о культе Мао…
У самих из мотоциклов предел мечтаний – ижевский «Пёс» с карбом Mikuni или чешская «Ява». Магнитофон «Электроника» и ещё гитара «Кремона» для дворовой песни. Одна из них – исповедь пилота американского F-16:
…И ответил тот «раскосый», что командовал допросом:
«Сбил тебя наш лётчик Ли Си Цын…»
Да, наши там были, когда Вьетнаму помогали с USA воевать и от китайцев отбиваться. Было такое…
И вот второе десятилетие третьего тысячелетия, «железной» стены между нами и Китаем уже нет. Перелёт в восемь часов: здравствуй, Китай! Путь из аэропорта в Пекин вызывает желание искать прокат мотоциклов. Тут так же «тромбозно», как на стоянке в Пулково или на подъезде к Шереметьево. Много уже писалось о «хаотично-броуновском» дорожном движении в странах Юго-Восточной Азии, и вот инстинкт самосохранения гонит мысли о самостоятельном выезде на дороги Пекина прочь. Нет, дальтонизма у китайцев особого не замечено – на «красный» большинство останавливаются и на «зелёный» едут, но как! А как надо, так и едут, особенно двух-трёхколёсный транспорт. Часто наперерез и по диагонали, по кратчайшему пути в нужную сторону, разметка и знаки приоритета есть, но в карманах на пересечение встречного потока не стоят, разъезжаются на встречке, полосах для мотовелотехники, главное – разъезжаются! А двухколёсному транспорту на крупных магистралях выделены огороженные решётками полосы, считаются с их наличием и создают им условия. Первое время казалось, что передавят они друг друга, но за неделю в крупных городах ни одной аварии не видел. Но после наблюдения способов проезда перекрёстков в Пекине с попыткой понять их алгоритм желание искать прокат мотоциклов у меня пропало.
Да и дело это очень непростое – прокат транспорта в Китае иностранцем. Международные водительские удостоверения там не действительны, только на основании национальных ВУ мототранспорт объёмом до 150 см3 могут сдать в аренду иностранцу. Можно, конечно, малокубатурно, как Виктор Хван, прохватить по Поднебесной. А вот с серьёзным объёмом ДВС собственного мотоцикла – это только с обязательным предварительным согласованием маршрута и сопровождением местного гида, ну и за очень приличные деньги от $ 7000 за один мотоцикл от прокатной конторы. Не воссядешь на «коня», как в большинстве стран мира – пришёл, примерил, оплатил и покатил. Строго всё!
О строгостях, и к чему они приводят на китайских дорогах, тут можно поподробней изложить. Сам парк двухколёсной и трёхколёсной техники тоже удивил, как большим количеством в нём трёхколёсных средств передвижения, так и тем, что более чем у 90 % этой техники отсутствует ДВС! Вариантов два – педали и электродвигатель. Тут что вызывает уважение из действий Правительства Поднебесной, так это выполнение ими разработанных планов населением. Задыхались крупные города от стремительно увеличивающегося поголовья транспорта и смрада двухтактных выхлопов, так постановили о переводе мототранспорта на электротягу. Так и сделали, как постановили – сроки реальные, экономика гибкая, и вот, пожалуйста – «сумрачно-жужжащее» электроплемя на дорогах. Без прямотоков, так что при переходе дорог по «зебре» головой надо крутить на полный оборот! В мастерских продаётся масса комплектов для двухколёсного транспорта на замену ДВС с вариатором. Практически все скутера с электромоторами и аккумуляторами, а многие велосипеды на электротяге. Скорости не высокие, если на отсутствие шлема дорожная полиция посмотрит сквозь пальцы, то за непереоборудованный на «электричку» скутер размер штрафа и последствий малым не покажется. Пару раз видел летающих по Пекину молодых парней на скутерах с ДВС под 200 кубов, как объяснил гид – они очень сильно рискуют.
В маленьких, по меркам Китая, городах с населением меньше миллиона жителей мототехника, потребляющая бензин, встречается в большем количестве, чем «ампероядные». Потолок допущенной на дороги техники с ДВС упирается в 200 см3, чем и довольствуются местные райдеры. Полиция имеет очень большое количество мототехники, в большинстве своём это лицензионные японские воздушки в 250 см3, оснащённые мигалками и прочими атрибутами спецтранспорта. Используется мототехника дорожной полицией Китая много активнее, чем в России, так как климат помягче, и «пролазность» на тромбозных дорогах городов много выше автомобиля.
Об автомобилях. Тут тоже было удивление от парка Пекина и Шанхая – в них почти нет китайских авто, произведены они, конечно, практически все в КНР, но марки и модели всего мира. Версии «лонг» у многих популярных моделей – от ветерана местного автопроизводства такси WV Santana, бывшим в Европе Passatʼом первого поколения, до новейших «тянучек» BMW третьей, пятой и седьмой серий. Любят простор и седаны, как и большинство наших соотечественников. И ещё приучены к содержанию авто в нормальном состоянии – битой техники, как и заклеенных плёнкой стёкол или разноцветных кузовных деталей на дорогах нет. Если разбил машину, то выезд на дороги только после того, как будет полностью восстановлено авто. Также на дорогах кольцевых и внутри мегаполисов в дневное время практически нет грузовиков, их не пускают, Москва пытается брать с Поднебесной пример, не пуская на МКАД днём большегрузы. Есть и «табу»: в Китае надо сначала получить регистрационные государственные номера, и, только имея их, вы сможете купить автомобиль. Но благодаря долгожданным «номерам» не в любой день везде в городе на машине проедешь. По последней цифре въезд во многие центральные части крупных городов по правилу – сегодня «чётные» и завтра «нечётные».
О тех, кто не за рулём. Главное, это им надо быть очень внимательными! Особенно на «зебрах», так как «не урчат» электроскутера для заметности в общем сплошном гуле сигналов, так ещё и не пропускают «безлошадных». Так вот, обтекая и пересекаясь друг с другом, текут потоки транспорта и пешеходов. А на тротуарах тоже бывает очень плотно, в праздники и утренние часы пик часто выставляют солдат для сдерживания потоков населения на перекрёстках. Руки расставлены – значит стойте, по швам – проходите. Много ещё добровольцев-регулировщиков, их часто используют для организации движения, среди них много женщин. Да, и ещё о реках. Там тоже «пробки»! Разного калибра суда в устье Янцзы «пробиваются» к морю и в порт Шанхая и так же гудят, как авто на перекрёстках! Страна в работе использует все свои транспортные артерии.
В целом о стране и людях. Чисто на дорогах пепельницы и урны используют по назначению, из «меринов» не летят пакеты и «хабарики». Люди в большинстве отзывчивы, лица открытые, приветливые, многие молодые владеют английским, показывают и объясняют дорогу. Хотя сами порой друг другу пишут иероглифы, пытаясь что-то выяснить, так как на словах не понимают, если ещё соседние провинции могут «договорится», то окраины – нет. Как в России Москва состязается с Питером, так и Пекин с Шанхаем, есть и блага от конкуренции, одно из них – два цирка. В Шанхайский цирк не попал, а вот в Пекинском наблюдал мощнейшие силовые и акробатические номера. А в финальном номере в сетчатый шар диаметром ~8 метров въезжали и потом ездили в разных плоскостях с дистанцией в десятки сантиметров (!) мотоциклисты. После пятого в шар въезжающего я был искренне удивлён и думал, что всё, ан нет – заехало их восемь! Посмотрите сами на YouTube: китайский цирк. Мотоциклы в шаре. Chinese Circus – Motorcycle Stunt. Вот ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=LKluhB0VB0U. А вот в Китае на Facebook и YouTube вы не зайдёте, они заблокированы. Но в отеле и почту проверите, и по Skype поговорите.
Из советов и впечатлений. Для безопасности – это стандартный – держите визитку отеля, где проживаете при себе и в документе. Сам чуть не «попал», перерывая сумку, оставил паспорт в магазине, работники которого не поленились отзвониться по цепочке в отель, те в турагентство, дальше гиду, который и сообщил о пропаже, так что не застрял в Шанхае паспорт, владельцу вернулся. Да и сам вот дома. Грустно, правда – начинали преобразования практически вместе, но после Шанхая Москва кажется его пригородом. А дороги в российских столицах похожи на заштатные трассы в китайской провинции. Китайская промышленность одевает и обувает огромную часть мира. На «Мотопарке-2013» половина московской экспозиции занята была представителями фирм из Китая. Шильдик Made in China как должное на электронике, компьютерах, смартфонах… Проще сказать, где его нет. Ах, да – на автомобиле «Лада» отсутствует! Да и новые технологии приживаются активно, как ветряные генераторы и солнечные батареи на столбах освещения автомагистралей, электроскутера, многоярусные, до семи (!) уровней развязки, поезда на магнитной подушке, едущие со скоростью более 400 км/ч. Китайский гид прокомментировал наше удивление увиденным: «У вас население в десять раз меньше, а вот миллиардеров во столько же раз больше…». Тут «без комментариев».