Оказаться в нужное время в нужном месте да ещё и на правильном мотоцикле бесценно! Yamaha XT1200Z Super Tenere была послана нам на этот маршрут свыше. Не всякий мотоцикл бы справился с эпизодическими выездами на весьма суровый грейдер при полной загрузке, да ещё и в 30-градусную жару. «Тенери» проделывала всё это с лёгкостью, отмотав за два неполных дня чуть больше 800 км. Самое главное – жёсткий продубас по не всегда ровным дорогам Орловской и Калужской областей никак не отразился на целостности мотоцикла, а лишь прибавил пыли и мух на обтекатель.
Годы вернуть невозможно,
Но я умею мечтать.
О далёких мирах, о волшебных дарах,
Что когда-нибудь под ноги мне упадут.
О бескрайних морях, об открытых дверях,
За которыми верят и любят, и ждут меня...

Путешествие не всегда должно быть рациональным и распланированным. Может просто захотеться побывать где-то в новом месте, и вот ты уже едешь, сам пока ещё не знаешь, куда...
Не перестаю утверждать, что для получения удовольствия от поездок по центральной полосе России с собой нужно брать особое настроение. И я не имею в виду средства расширения сознания. В действительности в нашей стране, чтобы испытать реальное наслаждение от самой дороги, нужно забраться поближе к горам или морю. Во всех остальных случаях от бесконечного леса и полей может случиться помутнение рассудка. Сегодня мы вместе попробуем разобраться, как можно с интересом провести время в Калужской и Орловской областях в рамках двухдневной поездки.
Первой опорной точкой нашего маршрута является город Калуга. Из Москвы удобнее всего будет выезжать по широкому и ровному Киевскому шоссе, которое примерно через 160 километров приведёт к цели. В наши дни Калуга в первую очередь известна своей промышленностью. Здесь с успехом собирают автомобили Volkswagen, Škoda, Volvo и Peugeot. Город так же сыграл не последнюю роль в развитии космонавтики. С 1892 по 1935 годы тут жил и работал выдающийся изобретатель и теоретик космонавтики Константин Циолковский. В городе по адресу: улица Академика Королёва, дом 2 действует первый в мире и крупнейший в России музей космонавтики, созданный при непосредственном участии С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина. На улице Театральной стоит простой, добрый и философский памятник Константину Эдуардовичу. Посреди пешеходной зоны гениальный изобретатель смотрит в небо и придерживает рукой любимый велосипед. В начале этой же улицы расположен другой, не менее примечательный памятник под названием «Мешок счастья».
Промышленная мощь во многом положительно влияет на транспортную инфраструктуру города. В Калуге почти нет пробок и очень хорошие, ровные дороги. Местные водители крайне вежливые и не имеют привычки нестись куда-то сломя голову. Мотоциклистов уважают и пропускают. Знакомство с достопримечательностями удобнее всего начать с центра. В общих чертах Обзорный проезд – это улица Московская, улица Степана Разина и улица Кирова, плавно перетекающая в улицу Гагарина и Гагаринский мост. Импровизированную экскурсию можно расширить за счёт ряда центральных улиц и небольших переулков. Что примечательно, большая часть самого центра отмечена знаком, запрещающим въезд для мотоциклистов. Однако местных любителей двухколёсной техники это абсолютно не смущает.
Из уютной Калуги двигаемся дальше, в направлении Орла. Два этих города на карте соединяет извилистая трасса Р-92. В данном конкретном случае навигационным приборам и их бумажным аналогам доверять не стоит. Поэтому хочу сразу предупредить, что Р-92 – это смесь двух ходовых российских понятий «дорога» и «направление». По состоянию на середину лета 2014 г. дорожное полотно на 2/3 представляет собой ровный гладкий асфальт с разметкой и обочиной, а на оставшуюся 1/3 раллийный доп с грунтом, щебнем и прочими радостями жизни. Причём участок плохой дороги расположен ровно посередине. По-видимому, две бригады дорожников как в школьной задаче вышли работать навстречу друг другу. Заядлым эндуристам на соответствующей технике данный участок пути, изобилующий заброшенными деревнями, водоёмами, подъёмами и спусками, гарантированно придётся по вкусу. Местами можно почувствовать себя первооткрывателем. Владельцам спортбайков и дорожников лучше отправиться в Орёл через Тулу, а на Р-92 вернуться через годик в поисках прекрасного шершавого асфальта и крутых поворотов. К достопримечательностям в пути можно отнести два небольших, но очень древних города – Белев и Болхов. Само собой, внутри разруха и уныние, но проезд по основным улицам – зрелище как минимум колоритное! В Болхове любопытно будет посетить Троицкий Рождества Богородицы женский монастырь (отворот налево при въезде в город перед улицей Козырева).
Если, согласно правилам расчётливого мототуриста, на маршрут выехать с утра пораньше, то прибытие в Орёл состоится ближе к вечеру в светлое время суток. В отличие от той же Калуги, административный центр Орловской области практически не имеет промышленных производств. О происхождении «птичьего» названия ходит несколько легенд. Самая интересная и красивая связана с великим царём Иваном Грозным. Он повелел начать строительство города-крепости для охраны южных границ Русского государства. Когда стали рубить дуб, росший на берегу, у слияния двух рек Оки и Орлика, с вершины дерева слетел орёл. «А вот и хозяин», – сказал один из работяг. Иван Васильевич и повелел назвать город именем птицы.
Свободное время горожан распределено между зелёными и весьма ухоженными центральными улицами города и многочисленными барами. Так же принято называть Орёл городом студентов. Различных учебных заведений действительно в избытке. Под занавес первого дня поездки неплохо бы где-то разместиться (гостиниц не много, но выбрать есть из чего) и отправиться в прогулку по центральным улицам города с обязательным посещением местных кабаков, осмотром памятников, парков и набережных.
Второй день маршрута сконцентрирован вокруг обратного пути в Москву и посещения некоторых попутных достопримечательностей. На этот раз нет особого смысла выезжать с утра пораньше. Впереди всего 364 км пути по относительно ровным и ходовым автомагистралям.
Из Орла выезжаем по Московскому шоссе на автодорогу М2 «Крым». Очередная контрольная точка поездки – уездный город Мценск. Способ проезда очевидный – спустя примерно 20 км пути съезжаем по указателям с автомагистрали и по Орловской улице попадаем в центральную часть города. Мценск производит двоякое впечатление. С одной стороны, город небольшой, без каких-либо особенно ярких красот и видов, но здесь чувствуется жизнь и общий позитивный настрой местных жителей. С завидной периодичностью встречаются мамаши с колясками, велосипедисты и мотоциклисты. Настоятельно рекомендую подъехать к Вознесенской церкви (улица Мира) и построенной в стиле классицизма церкви Воздвижения Креста Господня (пересечение улиц К. Маркса и Пионерской). При наличии достаточного запаса времени определённо стоит посетить музей-заповедник И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново (Мценский район, село Спасское-Лутовиново).
Выезжать из Мценска обратно на М2 удобнее всего по улице Машиностроителей в сторону города Чернь. В районе местной железнодорожной станции (на трассе есть соответствующие указатели) расположен мемориал славы «Бронепоезд Победы». Здесь на рельсах стоит легендарный бронепоезд «Козьма Минин», участвовавший в боях и обороне железнодорожного отрезка Москва – Тула.
При правильном расчёте возвращение в Москву произойдёт уже ближе к вечеру, в момент, когда основная масса автомобильных пробок сойдёт на нет. Ставить данным путешествием финальную точку на юго-западном относительно Москвы направлении рановато. Как говорится, всё течёт, всё меняется.
Маршрут подготовлен совместно с «Ямаха Мотор Си-Ай-Эс», www.yamaha-motor.ru
При подготовке материала использован навигатор Garmin Montana 650, предоставленный компанией «Навиком», тел. (495) 786-65-06, www.garmin.ru