Когда речь заходит о мотопутешествиях, в первую очередь на ум приходят дальние страны. Альпы, Норвегия, Анды, Аляска... Route 66… Это классические, всем известные мотоциклетные маршруты. Покопавшись в предложениях организаторов туров или на форумах, найдём ещё побережье Адриатики, Пиренеи, Румынию, любители бездорожья назовут Шри-Ланку, Камбоджу, Центральную Америку.
Но часто бывает так, что за этим богатством выбора мы забываем посмотреть буквально за угол, в «ближнее зарубежье», находящееся практически в одном дне езды от Москвы или Петербурга. Прибалтика – это как раз такой регион: географически и культурно близкий, не вызывающий «трудностей перевода», но, признаемся честно, пока мало ассоциирующийся с мотоциклетным туризмом.
В этой статье я хочу представить читателю Литву, Латвию и Эстонию с точки зрения мототуризма и заодно развеять несколько укоренившихся мифов о Прибалтике.
Прибалтика – это там, где живут «прибалты»
Нет, такой национальности нет. Литовский и латышский язык родственны (приблизительно как русский и украинский), а эстонский принадлежит к совсем другой языковой группе и близок к финскому, венгерскому и языкам народов Урала (удмуртов, мордвы, манси). Сильно различается и история трёх стран: Литва до XVII века обладала собственной государственностью, в то время как племена на территории современных Латвии и Эстонии были покорены ещё в XIII веке. Традиции Литвы носят следы унии с Польшей, Латвия и Эстония испытали немецкое и скандинавское влияние. Ещё в начале XX века на улицах Риги и Таллина говорили по-немецки, а в Вильнюсе преобладали польский и идиш.
И всё же, несмотря на эти различия и даже политические трения между тремя государствами, Прибалтика воспринимается как единый регион, и этого тут никто не скрывает. Литовцы и латыши даже называют друг друга «бралюкасы» (братишки), и пожалуй, редко у соседних народов бывают такие тёплые отношения. Это чувство общности, конечно же, связано и с одним на всех советским прошлым (и, соответственно, похожим культурным кодом).
В Прибалтике не любят русских
Статистика говорит обратное: граждане России занимают первое место среди туристов, приезжающих в Литву и Латвию, и второе – в Эстонию (первое место тут, само собой, у финнов). Стали бы люди ездить туда, где их не любят? В Литве, Латвии и Эстонии по понятным причинам не любят Советский Союз, поэтому ходить в красной майке с серпом и молотом как минимум невежливо. Более 50 % жителей Латвии, Литвы и Эстонии свободно говорят на двух иностранных языках, и один из них чаще всего русский. Хорошее знание русского языка и русской культуры здесь несомненно во c принимается как признак хорошего образования. В конце концов, здесь живёт немало русскоязычного населения (особенно в Риге и Таллине, где оно составляет около 50 %). Тем не менее, нужно признать – в провинции русский язык знают хуже, чем в крупных городах. Впрочем, и в Грузии или Армении аналогичная ситуация.
Прибалтика – окраина Европы, здесь нет достопримечательностей мирового уровня
Исторические центры Вильнюса, Риги и Таллина включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В Таллине прекрасно сохранилась средневековая готика, Вильнюс – родина «вильнюсского барокко» (это когда башенки костелов взлетают в небо, как ракеты), а Рига щеголяет кварталами в стиле модерн, не уступающими Вене, Будапешту или Лейпцигу. Но здесь не чувствуется свойственного городам-музеям историко-культурного пафоса, прибалтийские столицы – это уютные human - sized – «человекоразмерные» города с барами, ресторанами и развлечениями на любой вкус и живой атмосферой: здесь почти нет разделения на «для туристов» и «для местных».
Но ещё больше возможностей открывает прибалтийская провинция. В конце концов, для того чтобы окунуться в драйв рижской ночи с пятницы на субботу, нужно просто сесть в самолёт. Наше же излюбленное транспортное средство требует воли и пампасов. Поэтому прочь из города!
Отправимся на Куршскую косу, уникальный в своём роде объект, созданный общими усилиями природы и человека (Неман столетиями нёс песок в Балтийское море, образуя белоснежные дюны, а люди столетиями укрепляли этот песок, чтобы уберечь свои дома).
Едем смотреть водопады Эстонии (самый высокий – Валасте – достигает 31 метра, ну да, не Ниагара, всего лишь с десятиэтажный дом!).
На острове Сааремаа посетим метеоритный кратер Каали: около 4000 лет назад на остров упал метеорит и, взорвавшись, проделал в земле аккуратный, отлично сохранившийся конус. Об этом событии упоминают скандинавские саги: мол, бог Тор разгневался на людей и ударил по острову своим каменным молотом.
Но это природа, а что история?
Прибалтика всё Средневековье была в центре важнейшего исторического процесса – экспансии католицизма на Восток. Экспансия эта, как известно, выражалась в первую очередь в крестовых походах, которые с благословения Римских Пап вели Орден крестоносцев и влившийся в него Орден меченосцев (в c поминаем Чудское озеро и Александра Невского). И, если не имевшие государственности племена Севера Прибалтики быстро покорились власти епископов и магистров, то Великое княжество Литовское боролось с Орденом в течение долгих двух столетий – и победило: тевтонцы были разгромлены в 1410 году союзным литовско-польско-смоленским войском при Грюнвальде и стали вассалами польского короля Ягайлы, кстати, сына литовца князя Ольгерда и тверской княжны Юлианы.
Следы этого жестокого, но яркого и романтичного времени мы найдём повсюду: в островном Тракайском замке, жемчужине средневекового зодчества, в Долине замков, расположившейся вдоль широкой извилистой ленты Немана, в величественных развалинах латвийской Сигулды, в эстонском Хаапсалу. Поднимите забрала ваших шлемов, спешитесь с коней... ой, извините, замечтался. Поднимите визоры, откиньте подножки, пойдём прогуляться. Эти стены и башни хранят удивительные истории и легенды!
Обратим внимание и на музеи: в Литве стоит посетить вызывающий противоречивые чувства Грутский парк. В этом музее под открытым небом собраны скульптуры и другие артефакты советского периода, убранные с улиц и площадей Литвы после восстановления независимости. Интересен и недавно открытый Музей холодной войны – спрятанная в густых лесах бывшая советская ракетная база. Здесь можно увидеть шахты ракет Р-12 Двина ( SS -4 Sandal по НАТОвской классификации), системы заправки топливом, пункты связи и управления, узнать об истории ядерного противостояния СССР и США и войны разведок за информацию. Таких музеев в мире всего три – в американском штате Аризона, на Украине и в Литве.
В Эстонии наше внимание привлечёт замечательный Музей дорог, расположившийся в здании почтовой станции XIX века, и этнографический музей на острове Муху. Это рыбацкое подворье, обрамлённое традиционным невысоким каменным забором, поросшим ярко-зелёным мхом. Если повезёт, экскурсию проведёт пожилая женщина, которая с протяжным эстонским акцентом расскажет, как тут жили её дедушка и бабушка!
На соседнем острове Сааремаа посетим музей ветряных мельниц: они все действующие, в каждую можно забраться и изучить механизм.
А в Латвии невозможно проехать мимо знаменитого рижского «Мотормузея», собравшего уникальную коллекцию автомобилей и мотоциклов. Для нас, мототуристов, этот музей – профильный! Осмотрев экспозицию и выйдя на площадку перед входом в музей, мы услышим шум моторов: прямо за оградой проходит гоночная трасса Бикерниеки. Проложенная в городском лесопарке, она была одной из самых опасных и техничных трасс СССР. Но вот заезды окончены, техника уходит в боксы, и на разогретый асфальт выезжает детвора на великах, а молодые мамы толкают коляски со своими чадами.
Всю Прибалтику можно объехать за три дня
Определившись с достопримечательностями, поговорим о дорогах, которые к ним ведут. За три дня объехать Прибалтику можно. Но в этом случае вы увидите только столицы Вильнюс, Ригу и Таллин (что само по себе похвально) и фуры на магистрали Via Baltica . Вынесенный в заголовок лозунг «Прибалтика без автобанов» отражает нашу философию знакомства с этими странами: езду по провинции, по местным дорогам, одно из главных преимуществ которых – почти полное отсутствие трафика. Это правда: можно ехать десятки километров в своём темпе, не заморачиваясь обгонами и перестроениями. А потом вдруг неожиданно съехать с шоссе и прохватить несколько кругов по картодрому! В таком режиме маленькая Прибалтика неожиданно становится большой, а расстояния – огромными, ведь в путешествии расстояние меряют не километрами, а впечатлениями. Недаром туристический лозунг Латвии гласит: Better enjoyed slowly , а в русском переводе – «Отдохни без суеты».
И, конечно, здесь есть, где кататься на мотоцикле. Холмистый пейзаж, созданный сползавшим с полюса доисторическим ледником, определяет дороги Прибалтики: узкие, извилистые, прыгающие с холмов в долины, огибающие озёра, ныряющие в леса и выныривающие у побережья моря, в 50 метрах от песчаного пляжа.
И везде достойное дорожное покрытие, позволяющее мотоциклисту чувствовать себя уверенно.
Эстонская Postitee (Почтовая дорога), знаменитая «Бержинка» в Литве, до 2007 года служившая раллийным спецучастком, «трёхмерные» шоссейки острова Сааремаа... здесь много дорог, которые стоит проехать просто ради них самих: как известно из теории мотоциклетного туризма, дорога является главным «объектом притяжения». Все остальные достопримечательности просто на неё нанизаны, как бусы.
Тот, кто не боится гравия, найдёт свой рай в холмах Латгалии (верхней Латвии). Об этом регионе рассказывают такую легенду: когда бог делал Землю, к нему явился чёрт и попросился в помощники. Бог дал ему делать Латгалию. Через несколько дней, придя принимать у чёрта работу, бог ужаснулся и приказал чёрту все переделать: вся Латгалия была неровной. Но чёрт сказал: поедет кто-то в горку, увидит синее небо, да и скажет: «Боже мой!». А потом скатится с горки вниз и воскликнет: «Вот чёрт!» И тебя вспомнит, и меня не забудет.
Бог подумал и согласился. Теперь мы гадаем: за перегибом уйдёт налево? Или направо?
СМИ не пишут о мотоциклетной жизни в Прибалтике, видимо, её нет
На самом деле во всех трёх странах есть глубокие мотоспортивные и мототуристические традиции. Достаточно упомянуть Антанаса Пошку, в 1929 году пустившегося в мотопутешествие из Каунаса в Индию через Египет, Палестину и Ирак. Что и говорить, его приключение заняло около трёх лет... и вылилось в три тома увлекательнейшего чтения, к сожалению, так и не переведённого на русский язык. Сегодня ему наследует Айдас Бубинас, проехавший в 2013 году от Атлантического океана до Тихого за 12 дней и претендующий на упоминание в книге Гиннесса. А в сентябре 2011 года живущий в Вильнюсе голландец Йохан ван Зутпхен отправился со своей подругой Милдой в Малайзию. Пара на Suzuki V - Strom пересекла 15 стран и завершила поездку в Куала-Лумпуре на Новый, 2012 год.
Мотоспорт в Прибалтике представлен в первую очередь кроссом, причём трасса в латвийском Кегумсе ежегодно принимает этап мирового чемпионата по мотокроссу.
В России хорошо знают стантрайдера из Литвы Араса Гибежу.
Популярен и мототриал, особенно в Латвии, где его опекает президент мотоспортивной федерации Эгилс Агарскис, в прошлом – мастер спорта СССР по мототуризму.
Октябрьское эндуро-ралли Pabrade собирает ежегодно более 150 участников из всех трёх республик. Кстати, силами его организатора Паулюса Альбертавичюса недалеко от Вильнюса создана полноценная тренировочная база для эндуро и триала с трассами, препятствиями и гостевым домом для спортсменов и мототуристов. На этой же базе организуются и оффроуд-туры.
Найдут для себя интересные мероприятия и любители слётов. Ежегодные Bikeshow Millenium в Каунасе и Narva Bike в Нарве собирают многотысячную интернациональную тусовку любителей выпить на свежем воздухе.
В последние выходные лета в Литве стартует «Мототуризм-Ралли» – ориентационная игра на мотоциклах, во время которой участники находят объекты и выполняют задания, подготовленные организаторами. Мультиспортивное мероприятие «Прибалтика наизнанку», которое объединяет в себе ралли для больших эндуро, велосипедный пробег, сплав на байдарках, соревнования на картодроме и другие мужские развлечения, было проведено в первый раз в 2013 году и, похоже, тоже станет традиционным.
В Прибалтике нет особенной кухни
Начнём с холодного борща, которым вас накормят в Латвии и Литве (в Латвии к нему подадут пюре, а в Литве – отварной картофель). Этот холодный суп на основе кефира появляется в меню ресторанов с открытием мотоциклетного сезона; наверное, это как-то связано. В Латвии стоит попробовать сыр с тмином, в Эстонии – рыбу (сельдь, салаку). Кроме того, в меню любого эстонского предприятия общепита найдётся солянка. Это заимствование из русской кухни эстонцы давно считают своим и готовят несколько по-иному, чем это принято в России. Литва – царство картофеля. Цеппелины (картофельные клёцки с мясной начинкой) получили своё название не только за форму, напоминающую дирижабль, но и за размер. И если картофельные блины – близкие родственники белорусских драников (разве что картофель натёрт мельче), то «жямайтийские» блины с мясной начинкой – местное развитие этой темы. В Тракай принято заказывать кибинай – пирожки из слоёного теста с начинкой из говядины или баранины, привезённые сюда в XIV веке крымскими татарами-караимами. Их подают горячими, прямо из печи, и едят, пока мясной бульон внутри пирожка не успел впитаться в тесто, что требует определённой сноровки. Начинённые картофелем и запечённые в духовке свиные кишки – ведарай, – блюдо на любителя (любителя пива, я имею в виду), так же, как и свиные уши, которые подают копчёными или варёными.
Кстати, о пиве: живая нефильтрованная продукция маленьких пивоварен предлагается во многих ресторанах и барах. Многие бары варят собственное пиво. Культовое место – пивной ресторан «Розенгральс» в центре Риги, расположившийся в подвале XIII века, где когда-то был винный погреб городского магистрата. Подвал идеально сохранился, ибо в течение многих веков был просто-напросто занесён речным песком!
В Литве, возле города Шилуте, можно заехать на усадьбу к виноделу Чеслову и попробовать вина из разных плодов и ягод, в самых различных сочетаниях. И если вина из яблок, малины и черноплодки, хоть и отличного качества и вкуса, всё же не экзотика, то сухое, ароматное, терпкое вино из одуванчиков вряд ли вы найдёте где-то ещё.
Повышая градус, переходим к настойкам. «Рижский бальзам», ликёр «Вана Таллинн» и литовская настойка «Три девятки» (26 трав плюс дубовая бочка – итого 27) будут прекрасным дежюстивом к нашей трапезе.
Балтийское море – холодное
Попытавшись развеять несколько мифов о Прибалтике, тут я должен признать: вот это – чистая правда. Температура воды в Паланге и на курортах Куршской косы обычно 16–18 градусов, и лишь в конце июля – начале августа переваливает ненадолго за 20 градусов. Вода на Рижском взморье, в Юрмале теплее, так как мелкий Рижский залив прогревается лучше. Но как бы то ни было, сбросив экип, мы бросаемся в воду, потому что побывать в Прибалтике и не искупаться невозможно!
Туристы из России уже давно «переоткрыли» Прибалтику в отношении курортного, культурного и экологического туризма. В достатке здесь и «братьев наших меньших», в одиночку и группами крутящих педали по аккуратно размеченным веломаршрутам. Я искренне надеюсь, что этот регион станет притягательным и для туристов на мотоциклах, в конце концов, я не знаю никого, кто пожалел бы о своём решении поисследовать Прибалтику верхом на двух колёсах. Ведь интересные дороги, масса впечатлений и тёплый приём вам обеспечены! И холодное море тоже.