Странная вещь – мотоцикл. Вроде бы ничем не отличается от другого транспортного средства. Но есть в нём что-то особенное, для каждого своё неуловимое чувство свободы и превосходства над собой, своими страхами, заботами, проблемами. Моя страсть – путешествия на мотоцикле. О своём крайнем путешествии я и хочу сегодня начать повествование.
План был прост – доехать до Грузии за три дня на трёх мотоциклах: Антон на Honda Gold Wing , Алексей, он же Леший, с супругой Олей на BMW GS и я на своём Yamaha FJR . Конечно, всё пошло не так, как планировали. Первая небольшая поломка случилась у Лешего: на его «Гусе» открутился ветровик. Прикрутили его на первой же заправке. Проехав чуть более 800 км, на одной из заправок обнаружили, что радиатор моего мотоцикла пробит.
Из-за того, что у нас случилась непредвиденная остановка на ремонт, мы не успели пройти запланированное расстояние и вынуждены были остановиться в гостинице, едва миновав рубеж в 2000 км за сутки.
Проснулись немного раньше запланированного. За эти сутки нам нужно было нагнать 400 км вчерашних и пройти ещё примерно 1500 км, запланированных на сегодня. После вчерашних 2000 тело болело невыносимо и требовало отдыха. Но график был жёсткий: во Владикавказе завтра будет ждать Ксения. Но едва мы миновали Уфу, «Голда» Антона отказалась ехать. Коробка передач издавала печальные звуки.
Отправив Антона домой своим ходом, мы решили максимально взвинтить темп. В итоге за второй ходовой день мы прошли 1500 км и остановились ночевать в Воронеже, надеясь, что завтра нас ждёт прямая четырёхполосная магистраль, по которой мы сможем быстро преодолеть оставшиеся 1200 км до Владикавказа.
Утром за окном шумел дождь. Быстро позавтракали и выехали. Уже километров через 200 дождь кончился, и стало очень жарко. Останавливались на заправках, обливались водой, пили, но это помогало на очень короткий промежуток времени. Как только одежда высыхала, становилось невозможно ехать.
И вот все трудности дороги позади, мы въезжаем во Владикавказ. Дружеские объятья с Ксюхой, вечерне-ночные посиделки за столом. И спать, завтра мы уже никуда не спешим. Отдых начался!
Утром на границе объехали очередь и встали первыми. Границу прошли быстро. Всё, Грузия! Серпантины! Закладываем мотики сначала осторожно, потом всё глубже и глубже. Вот уже и носками ботинок начали цеплять асфальт. Покрытие идеальное. Природа, горы. Красота неимоверная.
Тбилиси встречает нас жаркой погодой и пробками. Останавливаемся по нужному адресу. Тут же нас обступает несколько любопытных. Интересуются, чем нам помочь. Жалуемся на жару и жажду. Тут же один из них скрывается в ближайшем магазине и через мгновение выносит нам бутылку холодной воды. «Сколько?» – интересуемся. «Нисколько. Вы гости. Это подарок!» – отвечает. Вот так.
Паркуем мотоциклы, пытаемся решить вопрос с их безопасностью. На нас укоризненно смотрят и говорят, мол, это Грузия, здесь никто ничего не возьмёт.
Утром идём гулять по Тбилиси в поисках блошиного рынка. Такого количества артефактов времён СССР я никогда не видел! Практически всё я помню из своего детства.
Переждав жару в доме, ближе к вечеру отправляемся на прогулку. Хозяйка нам порекомендовала ресторан, где готовят шкмерули – курицу в чесночно-сливочном соусе. Утолив гастрономические потребности, идём пешком по старому городу в направлении фуникулёра, чтобы подняться к памятнику Родине-матери.
Прошли по стеклянному мосту, вышли в парк, догуляли до станции фуникулёра. Садимся в вагончик и взмываем над городом. На самом верху стоит крепость и статуя Родины-матери. Виды открываются неимоверной красоты. Нагулявшись по развалинам крепости, отправляемся в сторону серных бань.
Утром шестого дня уезжаем из Тбилиси. В планах посетить действующую церковь, разрушенную крепость и успеть на экскурсию на завод «Киндзмараули».
Первая остановка. Крепость Уджарма. Вход в крепость платный – три лари, а подъём крутой и каменистый. Несмотря на солнце и жару мы упрямо ползём вверх по тропе, хотя совершенно точно знаем, что есть другой, более доступный путь по лестнице. Но его мы решили оставить на выход, как рекомендуют некоторые путеводители. И мы не пожалели. Крепость, конечно, сильно разрушена, но виды! Зелёное море деревьев, река Иори где-то внизу и Гомборский хребет.
Следующая остановка – монастырь Алаверди. Совещаемся по поводу экипировки на мотоциклах. И снова слышим: «Это Грузия. Здесь не воруют». Оставляем всё и идём гулять по монастырю. Монастырь действующий, в нём живут монахи, восстанавливают разрушенные строения и выращивают виноград.
Заходим внутрь церкви. Один из монахов, узнав, откуда мы приехали, проводит нам экскурсию по церкви. Рассказ, откуда взялись иконы, кто и когда их привёз, познавательный. И что самое важное, сделано это от души.
Подходим к мотоциклам: всё на месте. Кажется, что уже даже не удивляемся этому факту. Едем в следующую точку нашего маршрута – храмовый комплекс Греми. Он находится прямо у дороги.
Виды такие, что захватывает дух. Погуляв какое-то время, спускаемся к мотоциклам. Последняя точка маршрута на сегодня – город Кварели. Именно там находится самый известный винный завод Грузии – «Киндзмараули».
На завод мы приехали уже к вечеру. И ура, магазин при заводе работает, гостей довольно много, и мы ещё успеваем на экскурсию и винную дегустацию.
Экскурсовод, удивительная женщина с очень красивым голосом и милым грузинским акцентом, рассказывает невероятные вещи и сама является, безусловно, украшением экскурсии.
А потом дегустация. Белое Кахури и Киси, красное Саперави и знаменитое Киндзмараули. Друзья мои, вы никогда не пили настоящего вина, если не бывали здесь, на заводе «Киндзмараули». Только ради этих ощущений стоит приехать в Грузию.
День седьмой. В планах на сегодня горное озеро и церковь в горах. Солнце палит нещадно. К мотоциклам даже не хочется подходить. Но едем.
По дороге покупаем арбуз. Продавец улыбается, выбирает самый большой и, не взвешивая, отдаёт в руки: «Три лари». Благодарим и катимся дальше. Озеро поражает. Берега облагорожены. Это сделано владельцами стоящего неподалёку отеля. Но доступ к озеру свободный. Провели пару часов на берегу и поехали в горы, в церковь, с территории которой открывается красивый вид на Алазанскую долину. За полтора километра до церкви проезд закрыт. Оставляем мотоциклы и садимся в автобус, который примерно четверть часа едет на крутой подъём. Становится понятно, почему не пускают дальше. Очень уж опасно.
Утро восьмого дня. Снова виды, от которых захватывает дух, горы, воздух. В планах у нас было посещение крепости, вырубленной в скале, Давид-Гареджийского монастыря и ночёвка недалеко от Тбилиси. Но на заправке слышим от Ксюши: «Ой! Ключ сломался!» Подходим и видим обломок ключа в баке её «Хонды». И запасной, конечно, дома, в Москве. Понимаем, что планы на сегодня рухнули. Не бросать же её тут одну.
Подходят любопытные местные жители. Говорят, что есть у них мастер, который ключи делает. Тут же подъезжает такси, и Алексей отправляется к мастеру делать ключ. Через некоторое время возвращается. Результат отрицательный: нет здесь таких заготовок. Решаем, что Лёша с Олей остаются на заправке, а мы с Ксеней летим в Тбилиси делать ключ.
Дороги в Грузии хорошие, но почти все со сплошной линией посередине: обгон запрещён. Это не смущает местных, обгоняют вовсю. А чем мы хуже? Обгоняю фуру и выезжаю прямо на полицейскую машину. Такой наглости они стерпеть не смогли, хотя очень лояльны к иностранцам. Вижу в зеркало, как включаются люстры на крыше машины, слышу сирену, и машина начинает разворачиваться. Ксеня спрашивает: «Это что, за нами?» Киваю головой: похоже, что да. Еду 90 км в час, сзади стремительно приближается патрульная машина, догоняет и пристраивается сзади, снижая скорость. Останавливаюсь. Подходит полицейский, вижу, что включает камеру у себя на груди. Начинает быстро говорить что-то по-грузински. Объясняю, что понимаю только русский и английский. Он начинает говорить на очень плохом русском. Требует документы. Уходит в машину.
Ездит дорожная полиция на фордах «Мондео», укомплектованных, как в американских фильмах. Внутри помещение для задержанных, между сиденьями водителя и пассажира стоит автоматическая винтовка и помповое ружьё, в машине компьютер и принтер, на котором печатается протокол. Возвращают мне документы, протокол, на котором написано, что мой штраф 50 лари. Желают хорошего дня и уезжают. Всё очень вежливо. Никаких отрицательных эмоций, кроме перспективы облегчения кошелька.
Без приключений доезжаем до Тбилиси, находим мастера, и он делает нам два ключа. Криво, но делает. Даёт мне кусок надфиля и говорит, что если что, нужно будет подправить. Понимаю, что править надо будет точно: неровные края и не плоские грани ключа не оставляют сомнений.
Возвращаемся на заправку. Пока Ксения пьёт воду, вставляю ключ в её мот. Не подходит. Начинаю подгонять ключ по обломку. Через некоторое время бак открылся. Это значит, что нижняя часть ключа совпала, но замок зажигания пока не сдаётся. Ещё немного работы, и панель мотоцикла засветилась. Ура!
Заправляем мотоциклы и едем в сторону Тбилиси. Время к вечеру, а нам ещё ехать около 80 км до места ночёвки. Точного адреса нет, только населённый пункт. Доезжаем до деревни, начинаем спрашивать, где найти нужный нам дом. Кое-как нашли.
Пока мы разбирали поклажу и фотографировали потрясающий закат, хозяйка накрыла ужин. Стол был прекрасен: салат из овощей, курица в ореховом соусе, фасоль, свежий домашний хлеб и, конечно, домашнее вино. За разговорами выпили примерно литра три и разбрелись по кроватям.
Проснулись рано. Солнце ещё даже не поднялось. Позавтракали, попрощались с хозяйкой и поехали к месту нашей следующей ночёвки – Ахалцихе. В планах у нас было посещение Вардзии, действующего монастыря, вырубленного в горах. Когда поднялись в горы, погода начала меняться. Вместо обжигающего солнца пришла прохлада. А впереди, прямо в направлении нашего движения, появился грозовой фронт. На самом подъезде к Вардзии дождь всё же настиг нас. Тёплый летний дождь в горах. Отличная дорога, живописные виды, приятный, освежающий дождь и горный воздух!
Припарковав мотоциклы, подняли головы и увидели над собой, в горе, множество входов, соединённых галереями. Купили билеты – всего три лари – и начали подниматься по асфальтированной дорожке в горы. Поднявшись наверх, я смог оценить всю аскетичность проживания монахов: небольшое углубление в скале, без окон и дверей. И ведь здесь жили люди круглый год. Прошли 70-метровым тоннелем, узким и очень низким, местами нагибаться приходилось чуть ли не вдвое. Со смотровых площадок вид открывается чрезвычайно красивый. Нагулявшись по монастырю, спустились по другому тоннелю вниз. Дождь кончился, и мы поехали красивейшей дорогой, извивающейся серпантинами с отличным покрытием в сторону Ахалцихе. Приехали, когда почти уже стемнело, но благодаря тому, что крепость хорошо освещена, ориентироваться в городке было довольно легко. Поужинав, пошли гулять по крепости. Она открыта круглые сутки и очень хорошо освещена, что позволяет побывать практически везде. Залезли на крепостную стену, в сторожевую башню, прогулялись по площади. Народу нет, мы практически одни, тепло и тихо.
Южная ночь. Очень красиво. Насытившись красотами крепости, далеко за полночь отправились спать. Окна нашей комнаты выходили прямо на крепость, так что даже уже лёжа в кроватях, мы продолжали любоваться её красотами. А завтра нас ждёт отличная дорога и Чёрное море!
Проснулись по будильнику, восходящее солнце за окном обещало хорошую погоду. Порадовавшись предстоящему хорошему дню, спустились на завтрак. День начинался неплохо.
Примерно через пять часов, любуясь красотами, окружающими нас, мы добрались до места. Гостиница снаружи показалась довольно уютной, больше похожей не на гостиницу, а на большой коттедж, в тихом месте и действительно недалеко от моря. Заселились в довольно страшный и тесный номер с пахнущей ржавой водой в кране. Пошли на берег моря. Мутная вода и высокие волны не остановили нас от купания, несмотря на вялые запреты спасателей, что купаться нельзя. Но мы же русские, нам любое море по колено. Море оказалось очень тёплым. Накупавшись, накувыркавшись в волнах, все в песке, отправились ужинать в кафе при нашей гостинице. Всё, как всегда, было вкусно, но счёт на троих неприятно удивил. В сочетании с не самой лучшей гостиницей это было как-то чересчур. Купили арбуз и вернулись на берег моря наслаждаться закатом.
На следующее утро проснулись рано, потому что завтрак, включённый в стоимость номера, только с 9:00 до 10:00. Да и уехать хотелось отсюда. Хоть с погодой повезло: солнце уже показалось над горами. Быстро позавтракали, собрались и поехали в Местию.
Но сначала заехали на местную ГЭС. Уже на подъезде к ГЭС открывается впечатляющий вид. К ней можно подойти практически вплотную. Всё охраняется, но для просмотра оборудовано несколько площадок. Пофотографировали эту красоту и поехали обкатывать местные серпантины.
Ксеня с Лёхой уехали вперёд, я же не мог оторваться от местных красот и совершенно не следил за дорогой, поэтому ехал довольно медленно и часто останавливался, чтобы сфотографировать виды, открывающиеся мне. Слева вид на водохранилище с бирюзовой водой, справа отвесные скалы, большие и маленькие водопады. У всех водопадов организованы небольшие парковки, чтобы не оставлять транспорт на дороге. Очень удобно.
Где-то за 50 км до Местии нагнал ребят, они ждали меня у подвесного моста через горную реку. Отдохнули, и на этот раз я, поймав кураж крутых поворотов и быстрых перекладок, оторвался вперёд. Дорога начала портиться, появились провалы в асфальте, на покрытии начал появляться песок, но мне доставляло немыслимое удовольствие просто лететь по узкой дороге между отвесной стеной и крутым обрывом в пропасть. Адреналин зашкаливал. Очень здорово. Последний отрезок пути пролетел на одном дыхании, с хорошим расходом топлива и плывущими тормозами.
На въезде в Местию обнаружил сетевую заправку, на которой и решил подождать ребят. Ради интереса засёк время: получилось, что я оторвался от них на 11 минут.
Переодевшись, пошли искать, где поужинать и узнать, как нам завтра попасть в Ушгули. Туда можно уехать на маршрутке или на машине. Соответственно разнится и цена. Нашли что-то вроде местного автовокзала прямо на площади, купили билеты на утреннюю маршрутку, наскоро поужинали и легли спать. Завтра ранний подъём и тяжёлая дорога.
Всю ночь шёл дождь. Только к самому утру он начал понемногу стихать. Проснулись, а вот про завтрак не подумали. Завтракать нечем. Около автовокзала, в пекарне купили свежего хлеба и воды. Наш завтрак.
Садимся в автобус в отличном настроении, предвкушая дорогу с удивительными по своей красоте видами. Так и есть. Горный серпантин, горы, бурлящая река где-то внизу, в обрыве, прямо рядом с дорогой. Машина едет со скоростью пешехода. Дорога очень плохая, размытая текущими поперёк неё горными ручьями.
Ушгули. Повсюду мусор, который, как показалось, совсем не убирают, очень много туристов. Старые постройки, чем так славится Ушгули, в плачевном состоянии, никто ими не занимается, они разрушаются.
Прогулялись по селу буквально в течение часа и полезли на гору, чтобы посмотреть на виды вокруг. Вот именно из-за видов стоит сюда приехать. Невероятной красоты зелёные горы, переходящие в заснеженные вершины, скрывающиеся где-то в облаках. Да, на это стоит потратить целый день.
Обратная дорога пролетела быстрее. Во-первых, потому что, уставшие, часть её мы просто проспали, а во-вторых, дорога домой всегда короче. Пусть это дом и временный.
Утро встретило нас дождём. Мы собрали свой нехитрый скарб и выдвинулись к крайней в этом путешествии точке: каньону Окаце и водопаду Кинчха. Вся эта красота находится в одном месте, в районе населённого пункта Зеда Горди.
Жильё не бронировали по причине отсутствия такового в «Букинге» и рассчитывали найти его на месте. Нашли гостевой дом, где нам предложили номера по $ 20 с человека за ночь. Закатили мотоциклы на большую территорию гостевого дома и тут же были окружены ребятнёй, громко галдящей и тыкающей пальцами во все кнопки и рычажки, до которых получалось дотянуться. Грозный окрик родителей помогал ненадолго – через минуту они снова были поглощены изучением наших мотоциклов.
Приняли решение поехать на водопады после обеда. Дорога к водопадам сначала была асфальтовой, потом стала бетонкой отличного качества. Через некоторое время начали попадаться стоящие на обочине машины, и дорога начала подниматься в горы. Всё круче и круче, в какой-то момент из-за стоящих автомобилей дорога сузилась настолько, что оказалась только одна полоса для движения, и тут навстречу нам выезжает автомобиль. Останавливаемся, и я вижу, как быстро с мотоцикла Лёши спрыгивает Оля, и тут же начинаю чувствовать, что мой мот медленно скользит вниз по гладкому бетону. Судорожно вцепляюсь в передний тормоз, ногами стараюсь хоть как-то упереться, но мотоцикл всё более уверенно скользит назад. Вниз, по дороге, метров 200, да ещё и поворот, понимаю, что ещё чуть-чуть и мот придётся положить, начинаю прикидывать, в какую сторону лучше это сделать, ведь у меня сзади Ксения. И вот тут приходит на выручку то самое грузинское гостеприимство и желание помочь. Из соседней машины выскакивает мужчина, хватает первый попавшийся камень и подкладывает под заднее колесо мотоцикла. Всё, остановились! Пытаемся припарковаться. На крутой дороге выходит не очень надёжно. Принимаем решение отправить девчонок к водопадам, а сами спускаемся вниз по дороге, находим более ровную площадку и паркуемся.
Добираемся до водопадов. Природа за долгие века выточила в скалах ванны и наполнила их прозрачной горной водой. Идём вдоль русла горной реки, выходим на открытое пространство, перед нами водопад. Настолько высокий, что вода не долетает до дна и рассыпается на брызги прямо в воздухе.
Нагулявшись, уже по темноте возвращаемся к своему временному жилью.
И снова утро. Так как нам предстоит преодолеть сегодня всего около 300 км, решили рано не вставать. По плану у нас только каньон Окаце. Билет стоит семь лари, а располагается каньон в двух с половиной километрах от места нашей ночёвки.
Минут через 40 пути выходим на поляну, где и начинается полуторакилометровый маршрут по каньону. На высоте примерно 50 м с помощью специальных балок, прикреплённых к отвесной стене каньона, висит прогулочный мост.
Вернувшись обратно в свой дом, собираемся в путь. Сегодня нас ждёт Тбилиси, конечная точка нашего грузинского маршрута.
Ксения решила поехать вперёд, мы же, не спеша, собрались и примерно через четверть часа выехали следом.
Пролетая очередной поворот, краем глаза цепляю на парковке знакомый мотоцикл. Останавливаемся. Эта счастливая девушка бежит к нам и радостно кричит: «Я проколола колесо!»
Около мотоцикла уже грузин достаёт из машины насос, чтобы накачать колесо. Благодарим его за отзывчивость, говорим, что дальше мы справимся сами, начинаем искать прокол. Колесо горячущее, обжигает руки, без перчаток дотронуться невозможно. С виду целый новый Pilot Road 4 внутри превратился в лохмотья. Верхний слой отделился от корда и в ламели можно засунуть палец. Ехать на нём невозможно. Только замена. Опять, получается, мы не выполним свои планы.
Останавливаем патрульную машину, объясняем ситуацию. Инспектор набирает со своего телефона номер эвакуатора.
Пока ждали эвакуатор, патрульные подъезжали к нам с вопросом, не нужно ли нам чем ещё помочь. Очень разительное отличие от России.
Часа через четыре приезжает эвакуатор в сопровождении патрульных. Закатываем мотоцикл на платформу, Ксения садится в машину, а мы тепло прощаемся со ставшим уже родным полицейским и стартуем в сторону Тбилиси. Впереди горные серпантины, и мы хотим пройти их как можно дальше посветлу.
Ближе к полуночи приезжаем в Тбилиси. По навигатору находим дом, снимаем вещи. Ужин на скорую руку и сон. Завтра домой.
Любые путешествия дают нам богатый опыт, который хочется преумножать новыми путешествиями: открывать для себя новые страны, новые города, новую культуру, заводить новые знакомства и знать, что где-то тебя ждут.