Семья у нас, можно сказать, мотоциклетная. Ваш покорный слуга – байкер с 10-летним стажем, провожу каждый мотосезон в России по шесть-семь месяцев, крайний сезон езжу на Sportster 883, в основном по делам и по работе, на дальняк в России ещё не ходил, некогда. Жена Марина ездит на Yamaha YBR 125, но совсем немного. Сыну Ростиславу шесть лет, пока ещё пассажир на мотоцикле. К чему такое вступление? Так как дома нет времени ездить на мотоцикле далеко, мы ездим в отпуске. В этом плане нам нравится Юго-Восточная Азия. Имея опыт мотопередвижений по Таиланду и Бали, по 800 и 1300 км соответственно, мы решили поменять стратегию. Раньше были привязаны к одному (базовому) отелю. Уезжали далеко, возвращались назад, при этом много уставали. В этот раз решили посетить Шри-Ланку, но уже ездить, останавливаясь в гестхаусах, отелях. Набрали информации об острове в интернете и где получится, собрались лететь в середине ноября на две недели. Из вещей взяли пластиковый кофр (39 литров), туристический рюкзак (60 литров) и меленький рюкзак на бак. Так как мы с женой работаем в российских авиакомпаниях, перелёт в Шри-Ланку для нас получился со скидкой.
Итак, вылетели вечером из Домодедово авиакомпанией Srilankan, утром приземлились в аэропорте Коломбо. Там поменяли немного долларов на местные рупии (местная рупия примерно в три раза меньше рубля) и купили местную сим-карту (на всякий пожарный). Погода была хорошая, без дождя. Поехали на такси в Негомбо, в забронированный через booking.com на одну ночь отель. Пока ехали, я оценивал ситуацию на дороге. Видел мотоциклы-аналоги YBR, но багажники маловаты для моего кофра. За себя я не боюсь, опыт на таком мотоцикле и при левостороннем движении есть. Но мы хотели ехать на мотоциклах со всем нашим багажом и с ребёнком. И я ещё не знал, как лучше поступить: арендовать обычный байк, эндуро или два скутера (на одном я с сыном и частью багажа, на другом Марина с оставшимся багажом)?
Перелёт был восемь часов. Приехав в небольшой отель (а точнее, в гестхаус), скинули вещи, искупались в океане, поели и легли немного поспать. После обеда я созвонился с местным Сусантой (он знакомый моего коллеги на работе в России, тоже ланкиец). Сусанта приехал к нам в отель, привёз дорожную карту острова, показал на ней свой вариант нашего маршрута. От него я узнал, что остров по погоде поделен пополам, по диагонали – на нашей части сейчас почти без дождей, на другой муссоны (сильные дожди), через полгода всё наоборот. Взамен мы ему передали сало, водку, солёные огурцы и чёрный хлеб – он жил в России, учился в МАДИ и с тех пор уже без кое-каких вещей не может обойтись. Я взял с собой крепёж для кофра, и мы поехали с ним выбирать мотоцикл, в том же Негомбо. В одной конторе предложили только скутер. Приехали в другую, там стояли эндуро. Посмотрел на них и понял, что долго на них ехать не трудно. Сусанта местным в этой конторе объяснил, что нужен с багажником, и через пять минут пригнали Honda Hunt 125 с большим багажником. Сдерживая эмоции, что это то, что нужно, я примерил крепление кофра и согласился на этот байк. В итоге запросили дороговато, $ 20 в день. Так как эндуро у них € 25 в день, сошлись на € 200 за 13 дней. Если бы не кофр, о котором я вскоре пожалел, можно было бы арендовать дешевле другой такой байк с коротким багажником. Цены на скутер – около 800 рупий (300 рублей) в день, думаю, на такой байк около 1500 рупий (550 рублей) в день можно найти. Ну ладно, такого багажника больше ни у кого не видел, да и втроём мы на нём уместимся (за жену я спокоен буду, что ей не придётся самой ездить). Отвёз Сусанту до автобуса, заправил полный бак (бензин Аи-92 тут по 50 рублей за литр) и, доехав до нашего отеля, сделал выводы о мотоцикле. Минусы: течёт правое перо вилки, не работает спидометр, переднее колесо почти лысое. Плюсы: цепь в пластиковом кожухе (дожди не помеха) и длинный багажник при полной загрузке (кофр и рюкзак – всё около 30 кг) демпфирует, а не поднимает перед байка, если был бы более жёстким.
Вот теперь всё готово к путешествию. План Сусанты – уйти вглубь острова, осмотреть сначала исторические места, заехать в чайную Нувара-Элию, затем спуститься к океану – нам не подошёл. У нас и у сына было большое желание быть рядом с океаном, купаться. Поэтому решили поехать по-своему. С таким желанием уснули и провели первую ночь в Негомбо.
Утром, позавтракав, загрузили мотоцикл багажом и решили доехать до курортного места Хиккадува (около 160 км). К аппарату привык быстро, но чувствовалось, что техника с проката – холостой иногда не держал, ручку переднего тормоза приходилось выжимать почти до полного при сильном торможении. Движение на трассе не скоростное, средняя скорость потока – 40–50 км/ч, немного раздражали автобусы своим поведением – близко прижимались сзади и сигналили ещё издалека, заставляя съехать к обочине.
Проезжали через Коломбо, пробки близки к московским, но всё же поток ехал, а не стоял намертво. Очень напрягал выхлоп дизелей, при 30-градусной жаре это испытание, светлая одежда резко чернела. Довольно долго проезжали мегаполис и далее вырвались на оперативный простор к дороге около океана, тут ехать приятно и романтично. По дороге останавливались попить кокосового молока, 40 рупий за кокос (около 15 руб.). Путь в первый день оказался утомительным даже для меня, зад и трапециевидные мышцы напрягали, досталось и моим пассажирам. В итоге доехали до Хиккадувы к 17:00 (шесть часов в пути), через час должно стемнеть, нужно срочно найти жилье. Мы впервые выбирали гестхаус (или просто room), оказалось, ничего сложного: смотришь, нравится – торгуешься, иногда не уступают, но чаще всего добиваешься своей цены. Мы выбирали гест у океана, чтобы почище, без кондиционера (с ним сразу на 500–1000 рупий дороже), желательно с горячей водой (у них с тёплой тоже пойдёт), ну и, конечно, кровать, нам нужна была одна большая и отдельно для ребёнка. В общем, поняли, что нормальная цена за такой гест – 2000 рупий (около 700 руб.), и нашли гест у семьи, которая ведёт такой бизнес. Мы поужинали в кафе у океана (непосредственно у воды) и заночевали вскоре, так как день был сложным.
Наутро, осмотрев при ясном солнце это местечко, сделали вывод, что будем проводить время в гестах до check-out (как договоришься, в основном, до полудня). А потом едем на новое место, снимаем гест, отдыхаем, ночуем и так каждый день.
Немного о Хиккадуве. Это место больше подходит для серферов, но и просто купаться можно. Много русских, точнее, русскоговорящих. Семья, владеющая гестхаусом, оказалась очень приятной и доброжелательной, и мы решили, что и на обратном пути остановимся здесь.
Владея информацией о месте нахождения особого пляжа Jungle beach, мы после полудня выехали в этом направлении. Путь лежал через дорогу вдоль океана и довольно большой город Галле. Далее, свернув с основной дороги, увидели резкий подъём на сопку. Поднявшись, заметили большую ступу, как оказалось, она японская, по указателю спустились к воде по очень плохой каменистой дорожке. Увидели запаркованные байки и тук-туки, тоже припарковались, взяли вещи и спустились с рюкзаками к пляжу. Он в лагуне, поэтому океан тут почти без волн, можно нырять вдоволь с маской. На пляже кафе, два десятка шезлонгов с туристами и местными отдыхающими. Много наших соотечественников. Детям купаться самое оно, спокойная вода. Но всё это скучно, я занырнул пару раз с маской и ластами, но ничего особенного не обнаружил. Давно хотел увидеть черепах, а здесь вода не такая прозрачная и прохладнее, чем в океане.
Перекусывая в кафе, завели разговор с русской парой из Москвы, они сюда приехали из Мириссы, рассказали нам про экскурсию на китов. Время идёт, никаких гестов в районе Jungle beach нет, да и скучно долго здесь. Свернулись и поехали тоже в Мириссу, но по дороге попали под дождь, да под такой, что пришлось останавливаться на час в каком-то городишке. Плащ только у сына, он, кстати, на мотоцикле пока сидит между нами. В итоге приехали в Мириссу только к вечеру, решили остаться, но для этого нужен банкомат, а в Мириссе его нет. Пришлось вернуться назад в большой город, там со второй попытки сняли деньги и заехали в продуктовый магазин. В Мириссу вернулись к сумеркам, гест нашли случайно, ища дорогу к причалу, откуда уходят на китов. Владелец геста предложил посмотреть на китов завтра. В итоге мы оплатили ему два билета за 4000 рупий (около 1500 руб.), за ребёнка не взяли. Поели в довольно уютном кафе у океана и отправились спать, в 6:30 утра за нами должен заехать тук-тук. Ночь оказалась ужасной, близость кафе не дала заснуть до трёх часов. Люди, посещающие клубы у себя на родине, и здесь так же примитивно отрываются под громкую клубную музыку, а на следующий день отходят от вчерашнего. А ведь здесь буддизм, много йоги и всякой медитации.
С утра отправились в океан на судне, туристов набралось около 30 человек, все из разных стран. С ребёнком, вроде, мы одни. Гид сразу предупредил, что вероятность увидеть китов высокая, но не 100 %. В итоге увидели одного маленького и парочку больших китов, но не полностью выпрыгивающих из воды. Для первого раза довольно интересное зрелище, особенно для детей.
Вернувшись к полудню с экскурсии, мы с сыном успели покупаться на волнах в Мириссе. Собрались, выдвинулись далее, нас ждал Тангалле. По дороге начался дождь, пришлось свернуть с дороги и остановиться под навесом у частного дома. Хозяйка, пожилая женщина, сразу предложила стул, была очень доброжелательна. Вскоре дождь поутих, тронулись снова, но вновь усилившийся заставил нас остановиться под навесом у рынка, торгующего всем подряд. Пришлось, дабы не терять времени, перекусить. Что удивило… Шри-Ланка считается родиной чая, и кажется, что на каждом шагу будут продавать хороший чай или угощать им, но вместо этого чай из автомата, а в продаже совсем немного качественного чая. Поэтому в наших планах появилась поездка за настоящим чаем в Нувара-Элию. Дождь перестал, стало солнечно, и мы доехали до Тангалле. Прокатились по улочкам этого городка: отличные виды на океан. У Марины по дороге слетели солнцезащитные очки, и пришлось в Тангалле заехать в магазин и купить новые. Приценившись к местным гестам, нашли за 1400 рупий (520 руб.) подходящий нам, самое главное – около океана, отличное место. Лучшее из всех в нашем путешествии. Океан самый чистый, красивый, от катания на волнах пришли в восторг!
Вечером посетили магазин, встретили русскоговорящих ребят с южным или украинским акцентом, от них узнали, что спиртные напитки продаются в отдельном магазине Vine store, который работает до 20:00. В общем, нашли этот магазин, купили немного пива на вечер.
Заметил, что в странах Юго-Восточной Азии изготовляют пару сортов пива неплохого качества, что облегчает его покупку, большой ассортимент порой ставит в тупик. Тангалле немного на отшибе, поэтому вечером тихо, туристов почти нет, рестораны и кафе, по крайней мере, в ноябре, пустые, иногда этого очень хочется.
Следующей целью на карте мы отметили Хамбантоту, думали, там ещё океан, покупаемся, а затем поедем вглубь острова, в парк Яла и далее в Нувара-Элию. От Тангалле дорога вывела на безлюдный шриланкийский автобан (у нас постов оплаты не было), доехали где-то за час до Хамбантоты. Как обычно, изучили укрепрайон, город портовый, много мусульман. Подъехали непосредственно к океану, где широкая песочная полоса, но в этом месте острова океан показал свою опасную для человеческой жизни мощь. Песочный вход в океан резко уходил вниз, и создавались волны такой мощи, какой мы еще не видели в своей жизни. Купаться было очень опасно. Для детей, я бы сказал, смертельно. Местные мальчишки заигрывали с волнами, немного заходя в воду, но никто из них глубоко не входил. Зрелище, когда волны заворачиваются в трубу, было настолько интересное, что мы не сильно расстроились, что не будем купаться.
Рядом располагался симпатичный отельчик с рекламой, где за 2000 рупий мы сторговали у хозяев симпатичную комнату. Вечером в беседке отеля на возвышенности любовались океаном и слушали его магические звуки. А когда легли спать, не сразу поняли, откуда вибрации дверей. Потом догадались: это он, океан.
Настало утро, в Хамбантоте всегда солнечно, следовательно, жарко. Мы позавтракали в кафе в городе, немного позагорали и выдвинулись в город Тисса – там отправная точка на национальный парк Яла. Доехали за час до Тиссы, и нас на дороге уже выцепили местные. Быстро подобрали гест за нормальные деньги – 2000 рупий. В парк Яла экскурсии рано утром или после обеда, видно, звери прячутся от жары. Я воспользовался местной симкой, позвонил Сусанте, узнал о реальных ценах на экскурсию, так как местные пытались нас развести. Сами на мотоцикле доехали до точки отправления джипов в парк, там же договорились об аренде джипа за 5000 рупий (1900 руб.) и после обеда поехали втроём на нём на сафари. В парк можно проехать только на таком джипе, другим образом нельзя. Непосредственно перед парком купили два взрослых билета за 6000 рупий (2200 руб.), ребёнок до шести лет бесплатно. Первый раз на сафари интересно, второй раз я бы не поехал. Видели леопарда, слонов, крокодилов, варанов, буйволов, шакала, обезьян, всяких маленьких зверьков и птиц… Меня больше впечатлили большие глыбы недалеко от океана, их вынесло из воды цунами в декабре 2004 года, вода тогда вышла на 2 км вглубь острова.
Ночь прошла для меня ужасно, атака москитов не дала мне нормально спать, но я в отпуске, настроение хорошее, и мы в девять утра тронулись на Нувара-Элию. Марш в горы предстоял в 170 км. Только выехали из Тиссы, и нас первый раз остановил полицейский. Я показал ему все документы (международные права и документы на мотоцикл), он взглянул на них, спросил, из какой мы страны, и пожелал счастливого пути.
Вообще полицейских на Шри-Ланке много, ездят они на байках типа Suzuki V-Strom, стоят в засадах и «обслуживают» местных и мотоциклистов, и автомобилистов.
Поехали дальше. Дорога сначала была по равнине, но уже с уклоном вверх. Как только начались горы, стало ощутимо прохладнее, пошёл дождик. Мы приодели тёплые вещи (толстовки, джинсы, кроссовки), плащей у нас с Мариной не было, и я надеялся, что сильный дождь нас не накроет. В горах всегда интересно и очень красиво (лучше гор могут быть только горы), серпантин, отвесные обрывы, водопады, которые видно с дороги, да и чайные плантации уже стали появляться.
Honda вела себя отлично, хотя я волновался за лысое переднее колесо и нагруженный багажник. Регион, по которому мы ехали, каждый год накрывают сильные дожди, которые вызывают селевые потоки, в этот год поток накрыл деревню около Бадуллы (погибло и пропало без вести около 300 человек). Только в районе Элла километров десять была очень плохая, размытая, разбитая дорога.
Радовало, что дороги пытаются ремонтировать. Карта указывала, что короче путь через дорогу в направлении Бадуллы, и на перекрёстке я остановился у полицейских, которые сказали, что легче путь будет через Бандаравелу. Мы повинились и поехали туда. Бензин заканчивался, и я заправил байк до полного. Итак, первый бак сожгли, до Нувара-Элии около 20 километров. Время – около 15 часов, серпантин всё круче и вверх, и вниз, температура всё ниже, облачность и морось. Все мы почувствовали уже холод, мои пальцы рук точно. Вот серпантин стал не такой крутой, и, по ощущениям, мы въехали на горное плато, это и оказалось Нувара-Элией – родиной цейлонского чая, высота 1800 м над уровнем моря.
Англичане оставили здесь свой след, подняли чайное производство, регион цивильный (стадионы, парки, пабы, гостиницы дорогие). Воздух чудесный, пейзажи супер. Ну, а нам холодно и уже голодно, но нужно купить чай (это основная цель приезда). Спросив у местных, доехали до чайной фабрики Pedro, там нас угостили горячим чаем, и мы закупились по полной, цена за такой чай очень дешёвая (пачка 170 г – 100 руб.). Среди гостей немного иностранцев, они ждали экскурсию по фабрике. Возвращаясь с фабрики, заехали поесть в местное кафе, тут же нам предложили гест. Осмотрев его, мы остались, цена обычная, 2200 рупий (730 руб.), если, опять же, торговаться. Переезд был длинный, мы устали, замёрзли, решили согреться местным арраком (пальмовый спирт и спирт экстра), около 36° крепость – больше похож на коньяк (сладковатый). Спать легли под двумя шерстяными одеялами. Вот вам и контраст: у океана +30 °С, в этом месте ночью до +5 °С. Хоть здесь и красиво, но у нас было безумное желание вернуться к тёплому океану. С этими мыслями и заснули.
Утром встали рано, собрались, позавтракали в том же кафе, рядом с ним на вещевом рынке купили два дождевика (по 200 руб.) и начали выбираться из горной местности.
Решили ехать сразу к океану, в Тангалле, мимо Тиссы и Хамбантоты, путь не близкий, около 250 км. Спускаться, конечно, полегче, благо, асфальт сухой. Вскоре густую облачность всё-таки прорвало, и дождь настиг нас на выходе с гор, на середине пути. С плащами попали в точку, без них стояли бы или насквозь промокли. Ехали довольно бодро, помогала жажда жары и океана.
Дождь прекратился на подъезде к побережью, там мы переоделись в «летнее» и около двух дня примчались в Тангалле, в тот же гест. Путь в 250 км преодолели за пять часов. Задуманный план мы выполнили, доехали и вернулись с Нувара-Элии. Три дня без океана! С большой радостью пошли купаться. Мы приняли решение, что будем постепенно (день за днём) возвращаться назад, к Негомбо, так как соваться в другую часть острова, где муссоны, на мотоцикле небезопасно.
Другая часть побережья тоже интересна и красива, там много мест для сноркелинга, дайвинга, серфинга, много дикой природы. Что касается исторического центра острова старого города Канди, как говорят местные, там круглый год дождливо, и мы в следующий раз туда заедем. За один заход увидеть всю Шри-Ланку из-за специфической погоды не получится.
На следующий день решили отправиться в направлении Негомбо, в Мириссу. Там я всё пытался увидеть черепах, экипировавшись маской и ластами, но безрезультатно. На следующий день поехали через Jungle beach в Хиккадуву. Там загорали и купались, я брал в аренду на час серф. Скажу вам, дело это очень сложное, требующее навыков и хорошей физподготовки, поэтому серфить один раз в год – баловство. В Нувара-Элии на карте острова мы отметили для себя местечко Охунгава, обозначенное символом черепахи. Поехали после Хиккадувы туда, место оказалось неплохим, океан ещё голубой, но гесты дорогие, да ещё и не торгуются. Решили ехать дальше к Бентоте, там нам не понравилось, переночевали в отеле у океана около Кулутары, но уже не голубого океана, а коричневого цвета.
Наутро в воскресенье проехали мегаполис Коломбо без пробок, посмотрели на столицу. Вернулись в Негомбо, где нам оставалось два дня до вылета домой, попытались просто зависать у океана, но привычка тянула в дорогу, и мы опять поехали. Теперь в направлении города Чилау (30 км), там искупались и назад, в Негомбо. Вечером я без проблем сдал байк, даже написал какой-то отзыв. Купили сувениры, и наутро тук-тук отвёз нас в аэропорт. Путешествие закончилось, все целы, здоровы и накачаны жизненной энергией. А ещё предвкушением увидеть другую половину острова. И, конечно же, все вместе на мотоцикле.