В каждой религии есть свои иконы. Не будет преувеличением сказать, что в мире эндуро такой иконой является ралли «Париж – Дакар», или просто «Дакар». Ничего, что в последнее время эта гонка не имеет никакого отношения к Африке. Не важно, что есть технически более изощрённые соревнования – «Романиакс», «Эрцберг Родео» и прочее. Все эндуристы делятся на две группы: те, кто прошёл «Дакар», и те, кто мечтает сделать это. Автору в силу возраста и способностей замахиваться на настоящий «Дакар» уже поздновато, но очень хочется попробовать…
Поэтому когда стало известно, что легендарный эндуро-парк Хехлинген каждый год организует тур по Тунису с заездом в дюны Сахары, то немедленно отправил туда заявку с просьбой записать в группу. Был получен условно-положительный ответ: директор школы Манфред Спитц включил меня в список, но настоятельно рекомендовал предварительно откатать день эндуро-тренинга в самом парке, в Баварии, а потом, если не будет аллергии на спортивный эндуро, то уже ехать в пески. Шестое чувство подсказывало мне, что игнорировать такую рекомендацию не следует, и тренинг был пройден, правда, без особого блеска. Перестраиваться с могучего, но неповоротливого GS 1200 на лёгкую и нервную Husqvarna 449 TE , что называется «с ходу», получалось с трудом. Но это было не важно – впереди ждал Тунис.
На этапе подготовки были приобретены жёсткие кроссовые боты и гидратор – вещь, настоятельно рекомендуемая и, забегая вперёд, скажу, абсолютно необходимая. Остальная экипировка уже имелась. В день сборов обнаружил, что ни в один чемодан впихнуть всё требуемое не удаётся. После легчайшей паники и обзвона друзей-водников был найден 120-литровый рюкзак, который спас ситуацию. Кстати, многие участники прилетели в Тунис в ботах и экипировке, но со стандартными чемоданами. Было забавно их наблюдать в толпе «пляжно» одетых туристов.
Место сбора – отель «Парк Инн» на полуострове Джерба. Прибыл туда утром, поэтому успел искупаться в море и погурманствовать в местном рыбном ресторане. В шесть вечера позвонили в номер и пригласили на осмотр мотоциклов (те самые Husqvarna 449 TE ), подписание договоров аренды и прочее. В семь состоялся совместный обед, на котором все перезнакомились. Участников – 15 человек, среди нас одна девушка. Национальный состав – немцы, австрийцы, швейцарцы, голландец. Возраст – от 28 лет до «хорошо за 50». Профессии самые разные: от немецкого колбасника в пятом поколении до декана факультета искусств в Цюрихе. Организаторов шестеро: Манфред – руководитель тура, Кристиан и Вальтер – гиды-инструкторы, Стефан – врач, Бибо – механик и Урсула – логист, повар и всё прочее.
День 1. Джерба – Татуин. 220 км
Утро, выписка из отеля, грузим багаж. Помимо мотоциклов идут два автомобиля сопровождения: пикап Ford Ranger с механиком Бибо идёт прямо за нами, а грузовик-кунг Mercedes с Манфредом и Урсулой едет обходными дорогами и организует питание на маршруте.
Утренний брифинг, краткая характеристика дневного маршрута, наставления по безопасности, просьбы не спешить, получать удовольствие и прочее. Заполняем водой гидраторы. Делимся на две группы, в каждой по гиду-инструктору. Кристиан поведёт продвинутых райдеров, а Вальтер – начинающих «эндурастов», в том числе и меня. Продвинутая группа идёт впереди, но зато в нашей группе врач. Езда весь день по щебёночным, глинистым тунисским грейдерам и немного по асфальту. Бывают мини-дюны на дороге – Вальтер их игриво называет «дюнетте». Температура воздуха – градусов 28, когда едешь – не жарко, но стоять не в кайф – припекает солнышко. Здорово выручает гидратор. Инструкторы на каждой остановке напоминают, что нужно попить.
В 14:00 подъезжаем к кунгу – остановка на обед. В тени от грузовика расставлены столы и лавки – прямо как на Октоберфесте. Меню – салаты, капрезе, хлеб, фрукты, вода, кола. Урсула жарит сосиски и бургеры прямо в кунге. После обеда опять грейдеры, а через пару часов приходит усталость – начинаешь смотреть под колесо и, как следствие, теряешь темп.
Но любая дорога когда-то заканчивается, и вот въезжаем в город Татуин. Именно в честь этого города названа «планета на внешнем кольце» в саге Джорджа Лукаса «Звёздные войны». Сворачиваем к отелю. На финише приз – банка «Левинброя». Пиво привезли из Германии на всю банду на все дни – баварские традиции Хехлингена незыблемы!
День 2. Татуин – Кэмп Змела. 130 км
Спалось прекрасно. Отель расположен на окраине Татуина, поэтому вокруг тихо. Утром ничего не болит, значит, не перегрузились накануне. Завтрак, погрузка, брифинг. Особое внимание просили в пустыне уделять змеям и скорпионам. Босым не ходить, руки под камни не совать, если перчатка или шлем лежали на земле, сразу не напяливать, а проверить, не угнездился ли там какой гад. Все сразу посерьёзнели. Кристиан поспешил успокоить, что, мол, в Сахаре 22 вида ядовитых гадов, но только пять «по-настоящему» ядовитые. Все напряглись ещё больше. Увидев, что моральный дух падает, была дана команда «Заводи!».
Поехали. Сначала километров 10 асфальта, с которого периодически съезжаем и возвращаемся. Прокатились по высохшему руслу реки – трудно, много камней, дорога петляет. Потом асфальт как-то незаметно закончился, и начался грейдер с песчаными перемётами, которые становились всё выше и протяжённее. Сначала напрягало, потом втянулся. И, наконец, упёрлись в дюны. Дюны небольшие, метр-полтора высотой.
Вальтер, объяснив теорию передвижения, начал показывать на практике. Заехал на дюну с пологой стороны и... навернулся с крутой. Падение выглядело устрашающе, а больше всего напугало то, что он не встал сразу, а некоторое время неподвижно лежал рядом с байком. Народ рванул к упавшему, наш врач Стефан впереди всех, командуя на ходу, чтобы все успокоились и не трогали пострадавшего. К всеобщему облегчению инструктор зашевелился и отчётливо произнес, что всё в порядке. Предварительный подсчёт потерь выявил ссадины, полуоторванный козырёк шлема и разбитый навигатор. Остальное, вроде, всё уцелело. В том числе и чувство юмора. Отойдя от шока, Вальтер иронично заметил, что раз демонстрация не удалась, то давайте, мол, сами постигайте, как по всему этому ехать. И мы начали постигать.
Оказалось, всё не так драматично. Всё едется. Надо привыкнуть, что «Хаска» под тобой живёт своей жизнью, что управляется она на песке «газом» и весом, а про руль лучше вообще забыть. Почти нельзя сбрасывать «газ». Останавливаться на дюне можно, только вывесив переднее колесо на спуск – иначе легко закопаться. Освоение этих правил не заняло много времени, и вскоре все поехали вполне сносно. Потом выехали из дюн и свернули на грейдер. И через десяток километров въехали в лагерь.
Лагерь представляет собой два десятка армейских палаток и несколько капитальных строений, в них душ, туалеты, столовая. Палатки разделены на две «каюты», в каждой две койки впритык. Жить можно. Электричество даёт дизель-генератор. Воду – скважина.
По приезде пообедали, потом дали два часа обязательного отдыха. На вопрос зачем, объяснили, что, мол, потом будем ковыряться в песке и нужно быть свежими – дело будет утомительное. Когда после отдыха собрались на ковыряние, группа поредела – в пески рвались не все. Вальтер всё-таки травмировался после падения, растревожил старую травму – болит спина, поэтому его подменил Манфред. Вид у последнего, надо сказать, абсолютно не байкерский: интеллигентное лицо, очки в тонкой оправе, животик. Нормальный «бундесманагер», одним словом. Однако наш «манагер» бодро облачился в нарядный «хускварный» экип и поехал уверенно, красиво и быстро. Оказалось, что наш манагер в прошлом профессиональный раллист. Более того, выяснилось, что все организаторы, кроме Урсулы, способны стать оффроудными гидами. А Урсула водит дорожные туры по асфальту. После получаса «ковыряний» группа поредела ещё больше. Мне же нравилось чем дальше, тем сильнее. Езда по дюнам – это как игра в тетрис. Ты видишь общее направление и пытаешься угадать, как лучше туда проложить маршрут. Песок приятно пружинит под колёсами, мощная подвеска «Хаски» выручает при проскакивании уступов – возникает чувство вседозволенности. Час пролетел незаметно. Тренировка закончена. Пиво, душ и обещание инструктора укатать «вусмерть» всех завтра.
День 3. Кэмп Змела – Ксар Гилан и обратно. 40 км
Ночевать в пустыне мне раньше не приходилось. Могу сказать, что пейзажи завораживающие, но какие-то отстранённые. Жить тут не хочется. Но побывать необходимо. Впрочем, побывать везде необходимо. Часа в три ночи вылез из палатки, задрал голову. Млечный путь, незнакомые созвездия. С трудом нашёл Большую Медведицу – висела низко над горизонтом и как-то кверху ногами.
После двух дней условного продубаса организаторы запланировали расслабленный день с поздним выездом и маршрут через дюны до оазиса Ксар Гилан с природным водоёмом (небольшой прудик в пустыне вполне заслуживает быть целью посещения) и через дюны обратно. За завтраком стало известно, что Вальтер выбыл из строя с концами, и нашим гидом далее будет Манфред. В 10 утра неспешно выдвинулись из лагеря и сразу вломились в дюны. Тут, на мой взгляд, организаторы немного не рассчитали. Народ, ещё не раскатившись, сразу попал на двухметровые песчаные холмы и начал вязнуть и валиться. За первый час прошли порядка
Перед дорогой домой народ возроптал – мол, что за дела: приехали в Сахару, а катаемся по «столам». В итоге было решено обратный путь усложнить, а особо фанатеющих объединить в группу с кодовым именем «мазохистише группен». Я под извращения не подписался, о чём впоследствии пожалел. Обратный маршрут оказался и впрямь не вполне простым, но как только сомнения в своих способностях сменились уверенностью, а кайф от преодоления вытеснил стресс от напряга, так впереди замаячил лагерь. Очень хотелось «продолжения банкета», но Манфред был непреклонен: завтра долгий ходовой день, будут и дюны, и грейдеры – все «накушаемся». Посмотрим...
День 4. Кэмп Змела – Доуз. 135 км
В 8:30 попрощались с лагерем. Дальше ночёвки в отелях – возвращаемся к цивилизации. Вроде, и хочется в отель с просторными номерами и обслугой, но среди этих выцветших палаток было какое-то неуловимое ощущение простой и настоящей жизни. Было всё необходимое. А не необходимое – зачем оно вообще нужно? Ладно, пофилософствуем вечером. Нужно ехать. И мы поехали.
Сначала до Ксар Гилана знакомым грейдером. Там заправились и по песчаной дороге, накатанной среди дюн, покатили дальше на восток. Этот участок пути понравился более всего – мягкая, укатанная колея вела нас как по волнам – пару метров вверх, пару метров вниз. Сплошное удовольствие. Дальше пошёл грейдер шириной с МКАД. И прямо посреди грейдера то тут, то там были разбросаны небольшие, метра по полтора дюны. Народ немедленно раздухарился, и пошла вольница: хочешь – валишь под сотню по ровному, хочешь – скачешь через дюну. Особо отмороженные пытались это совместить, и тут дорога начала показывать зубы. Я на скорости зашёл на крутой склон дюны, невысокий, сантиметров 50, и внезапно переднее колесо взмыло в воздух, и я понял, что просто лечу вперёд под углом градусов 30 к горизонту. Приземлился на заднее, потом брякнулся передним. Хватило ума «газ» не закрывать, поэтому выкат был довольно плавным. Дрожь в коленках не почувствовал, но решил больше не лихачить. Потом уже сообразил, что зайти на уступ на скорости 15 (как накануне) и 50 – это «две большие разницы».
Однако голосу разума вняли не все, и вскоре на моих глазах на ровном месте разложился Марко – райдер из Амстердама – вероятно, словил камень под переднее колесо на скорости в наклоне. Убрался он жёстко, приходил в себя минут 20. Полевой диагноз – трещина в районе локтя и многочисленные ссадины, но ехать может. К счастью, тунисский «автобан» вскоре сменился зубодробительным грейдером с песчаными участками, на котором особенно не разгонишься, поэтому все присмирели. Неожиданно навалилась усталость, поэтому остановка на ланч пришлась как нельзя кстати.
После ланча нужно было преодолеть полсотни километров грейдера и песчаной дороги. Всё это мы уже проезжали, и особых сложностей не возникло. Правда, задул сильный ветер, который нёс с собой тучи мелкого песка, поэтому последние полтора часа ехали как в метели. Но вот впереди замаячили постройки – Доуз. Въезжаем в отель, паркуемся около родного кунга. Урсула подаёт запотевшую банку «Левинброя». Мы снова дома.
День 5. Доуз – Матмата 150 км
Утренний брифинг начался с неприятной новости – Марко составит компанию Вальтеру в нашем мобильном лазарете. Мотик Марко затолкали на пикап, и Кристиан не преминул заметить, что теперь запчастей стало вдоволь. Также был обещан феш-феш, а если кто не хочет экстремальных закопушек – тот может поехать за техничкой, она в феш-феш, естественно, не полезет.
Выехав из отеля, сперва заскочили на местный рынок поглазеть на африканскую экзотику. Шумно, тесно, грязновато и очень бедно. Продают какой-то секонд-хэнд, ржавые инструменты и прочую дребедень. Симпатично смотрятся только столы со специями и пряностями, даже захотелось купить корицы – такая красивая! В своей мотоэкипировке мы смотрелись в толпе как настоящие солдаты Империи от Джорджа Лукаса. Прослонявшись около получаса и, выпив скверного кофе, собрались ехать дальше.
Проталкиваясь с мотиками через толпу арабов, натыкаюсь на Герти – моего инструктора в апреле в Хехлингене, когда вместе с «БМВ клубом» мы катали там двухдневный тренинг на больших «гусях». В Тунисе Герти тренирует бригаду на КТМах. Мотомир бывает иногда так тесен!
Выезд из Доуза представляет собой сплошную помойку – такое впечатление, что жители просто сбрасывают на обочины мешки и контейнеры с мусором. И так на протяжении километра-двух. Потом мусор закончился, и началась Сахара. Дорога едва угадывается, появляются дюны, какие-то не такие, как вчера и позавчера. Песок более светлый и какой-то мелкий, прямо пыль. И тут осенило: это же и есть феш-феш! В подтверждение догадки переднее колесо внезапно проваливается почти до крыла. «Хаска» останавливается практически мгновенно. Отчаянным упором удаётся не перелететь через руль. Ха, теперь понятно, что значит «встать, как вкопанный». Начинаем выкапываться. Феш-феш испытывал нас километра два, а потом начался традиционный африканский грейдер с песчаными перемётами. Дальше песка становилось всё меньше, а гравия и щебня всё больше.
Остаток дня ехали по грейдерам, заглянули в заброшенную деревню берберов, которые ушли оттуда из-за отсутствия воды. Теперь деревня, или, вернее, то, что от неё осталось, используется как декорации к фильмам. Самый известный из них – «Звёздные войны». Планета Татуин – это здесь. Часам к пяти докатили до Матматы, ещё одного берберского поселения. Исторически люди тут жили в пещерах, причём совершенно необычных: представьте себе колодец диаметром метров 20 и глубиной с трёхэтажный дом. А теперь представьте, что в стенках колодца пробиты на разных уровнях штольни-пещеры. То есть такой кондоминиум вглубь. Причины такой архитектуры просты: во-первых, в земле прохладнее, а во-вторых, такой кондоминиум совершенно не заметно с поверхности, а значит, вероятность прихода непрошенных гостей минимальна. Осмотрев пещеры, отправились в отель. Бассейн с прохладной водой и глоток виски перед ужином здорово снимают усталость!
День 6. Матмата – Джерба. 155 км
Основным событием последнего дня стал спуск по крутому серпантину. Уклон относительно небольшой, но периодически путь представлял собой каменный набросок с довольно глубокими промоинами. Как и полагается, с одной стороны была стена, с другой – обрыв. Спуск проходил на первой передаче с активным использованием обоих тормозов. Пару раз пришлось завалиться – в основном, из-за того, что смотрел под колесо. Впрочем, спуски никогда и нигде не давались мне легко. Продвинутая группа спустилась минут за пять, основной части нашей группы понадобилось втрое больше времени. Последние участники спустились ещё минут 30 погодя. Тем не менее, мы стали первой группой, которая вся спустилась самостоятельно – инструкторы сказали, что обычно один-два байка приходится сводить руками.
Дальше снова дороги. Гравийные, песчаные, разные. Но как же легко теперь по ним ехать! Перемахивая через «дюнетту» на скорости 50–60 км/ч, вспоминаешь, как в первый день с напряжением пропахивал такое препятствие на скорости втрое меньше. Практика – великая вещь!
Часам к трём добрались до парома, загрузили на него мотики и переправились через пролив на остров Джерба. И ещё через полчаса зарулили на стоянку «Парк Инна», того самого, с которого всё начиналось неделю назад. Поздравление, похлопывание по плечам, традиционное пиво – и лёгкий налёт грусти, что всё так быстро закончилось.
Вечером на прощальном ужине произнёс тост благодарности: «Спасибо, что в местах славы генерала Роммеля вы говорили со мной по-английски». Немцы политкорректно ухмыльнулись, остальные посмеялись. После этого Вальтер заметил: «Вам, русским, можно так шутить, а нам – нет». Остаток вечера прошёл в разговорах о судьбах народов и истории взаимоотношений русских и немцев.
< Шиномонтаж-2013Осенний марафон >