В предыдущем номере в рамках рубрики «Энергия» мы рассмотрели ряд весьма любопытных фактов из истории развития и особенностей применения аккумуляторных батарей. Не будем останавливаться на достигнутом, на очереди основные тезисы, касающиеся непосредственно процедуры выбора необходимой батареи и её использования.
Подавляющее большинство современных мотоциклов, скутеров, квадроциклов и снегоходов уже давно используют исключительно 12-вольтовые АКБ. Громоздкие и неактуальные шестивольтовые конструкции остались в далёком прошлом. Сейчас их можно встретить либо на олдтаймерах, либо на доживающих свой век отечественных «Ижах» и «Восходах».
Выбор аккумулятора в разрезе мототехники не так прост, как может показаться на первый взгляд. В отличие от автомобильных аналогов, мотоциклетные батареи подвержены воздействию гораздо большего количества различных «катаклизмов» – от повышенных вибраций и испепеляющего жара двигателя до попадания воды, снега и грязи в больших количествах.
Видов АКБ для мототехники великое множество, различают более десятка типоразмеров. Так исторически сложилось, что за точку отсчёта приняты наименования, использующиеся в каталоге аккумуляторного гиганта Yuasa (например, YTZ3, YT5L-BS и т. д.). Каждый производитель имеет в своём распоряжении таблицы с соответствием собственных внутренних именований с изделиями Yuasa.
Важно правильно выбирать связку «модель мотоцикла – тип аккумулятора», исходя из технической документации. Ошибка в одном или нескольких параметрах грозит самыми различными и порою фатальными последствиями. Самое безобидное, что может случиться – батарея просто не подойдёт по размеру и не влезет в отведённое для неё место. Более печальные последствия – нарушение достаточно чувствительной цепочки «аккумулятор – реле-регулятор – генератор» с последующим выходом из строя одного из приборов (чаще всего отправляется на тот свет реле-регулятор, который выполняет функции стабилизатора в сети).
Разряженный аккумулятор – ещё не повод для беспокойства, но повод задуматься. Основным способ проверки разряжена батарея или нет, помимо косвенных признаков (не крутит стартер, не зажигается светотехника, не работает штатный звуковой сигнал), является измерение напряжения с применением вольтметра. По ним уже можно будет сделать вывод, требует АКБ зарядки или замены. Если напряжение выше или равно 12,7 В – всё штатно, если упало ниже – ситуацию ещё можно спасти, если прибор показывает крайне низкие цифры или ноль – готовьтесь к замене (батарея либо долго не проживёт, либо уже мертва). Мотоаккумуляторы рекомендуется заряжать малыми токами, поэтому автомобильные зарядные устройства лучше убрать подальше и озадачиться покупкой специализированного. Батарея готова к использованию уже при заряде в 11 В, но всё же лучше дождаться цифры в интервале 12,7–13 В.
Важно понимать, что если АКБ сверх меры быстро разряжается, то, возможно, причина кроется не в нём. Паразитировать может вышедший из строя реле-регулятор, сигнализация, генератор или электропроводка. Замена аккумулятора может потребоваться не только из-за его выхода из строя, но и если его ёмкость оказалась недостаточной под возросшие нагрузки (установка дополнительного электрооборудования).
Обслуживание мотоАКБ требует значительно больше усилий, чем в случае с автомобилем. Стоит взять за правило регулярно проводить чистку, проверку уровня электролита (в обслуживаемых батареях), проверку заряда, а также пристально следить за условиями хранения. Мотоциклы достаточно часто проводят зиму в неотапливаемых помещениях – при таких вводных лучше сразу, не дожидаясь морозов, снять аккумулятор, зарядить его, почистить и положить на хранение в тепло (но не в жару). Каждые пару месяцев следует проводить подзарядку для компенсации саморазряда.