Харизмациклы

Харизмациклы

Семейство мотоциклов Buell

Устали от однообразных мотоциклов? Все модели на одно лицо? Посмотрите на Buell. Buell – мотоциклы «одного актёра», они как индивидуальный отпечаток пальца несут на себе частичку характера, души и фамилию целиком от одного-единственного человека – Эрика Бьюэла (Eric Buell).

Эрика нельзя назвать инженером в чистом виде. Он, скорее, творец и художник от мотомира со всеми вытекающими подводными камнями. Техника, выпускающаяся под маркой Buell, сама оригинальность и харизматичность. На грани статуса произведения инженерного искусства. Стоит заметить, во многих случаях это плохо отражается на эксплуатационных характеристиках. Вам бы пришло в голову использовать картину за пару десятков тысяч долларов в качестве разделочной доски? Вряд ли. На неё гораздо приятнее смотреть.
  
Первые кирпичики истории марки Buell были заложены в 1983 г. Тогда амбициозный Эрик попытался вывести в гоночную серию AMA свой мотоцикл Buell RW750 (RW – Road Warrior). В связи с изменениями в правилах мотоцикл в итоге остался невостребованным, но это не остановило молодого талантливого мечтателя. Впоследствии Buell вынужденно стало одним из подразделений марки Harley-Davidson. «Харлей» в свою очередь по-своему отплатил за таланты Эрика, захлопнув перед его носом калитку в самый разгар кризиса в Америке, тем самым обанкротив марку. Ныне Buell уже часть истории. Мотоциклы все распроданы и более не выпускаются, запчасти ещё долго будут в продаже. За свою историю в Buell Motorcycles построили более 130000 мотоциклов.
  
Сегодня мы рассмотрим ряд наиболее ходовых моделей из числа тех, что выпускались в период с 2002 по 2010 гг., а конкретнее семейства XB и 1125. Более ранние мастодонты со стальными рамами, а также Buell Blast с его одноцилиндровым двигателем не так интересны и актуальны.
  
Двигатели
В рассматриваемых нами мотоциклах Buell применяется два типа моторов. Самый распространённый – архаичный низкооборотистый V-образник Thunderstorm, позаимствованный у Harley-Davidson Sportster. Два клапана и по одному распредвалу на цилиндр, воздушно-масляное охлаждение, гидрокомпенсаторы… вот, в общем, и всё. На выбор две кубатуры – 984 см3 и 1203 см3. В названии модели они обозначаются цифрами «9» и «12» соответственно. Пиковая мощность колеблется от 92 л. с. до 103 л. с. В данных моторах в большей степени принято ценить паровозную тягу с низов и крутящий момент. Buell не использует моторы от Harley-Davidson в их первоначальном состоянии. Каждая кубатура получает свои собственные хорошо отстроенные настройки впрыска и оптимизированную выхлопную систему с мощностным клапаном. По железу имеются отличия от донора в конструкции картера, стартера, маховика и головок цилиндров. Из-за плотной компоновки и отнюдь не щадящего теплового режима вплотную к заднему цилиндру установлен отдельный вытяжной вентилятор. На ранних Lightning и Firebolt он завывал так, что перекрикивал шум двигателя.
  
В попытке уйти от комплектующих Harley-Davidson Эрик оснастил последнее поколение Buell (модели 1125R и 1125CR) совсем иными моторами. Мощный инжекторный V-образник Helicon с развалом цилиндров 72°, четырёхклапанными головками, сухим картером, шестиступенчатой коробкой передач с проскальзывающим сцеплением, жидкостным охлаждением, тремя балансирными валами и инерционным наддувом разработан Buell совместно c Rotax. Мощностные характеристики совсем другого порядка. Судите сами – 146 л. с. при 9800 об/мин, крутящий момент 111 Нм при 8000 об/мин и красная зона 10000 об/мин. Ничего общего с прежними тихоходами!

Lightning (2003–2010 гг.)
Нейкед в общем случае вполне понятная единица мотоциклетного мира. Открытая фара и приборная панель, минимум пластика и спортивное шасси. Так вот Buell Lightning (в переводе на русский «молния») – это тоже нейкед, но в очень нетрадиционном виде. Такими могут быть различного рода корчи, но никак не серийный образец.

Вся суть и соль и Lightning, и любых других мотоциклов Buell крутится вокруг нереально жёсткого шасси, малых неподрессоренных масс, рекордно колёсной базы и максимальной централизации масс. Коробчатая рама мотоцикла и маятник сделаны из алюминиевого сплава. В меру примитивная V-образная «чугунина» приводит всё это в движение и выполняет несущие функции в схеме шасси. Рама по совместительству бензобак, маятник – маслобак. На привычном месте бензобака располагается воздушный фильтр и электроника. В асфальт мотоцикл упирается через вилку Showa перевёрнутого типа с диаметром перьев 43 мм, моноамортизатор Showa и шестиспицевые алюминиевые колёса.

Lightning равноправно присутствует и в кубатуре 1203 см3, и в кубатуре 984 см3. Модельная линейка пестрит различными имиджевыми модификациями – Lightning Super TT (смесь Lightning и Ulysses), Lightning City X (накладка на фальшбак и ветровое стекло из прозрачного пластика), Lightning XB12Scg (лимитированная окраска).
Экстравагантность присутствует практически в каждом узле. Тормозная система не исключение. При её проектировании учитывалось и снижение неподрессоренных масс, и эффективность совместно с эпатажным внешним видом. Один тормозной диск с диаметром 375 мм закреплён прямо на ободе колеса и работает в паре с шестипоршневым суппортом (c 2008 г. восьмипоршневым). Тормозной диск весит меньше, чем пара стандартных, равно как и облегчённое переднее колесо. Остаётся прибавить к этому колёсную базу 1320 мм и вылет вилки в 21°, чтобы понять, насколько остро управляется мотоцикл. Есть недостатки – несимметричное расположение диска относительно продольной оси приводит к тому, что при торможении мотоцикл уводит вправо. И как только произойдёт малейшая деформация переднего колёсного диска, тормозной диск также потеряет свою геометрию.
Специально для тех, кто хочет ездить на Lightning, но не готов постоянно отлавливать паразитическое вывешивание в воздух переднего колеса и прочие короткобазные трюки, с 2006 по 2010 годы выпускалась версия Lightning Long (XB12Ss) с увеличенной до 1360 мм колёсной базой. С 2003 по 2004 годы производилась версия XB12Ss Low с заниженным водительским сиденьем.
В 2008 году все три модели Buell (Lightning, Firebolt и Ulysses) подверглись модернизации. Инженеры поколдовали над системой впрыска, доработали маслонасос, установили на выпуске мощностной клапан с электроприводом, и увеличили с 41 мм до 43 мм диаметр перьев вилки. В
 2009 году апгрейду подверглись передние тормоза. Все модели взамен прежнего шестипоршневого суппорта получили восьмипоршневый Nissin ZTL2 от 1125R. В тот же год завод-изготовитель отзывал мотоциклы Lightning XB12SS из-за проблем с трубкой тормозной системы. Спереди она соприкасается с колесом, что может привести к отказу или поломке. Дилеры по гарантии устанавливали дополнительную защиту трубки.

Firebolt (2003–2010 гг.)
Как выразился сам мистер Бьюэл, Firebolt (в переводе на русский «шаровая молния») – это спортбайк для города. Дебют мотоцикла состоялся в 2003 г. Невооружённым взглядом видно, что Firebolt катастрофически сильно похож на Lightning. База у моделей одна, различия в эргономике, количестве пластиковых облицовок, высоте сиденья, конструкции хвостовой части и некоторых мелких деталях.
  
Firebolt, как и Lightning, выпускается в двух кубатурах. В 2010 г. под занавес производства модель обновилась и косметически, и технически. У главного цилиндра переднего тормоза появились новые уплотнители, обновилась оптика и появился лямбда-зонд. В том же 2010 году у всех существующих моделей Buell маятник, подножки и мелкие детали сменили цвет на чёрный матовый.
  
Коробка передач Firebolt, равно как и у всех других моделей Buell, работает шумно и требует исключительно грубого отношения. Но, надо отдать должное, данный узел сломать практически невозможно.

Ulysses (2006–2010 гг.)
Ulysses (в переводе на русский язык означает «одиссей») – ещё один вариант на заданную тему. Данная модель содержит в себе все самые характерные черты семейства, но при этом позиционируется как паркетный внедорожник. Отличия – длинноходные подвески Showa (компоненты те же, но с иной длиной хода), увеличенная хвостовая часть с ручками для пассажира и модульной накладкой, которая может исполнять роль спинки или площадки для багажа, защита рычагов руля и сетки на фарах, высокое ветровое стекло, широкий, почти кроссовый руль, сиденье с увеличенным профилем. Ulysses выпускается только с твином 1202 см3.
Вариантов исполнения несколько. Базовый классический вариант зовётся Ulysses XB12X (2006–2010 гг.). У него крыло разделяется на две секции – козырёк и подкрылок, защищающий мотор от грязи. Более асфальтовая версия (если так можно выразиться) с уклоном в туризм именуется XB12XT. Здесь уже в базе присутствуют три багажных кофра и высокое ветровое стекло. Крыло маленькое, как на модели Lightning. Существует ещё версия для полиции XB12XP. Это смесь двух предыдущих комплектаций. Крыло из двух частей, кофры и дополнение в виде световых и звуковых сигналов.
  
Благодаря увеличенной до 1370 мм колёсной базе, увеличенному вылету и наклону вилки, а также внушительному дорожному просвету в 171 мм чисто теоретически можно использовать Ulysses на бездорожье. Общая острая управляемость практически не пострадала. На самом деле, в формате Ulysses неплохо бы смотрелись спицованные колёсные диски, но тогда бы пришлось отказаться от фирменной системы с закреплённым на ободе тормозным диском.
На мотоциклах 2006 г. при активной езде передняя вилка показала свою излишнюю мягкость, поэтому в 2007 г. пружины заменены на более жёсткие. Также в 2007 г. изменился профиль сиденья. В 2008 г. в стандартном оснащении появился электроподогрев ручек руля, красная зона на тахометре переместилась с 6800 об/мин на 7100 об/мин, произошли изменения в подвеске, системах смазки и подачи топлива.
  
Модели Lightning, Firebolt, Ulysses были и остаются нишевым продуктом на большого любителя. Предложений на вторичном рынке пока достаточно, равно как и запчастей в свободной продаже. За ремонтом можно обращаться в мастерские, занимающиеся американскими мотоциклами.

1125 (2008–2010 гг.)
Второе поколение мотоциклов Buell отличается гораздо большей прогрессивностью и меньшим количеством неординарных технических решений. Бензин в раму всё ещё заливается, но масло в маятник уже нет. Наконец появился соответствующий предназначению мотоциклов мощный, оборотистый и минимально вибрирующий двигатель Rotax. Хочется верить, что в Harley-Davidson кинулись закручивать Эрику экономические гайки не потому, что он начал смотреть в сторону австрийских моторов.
Силовой агрегат по-прежнему заключён в коробчатую раму. Маслобак перекочевал в ёмкость слева от двигателя. Всё пространство с боков между головным пластиком и рамой заняли увесистые лопухи системы инерционного наддува, совмещённые с воздухозаборниками для радиаторов. Из-за них мотоциклы с индексом «1125» немного похожи на чебурашку. Но в остальном внешний вид значительно перекликается с Firebolt и Lightning. Сухой картер и выхлопная система, расположенная под двигателем, удачно сказываются на распределении масс. Привод на заднее колесо зубчатым ремнём и фирменная конструкция переднего тормоза работают на уменьшение неподрессоренных масс. Механизм сцепления оснащён системой Hydraulic Vacuum Assist, которая снижает усилие на рычаге.
  
В 1125 много решений, нацеленных на снижение веса мотоцикла. Новый восьмипоршневый суппорт ZTL2 в Buell разработали для своих мотоциклов совместно с Nissin. Он внутри полый, что позволило ещё немного выиграть в весе. Зубчатый ремень гораздо легче приводной цепи. Ради нескольких сотен граммов даже пришлось отказаться от отдельного крепежа заднего суппорта.
  
Под изменившуюся конструкцию силового агрегата очень долго подбиралась подвеска. В итоге выбор пал на предназначавшийся для кроссовых мотоциклов «перевёртыш» Showa с диаметром перьев 47 мм и моноамортизатор того же бренда. В целях повышения устойчивости в поворотах и на прямиках задний маятник слегка удлинили, увеличив колёсную базу мотоцикла до 1385 мм.
В линейке сразу два мотоцикла. Первый – спортбайк (хотя, скорее, родстер) Buell 1125R, второй – нейкед Buell 1125CR, сделанный на его базе. Отличия в эргономике, оптике и количестве пластиковых деталей.
  
Мотоциклы Buell с двигателями Rotax наконец приблизились к той спортивности, которую так хотел увидеть в своих творения Эрик Бьюэл. Двигатели Rotax особых проблем не выказывают. Расход масла умеренный, коробка передач работает жёстко, но надёжно. С шасси также всё предельно понятно – многие их технологии уже проверены годами.
  
В 2009 г. инженеры обновили топливные форсунки, немного сместили лямбда-зонды, обновили систему зажигания и топливопроводы. В результате улучшилась приёмистость двигателя на низких оборотах и возросла экономия топлива.
Мотоциклы финального поколения с индексом «1125» на борту сразу после банкротства Buell перешли в разряд коллекционного эксклюзива. Интерес к ним на вторичном рынке невелик. С сервисным обслуживанием и запасными частями, скорее всего, будут проблемы. Уже так просто не приедешь в мастерскую, специализирующуюся на ремонте Harley-Davidson.

Технические особенности
 С точки зрения инженерии все мотоциклы Buell одинаково гениальны и ровно настолько же непрактичны.
V-образные моторы Harley-Davidson, устанавливающиеся через подушки в причудливые рамы производства Buell, отличаются своей простотой и надёжностью. Шумят и вибрируют они сильно, но при этом масло почти не едят. Много проблем преподносит стартер, каждый из владельцев хоть раз сталкивался с его кончиной. Механизм выхаживает до 10000 км, дальше его с большой вероятностью разрушает смесь из мощного двигателя с подсевшим аккумулятором. Обычно вышибает обгонную муфту или разрушается механизм самого стартера. Buell, в принципе, не из тех мотоциклов, двигатель которых заводится 10 раз из 10. Стартеру и АКБ приходится ой как нелегко.
Из-за экстремального теплового режима шпильки приёмной трубы имеют свойство намертво прикипать к гайкам. Не факт, что разборка этого узла когда-либо понадобится. Но если вы решите поменять или почистить выхлоп, держите наготове дрель. Возможно, крепёж придётся высверливать.
По тросу сцепления, который выходит вниз по боковой крышке, со временем понемногу сквозь недостаточно крепкое уплотнение начинает подтекать масло. Весь уровень вряд ли успеет вытечь, но сам факт не из приятных. Механизм выжима на моторах Thunderstorm дружелюбностью не отличается. В пробках кисть немеет уже после получаса езды.
  
Приводной ремень – вещь, безусловно, полезная и в определённой мере прогрессивная. В конструкции всех мотоциклов Buell ремень всегда находится в несколько перетянутом состоянии. Натяжение регулировать нельзя (особенность конструкции). Надеть ремень по месту крайне непросто, для этого необходимо иметь много физической силы и специальные приспособления или домкрат. В гаражных условиях маловыполнимо. Из-за тяжёлых условий работы страдает ресурс. 10000 км – это условный максимум, дальше неминуемо последует обрыв. Проблемы с ремнём – главная причина обездвиживания Buell. Натяжные шкивы практически вечные.
Часто выходят из строя сильно нагруженные подшипники переднего колеса. В их конструкции нет уплотнителя, отсюда попадание воды в обойму с последующим окислением содержимого.
  
На первых партиях Buell 1125R и 1125CR были выявлены проблемы с управлением системой впрыска и электропроводкой. Производитель ремонтировал мотоциклы по гарантии.
  
У моторов Thunderstorm имеются проблемы с настройками при установке прямоточного выхлопа. Неотстроенный афтермаркетовый выхлоп громко стреляет на закрытии «газа» и сильно проваливает кривую крутящего момента. На деле это материализуется в сильные провалы посреди рабочего диапазона оборотов. Неискушённые владельцы в такой ситуации бросаются на поиски Power Commander или аналогов, все остальные ищут оборудование, чтобы перепрошить блок управления.
Рассказывая про эксплуатацию и технические особенности Buell нельзя не отметить сильные вибрации и жар, исходящие от двигателя.
Владельцы Buell серии XB реально быстро носятся по пробкам. И ведь не от лучшей жизни! Воздушно-масляные моторы уже сами по себе генерируют тепло как маленький костёр. Картину сильно усугубляет массивная «торпеда» выхлопа, которая греется сама и греет левую подножку, выдыхая жар с левой стороны. Как на зло, вентилятор принудительного охлаждения выгоняет раскалённый воздух аккурат в правое бедро пилота. Иной раз жарко становится настолько сильно, что мотоботы начинают подгорать. Увидите водителя Buell, который везёт немного в стороне от мотоцикла свою левую ногу, знайте – ему сейчас очень нелегко. Моторы от Rotax данной проблемы лишены не полностью. От двигателя печёт минимально, но выхлоп по-прежнему жарит по полной.
Вибрации – дело привычки. Но у «воздушно-масляных» Buell они заметны даже сильно издалека. Мотоцикл сотрясается сам и сотрясает водителя. Стоит завести мотор, как мирно стоящий Buell приходит в движение и начинает потихоньку прямо на подножке отползать в сторону. И видно, что у него сжимается вилка, и как крылья у колибри машут зеркала. На ходу ситуация лучше самую малость… в глазах всё двоится, зуб на зуб попадает не всегда. Владельцы данную тему обходят стороной. Для них вибрации – своего рода «фишка». Какие эпитеты им только не посвящают, наивно полагая, что крупнокалиберная дрожь привлекает самочек и вообще нравится всем окружающим. Меры, принимаемые заводом-изготовителем по усмирению вибраций, должного эффекта не дают. В чём сакраментальный смысл системы подавления Uniplanar (мотор ходит только вперёд-назад, но не в стороны), не понятно. Видимо, без неё всё было бы совсем плохо.
Само собой, там, где есть вибрации, имеет место постоянное откручивание крепежа. Резьбовый герметик – лучший друг Buell XB. Откручивается всё везде и даже там, где по-хорошему не должно. При осмотре мотоцикла перед покупкой стоит иметь в виду, что пластиковые детали у всех Buell всегда окрашены в массе. Элемент, покрашенный сверху, должен однозначно вызвать подозрение. Обслуживание мотоциклов Buell своими силами – не самая лучшая идея. Доступ к основным узлам и агрегатам затруднён, для выполнения многих регламентных операций необходимо разбирать половину мотоцикла. Подлезть к свечам зажигания или топливному фильтру – целое приключение.
При этом надо иметь в виду, что весь крепёж преимущественно дюймовый, а не метрический. Рекомендуемый производителем сервисный интервал в 8000 км в суровых российских условиях имеет смысл заменить на 5000–7000 км. Масло на воздушно-масляных моторах меняется сразу в двух местах – непосредственно в двигателе и в цепной передаче с двигателя на коробку передач. Данную цепь рекомендуется эпизодически осматривать и при необходимости подтягивать. Ремень ремнём, а цепь, требующая обслуживания, в Buell тоже имеется!
Эрик Бьюэл создавал свои мотоциклы из того, что было под рукой. Так, многие детали у Buell унифицированы с американскими и японскими автомобилями Ford, Buick, Cadillac, Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile, Suzuki, Isuzu, Toyota, а также с мотоциклами Harley-Davidson. Кто бы что ни говорил, но при таком раскладе потенциальные владельцы многократно выигрывают при подборе запчастей. От автомобилей подходят датчики, бензонасосы и фильтры, от мотоциклов многое по мотору (здравствуй, Harley-Davidson), тормозные колодки, расходники и некоторые другие детали.

Краш-тесты
 С точки зрения разрушений в падениях Buell выгодный мотоцикл. При несильной скользячке повреждения обычно носят характер косметических. Часть удара забирают на себя штатные слайдеры на раме. Раму сокрушить практически невозможно, она невероятно жёсткая и прочная. В действительно сильных передрягах в первых рядах сдаётся вилка, а дальше уже как повезёт. Сопромат никто не отменял. У мотоциклов Buell 1125 боковые радиаторы достаточно серьёзно защищены. При лёгком падении на бок максимум придёт в негодность боковой пластик.
  

Тюнинг
Ввиду особенностей конструкции на мотоциклы Buell подходит большое количество штатных и не очень деталей с Harley-Davidson. Имеется и собственный каталог аксессуаров. Однако главным направлением в тюнинге является решение различных конструктивных нюансов и адаптация мотоцикла к реальной жизни и каждодневной эксплуатации. В арсенале также присутствует гоночный пластик, различные варианты прямоточных выпускных систем и специальный процессор с гоночной прошивкой. Существуют тюнинг-комплекты шкивов, которые позволяют регулировать натяжение. С таким набором ремень выхаживает чуть дольше. Бывалые бьюэловоды настоятельно рекомендуют озаботиться установкой дополнительного дефлектора на правую сторону двигателя и по возможности замотать выпускные коллекторы термолентой. Полностью убрать жар не удастся, но градус снизится ощутимо. Вершиной инженерной мысли в разрезе тюнинга является заводская мелкосерийная модель XBRR, но это уже совсем другая история, замешанная на мотогонках.
  

Эпилог
Марка Buell никогда массовой не была. Оригинальные мотоциклы являлись уделом тонких ценителей. Уход с рынка техники, перед которой вау-фактор всегда бежал далеко впереди, для кого-то остался незамеченным, для кого-то стал серьёзной потерей. Так или иначе, Buell в своём первозданном виде с нами больше нет. 30 октября 2009 г. вышел последний, 136923 по счёту мотоцикл. Им стал Buell Lightning XB12Scg. После краха своего главного детища Эрик ещё некоторое время продержался на плаву с новым брендов Eric Buell Racing. Но затем снова обанкротился в 2015 г. На фоне современных безликих мотоциклов, перенимающих конструктив и дизайн друг у друга, Buell до сих пор смотрится актуально. Не будем путать харизму с выгодно представленной серостью. Быть может, великий мастер ещё вернётся… 

За помощь в подготовке материала выражаем благодарность Desmoservice Moscow, www.desmoservice.ru, тел. 8 916-087-82-77.


< Long StoppieПредполётный осмотр >
7 Июля 2015 22:43 Михаил Пимус