С появлением семейства Yamaha XV1900 словосочетание «брутальный современный кубатурный японский круизер» перестало носить юмористический подтекст. Особенно с учётом того, какими в действительности удачными и интересными получились Midnight Star, Road Liner и Stratoliner.
Японские инженеры никогда не являлись первопроходцами в постройке чопперов и круизеров. Особенно с большими моторами. Не тот контекст. В маленькой стране с драконовским законодательством, узкими дорогами и не шибко впечатляющими размерами среднестатистического половозрелого мужчины такая техника как зайцу стоп-сигнал. Концептуально Yamaha XV1900 – плод совместного творения американских и японских специалистов Yamaha с прицелом на развитый рынок Америки.
1900-й «Лайнер» впервые появился в 2006 модельном году. Некоторые мотоциклы могут быть датированы 2005 годом. В 2015 году круизеры семейства XV 1900 полностью исчезли из официальной продажи. По состоянию на конец 2016 года на рынке США присутствует только XV 1900 в версии Raider (из контекста данного материала он выпадает).
Как такового деления на поколения нет. «Лайнеры» и «Миднайты» различаются по рынкам сбыта и оснащению. Midnight Star – версия для Европы, Road l iner и Stratoliner, соответственно, для Америки и Канады. Базовый конструктив абсолютно во всех модификациях один и тот же за небольшим исключением. Мотоцикл как он есть, без допоборудования, в Европе значится как Midnight Star, в Америке – Road l iner. Промежуточная версия Stratoliner с тремя вариантами прозрачных ветровых стёкол, дугами и обтянутыми кожзамом боковыми кофрами продаётся только на американском рынке. Максимальная комплектация в Америке называется Stratoliner Deluxe, в Европе – Midnight Star Casual F ull D ressed (появилась в 2013 году). Её отличает наличие окрашенных в цвет мотоцикла увеличенных боковых кофров, заводского обтекателя (бэтвинг) со встроенной аудиосистемой, которая управляется с дополнительного пульта на руле. У Roadliner и Stratoliner имеются две имиджевые спецверсии – S и Midnight . Первая выделяется увеличенным количеством хромированных деталей в оформлении, вторая, наоборот, максимально зачернена. В статье мы для удобства будем использовать преимущественно американские обозначения.
Конечно же, главенствует исполинский двигатель. Его конструкция во многом продолжает традиции нижневальных силовых агрегатов Yamaha. V-твин с рабочим объёмом 1854 см3 (113 кубических дюймов, почти литр на цилиндр), воздушным охлаждением, двумя балансирными валами, штангами в приводе клапанов, впрыском топлива, клапаном EXUP и лямбда-зондом на выпуске, четырьмя клапанами и двумя свечами на каждый цилиндр в пике на заднем колесе выдаёт 90,3 л. с. и 155 Нм (при снаряжённом весе мотоцикла 340–370 кг). Пятиступенчатая коробка передач сблокирована в одном картере с двигателем. Использована система смазки с полусухим картером. В качестве главной передачи выступает зубчатый ремень. С корзиной сцепления он связан при помощи обособленного цепного привода на правой стороне двигателя. Цепь через отдельный насос смазывается маслом из собственного картера.
Рама не простая, а алюминиевая. Если быть точнее – дуплексная конструкция из восьми частей с толстенной рулевой колонкой и съёмным задним подрамником. Маятник задней подвески также выполнен из алюминия. Спереди в подвеске использована телескопическая вилка с диаметром перьев 46 мм, сзади – моноамортизатор.
В самом начале производства на абсолютно все Yamaha XV1900 устанавливались плавающие четырёхпоршневые суппорты с тормозными дисками 289 мм спереди и один двухпоршневый суппорт с диском 320 мм сзади. В 2011 году все европейские модификации перешли к использованию комбинированной тормозной системы с суппортами от Yamaha FJR1300: четырёхколодочные, четырёхпоршневые спереди, двухпоршневые сзади. «Американцы» и по сей день выпускаются со старой версией тормозной системы. В 2013 году на всех модификациях и рынках появилось проскальзывающее сцепление.
Таким образом, помимо шильдиков и разметки в км/ч на приборной панели, Midnight Star можно однозначно опознать по передним суппортам. Если перед вами суппорты старого образца, нужно посмотреть в выхлоп и фару. У Midnight Star выходное отверстие на слипоне сильно заужено, а в фаре по бокам присутствуют интегрированные ходовые огни.
Дополнительно к визуальным моментам «европеец» от «американца» отличается менее «буйной» прошивкой блока управления. Как результат, Stratoliner чуть злее стартует с места. Midnight Star в ответ переигрывает оппонента по комфортной крейсерской скорости – 140–150 км/ч против 130 км/ч.
Есть мнение, что при создании внешнего облика дизайнеры Yamaha черпали вдохновение в очертаниях современного Indian Chief. Сходства, действительно, есть, особенно это заметно в конструкции выпускной системы и в головной оптике. Как бы то ни было, Stratoliner могуч и красив! Нарочито крупные пышные формы подчёркнуты росчерком параллельных линий, который прослеживается повсеместно. Антуража добавляют хромированные поверхности и нешаблонные детали типа вытянутых корпусов указателей поворота. При всей своей массивности даже в статике мотоцикл выглядит стремительно и обращает на себя внимание зевак.
Технические особенности
В погоне за красивой формой производители чопперов и круизеров зачастую превращают начинку мотоциклов в ребус повышенной сложности. «Лайнер» не из этого числа. Он надёжен, логичен и прост.
От звания абсолютно неубиваемых мотоциклов Stratoliner и Midnight Star отделяет всего лишь одна проблема, связанная с коробкой передач. У мотоциклов ранних годов выпуска (до 2007 года включительно) без видимых причин рассыпается шестерня именно третьей передачи. Всему виной брак при изготовлении. Зубья крошатся как шоколад и летят вниз. Тут уже как повезёт… Либо весь мусор сразу осыпается в поддон, лишая мотоцикл возможности двигаться на третьей передаче, либо крупные частицы металла попадают в движущиеся детали со всеми вытекающими. С 2008 года японцы в экстренном порядке выпустили новую шестерню и подложили её в каталоге запасных частей вместо старой. Визуально шестерни «до» и «после» абсолютно одинаковые.
В остальном XV1900 – идеальный компаньон для любителей ездить долго, далеко и с удовольствием, не углубляясь при этом в основы матчасти до уровня профессионального механика. Всё, что потребуется стратолайнероводу в долгосрочной перспективе – замена приводного ремня каждые 60000 км (ремень, проживёт и больше, но лучше не экспериментировать с такими вещами), раз в 10000 синхронизация цилиндров с промывкой диффузоров, обводных каналов холостого хода и клапана холостого хода ISC , инспекция клапанных зазоров (тут без фанатизма, раз в два сезона будет достаточно), регулярная замена фильтров, резины и масла в двигателе и в приводе. Имеет смысл раз в сезон менять жидкость в гидроприводе сцепления, так как узел этот весьма нагруженный. Важно наполнять расширительный бачок на руле строго по уровню в смотровом окошке. Если налить жидкость до краёв, пакет дисков будет всегда немного разжат и долго не проживёт.
Yamaha XV1900 вполне можно обслуживать своими силами. Важно хотя бы на начальном уровне разбираться в устройстве мотоцикла, понимать, что такое момент затяжки, и почаще заглядывать в техническую документацию. Практически все рядовые операции по обслуживанию очевидны. Исключение составляют процедура замены заднего баллона и работы, связанные с регулировкой клапанов.
Чтобы заменить заднюю покрышку на «Страте» (вне зависимости от модификации), необходимо ослабить механизм натяжения приводного ремня и полностью разобрать заднюю часть мотоцикла. Снять весь задний подрамник оптом вместе с крылом, оптикой и сиденьем. А также демонтировать банку выпускной системы, так как она закрывает доступ к гайке на колёсной оси. Для непосвящённых процедура муторная. Бывалые «стратолайнероводы» затрачивают на всё про всё минут 10–15 (открутить шесть болтов, отсоединить коннектор). Новички по понятным причинам при первой замене заднего баллона крепко ругаются. Редкий мотоцикл требует такое количество трудозатрат при рядовом шиномонтаже. Кофры, дуги и прочее допоборудование практически не мешают, так как хвост снимается сразу весь.
В моторе у «Лайнера» клапаны приводятся в движение толкателями, но по хитрой схеме с одним компенсатором на каждую пару клапанов. Первый клапан регулируется по фактическому зазору, второй (тот, что с компенсатором) регулируется по первому. Лезть в клапанный механизм без лишней надобности не стоит. Практика показывает, что зачастую зазоры, равно как и хон в цилиндрах могут не уйти из границы нормы и за 100000 км.
Силовой агрегат «Лайнера» отличается отсутствием посторонних шумов. Поэтому многие проблемы, в том числе и необходимость регулировки клапанов, обнаруживаются на слух в ранней стадии. На топливе низкого качества при очень сильно разогретом двигателе может появиться ощутимая детонация. Многие по звуку её путают со стуком клапанов.
Тяжёлый круизер не так прожорлив, как это может показаться. Полностью исправный мотоцикл при езде по трассе по расходу топлива укладывается в среднем в 5,5–6 л на 100 км пути. Исправный двигатель не склонен к подъеданию масла. Угар в районе 100 г на 1000 км может появиться лишь в том случае, если водитель надолго возомнит себя сражающимся за очередной титул Валентино России.
Электронная начинка у XV 1900 в целом крайне надёжная. Как правило, появляющиеся ошибки на раз сбрасываются кратковременным отключением аккумуляторной батареи.
Краш-тесты
К неловким падениям на месте «Лайнер» подготовлен великолепно. В большинстве случаев дело даже до дуг не доходит, всё принимает на себя массивный кронштейн водительских платформ-подножек. Мотоцикл в действительности не является хрупким. Повредить мотор при падении крайне сложно. При фронтальном ударе «уходит» вилка, реже в районе дуплекса перед мотором гнётся рама. При кувырках вокруг продольной оси страдает руль, выступающие элементы типа «поворотников» и зеркал, вилка и элементы обвеса.
Если рама и мотор целые, а всё остальное в щи, восстановление до стока влетит в копеечку. Оптика и элементы экстерьера стоят космических денег.
Тюнинг
Yamaha XV 1900 – в Америке распространённый донор для постройки безумных бэггеров с гигантским передним колесом, подсветками, пневмоподвеской и тому подобной цыганщиной. Европа и Россия подобного уровня рукоблудия ещё не достигли.
Комплектующие для модернизации трансмиссии и силового агрегата для «Лайнера» распространены мало. В них нет особого смысла. 1900-кубовый мотор максимально самодостаточен. Гораздо более актуальны наборы для усиления туристических качеств и улучшения комфорта за рулём. В ход идут различные спинки, подогревы, ветровые стёкла и прочее. Определённо на руку владельцам базовых версий играет абсолютная взаимозаменяемость деталей среди всех комплектаций Yamaha XV 1900. Базовая версия при наличии определённого количества «ассигнаций» легко превращается в топовый полносильный Deluxe . Туда же в идеале стоит «докинуть» четырёхпоршневые, четырёхколодочные передние суппорты от «Фужера».
Несмотря на то, что «Лайнер» неплохо выверен по эргономике, ворочать им в пробках и на месте непросто из-за широко разнесённых рукояток руля. Даже индивидуумам с длинными руками в крайних положениях приходится далеко тянуться. Проблему раз и навсегда решают специальные проставки, которые пододвигают руль в сторону водителя.
Многие владельцы «Миднайтов» и особенно «Лайнеров» жалуются на излишне короткие передачи. В затычных пробках приходится с завидной регулярность орудовать рычагом КПП, чтобы не выпадать из транспортного потока. Российские энтузиасты, перехватив идею у американских коллег, предлагают готовое решение данной проблемы. Конечно, в теории можно было бы поиграть передаточными числами на уровне коробки передач и вторичного привода, но дело это крайне неблагодарное. Увеличить ведущий шкив не получится из-за нехватки места. Оказалось, что можно уменьшить ведомый шкив путём установки готовой детали от классического Harley - Davidson (парт-номер детали без проблем гуглится). Шкив от «Харлея» после небольшой подгонки по месту посадочных отверстий вместе с ремнём на 133 зуба (у оригинального ремня Yamaha 136 зубов) встаёт как родной. В результате при небольшой просадке прихода крутящего момента на старте (для большого V -твина это нестрашно) ощутимо растягивается рабочий диапазон оборотов на каждой из ступеней КПП.
Заключение
Крупнокалиберные чопперы и круизеры не бьют рекордов по популярности, но устойчивым спросом в России пользуются всегда. Большие мужчины хотят ездить на больших брутальных мотоциклах…
Семейство круизеров Yamaha XV 1900, безусловно, значимая мотоциклетная единица. Среди себе подобных «Лайнер» выгодно отличается свежестью инженерной мысли и запоминающимся внешним видом. Мотоцикл не соткан из противоречий, как это часто бывает, а скорее, наоборот – продуман настолько, насколько это возможно. Stratoliner , Midnight Star и Road Liner – находка для тех, кто хочет ездить, а не крутить гайки!
За помощь в подготовке материала благодарим yamahastarclub.ru, а также лично специалиста по ремонту Yamaha XV 1900 Андрея Spocker Филатова, тел. (903) 661-53-04.