Финальный этап в Валенсии – самое яркое событие сезона MotoGP. Хорошая погода, огромный наплыв зрителей, отсутствие ясности с расстановкой мест делают гонку большим праздником для всех участников. «Мотоэксперт» побывал на родине чемпионата и своими глазами увидел грандиозный размах мероприятия.
Помните советскую песню «С чего начинается Родина?». Если бы её сочинял испанец, прежде всего его Родина бы начиналась с мотогонок, а конкретнее – с чемпионата MotoGP . Кульминацией которого является этап в Валенсии. Первая европейская гонка года в Хересе – тоже большое событие. Но там чемпионат только начинается, интрига слабее. В Валенсии же идёт финальное распределение мест в чемпионате, нервы напряжены даже не как канаты, а как тормозные шлаги в конце старт-финишной прямой. Поэтому интерес к этапу традиционно огромный, и посещаемость соответствует, свыше 110000 в день гонки, свыше 210 – за весь уикенд. Впрочем, расположение трека и организация настолько удачны, что пробок на подъезде и на входе меньше, чем на некоторых куда менее популярных этапах.
Интрига в этом году, к сожалению, подкачала. Маркес досрочно стал трёхкратным чемпионом ещё в Японии, второе место Росси тоже получил заранее. Так что под вопросом оставалась только третья позиция. Виньялес вполне мог догнать Лоренцо, который настолько заждался перехода в Ducati , что полностью провалил вторую половину сезона. А Маверик, напротив, был крайне мотивирован к попаданию на итоговый подиум за рулём такого молодого заводского мотоцикла.
Впрочем, нашёлся мотоцикл и помоложе. На этапе дебютировал по wild card KTM RC 16. В следующем сезоне ему предстоит полноценное участие в чемпионате, а пока его сначала показали на австрийском этапе, сделав показательные круги, а теперь решили испытать в гоночном режиме. Получилось не очень удачно. На тренировках Мика Каллио, в прошлом неплохо выступавший в младших классах чемпионата, проигрывал лидерам около двух секунд с круга. Квалифицироваться он умудрился не последним, но в заезде дела пошли плохо. Финн катастрофически отстал и в итоге сошёл раньше времени. Возможно, чтобы не подвергнуться унижению обгона на круг.
А первым обогнавшим стал бы Лоренцо. Видимо, Хорхе захотел красиво проститься с командой, которая много лет приводила его к победам. Да и на домашней трассе, где он выиграл столько этапов и титулов, было бы некрасиво повторить провалы этого сезона. Со старта Лоренцо устремился вперёд так, что к нему даже близко никто не мог подобраться. Под конец Маркес резко ускорился и начал настигать соотечественника, но времени не хватило, и ему пришлось довольствоваться вторым местом.
Для Росси большого стимула рваться вперёд не было. В Валенсии он стартовал уже 18 раз, единственное, чем он мог бы удивить окружающих в случае победы – разрушить пятилетнюю монополию испанцев на победу в Валенсии. Но этого оказалось недостаточно. Валентино комфортно расположился во второй группе и устроил не слишком напряжённую борьбу с Ианноне. Андреа оказался хорошо мотивирован к красивому расставанию с Ducati , доехал третьим и получил седьмой подиум в старшем классе чемпионата MotoGP .
Шинный сервис MotoGP
В мире MotoGP правильное использование покрышек – одна из главных составляющих быстрой езды. На финальном этапе сезона в Валенсии «Мотоэксперт» прогулялся по городку Michelin , обеспечивающему «резиной» все мотоциклы старшего класса, с его руководителем Николя Губером и выяснил, как устроен шинный мир самого престижного мотоциклетного чемпионата.
Официальным поставщиком покрышек MotoGP , начиная с этого сезона, является компания Michelin . Французы много лет обеспечивали резиной отдельные команды чемпионата, в том числе заводскую Yamaha в период наибольших успехов Росси. Пока волевым решением организаторов правила не изменились, и поставки шин для всех участников не легли на плечи одного производителя. Семь лет монопоставщиком были японцы из Bridgestone , но сейчас королевский класс перешёл на Michelin . Во время отсутствия в MotoGP , у Michelin была своя гоночная программа в национальных сериях Endurance . К тому же остались прошлые наработки. Но в течение семи лет требования в MotoGP сильно изменились. Особенно серьёзно пришлось работать над передними покрышками, на которые возросла нагрузка за счёт изменения стиля торможений.
Зато от такого сотрудничества шинники получают много пользы. Если не брать в расчёт рекламную составляющую, позволяющую заявить о себе перед целевой аудиторией, прежде всего, это разработка и испытание в боевых условиях новых технологий. Обкатав их в экстремальных условиях чемпионата мира, производитель узнаёт все плюсы и минусы и реализует какие-то элементы в покрышках для дорог общего пользования. Значительно облегчил этот процесс переход MotoGP на 17-дюймовые колёса, после которого перенос технологий в дорожный мир значительно упростился.
Всего в гранприйной команде Michelin на этапе работает около 20 человек. В районе десяти занимаются непосредственно работой с шинами, монтажом, балансировкой, транспортировкой и так далее. Семь – технологи, которые работают с командами, дают советы механикам и гонщикам по наиболее эффективной настройке мотоцикла, выбору нужного типа резины, стилю пилотирования. Они же собирают информацию от команд и передают в заводскую конструкторскую группу, чтобы было понятно, как изменить покрышки, чтобы они работали ещё лучше. Также присутствуют два конструктора и два менеджера. Перемещается между треками шинный городок на пяти грузовиках, которые перевозят не только покрышки и монтажное оборудование. Туда входят тенты, госпиталити, офис-трансформер и многое другое.
Всё это добро вместе с первой партией сотрудников обычно прибывает на трек во вторник. Они организуют шинный городок Michelin , ставят палатки, собирают оборудование. Технологи приезжают в четверг и сразу же приступают к работе с командами. Происходят встречи и планирование на пятничные тренировки, какие покрышки надевать на колёса и что менять в настройках мотоцикла. Также шинники встречаются с инженерами команд после каждой сессии, анализируют данные с систем даталоджинга, обсуждают дальнейшие варианты конфигурации.
Всего на этап приезжает около 1400 покрышек. Они делятся на слики для сухого асфальта (жёсткие, мягкие, средние) и дождевую «нарезку» (мягкую, экстрамягкую, среднюю и промежуточную, для подсыхающего асфальта). Их легко распознать по разной маркировке полосками жёлтого (жёсткий), синего (мягкий) и чёрного (средний) цветов, входящих в логотип Michelin . Единого набора для всех трасс нет, для многих готовится что-то уникальное. Например, в Валенсии много длинных и быстрых левых поворотов, где одна сторона покрышки изнашивается заметно сильнее другой. Поэтому сюда привозят асимметричные «баллоны», с одной стороны мягче, с другой – жёстче. Тот же принцип используется и на других асимметричных трассах вроде «Заксенринга» и «Филипп Айленда». Передние покрышки менее прихотливы, поэтому разновидностей меньше. На задние ложится огромная нагрузка при разгоне, так что к их изготовлению подходят очень тщательно и чаще изменяют конструкцию.
На этап в Валенсии гонщикам предложили покрышки с двумя типами компаунда, hard и medium вперёд, soft и medium назад. Но каждой команде, а чаще всего и каждому гонщику, необходимо какое-то своё решение шинного вопроса. Специалисты команд консультируются со специалистами Michelin , выбирают сочетание, которое должно, по их мнению, обеспечивать наилучшую скорость при наименьшем износе, проверяют работоспособность набора во время тренировочных сессий. Всего на пилота выделяется 22 покрышки, вполне достаточно для экспериментов. От выбора шин часто зависит стратегия гонки и итоговый результат. Даже не слишком быстрый гонщик может рискнуть, поставить мягкую покрышку и добиться великолепного результата, если она доживёт до конца заезда. А если сильно износится и потеряет свойства, ему придётся замедляться или даже падать. Обычно резкие изменения в темпе как раз зависят от покрышек.
В шинный городок команда передаёт колёса, на которые надевают заказанные покрышки. Чтобы не пропустить бракованный или не до конца «севший» баллон и подстраховаться от других ошибок, используется лазерная балансировка. Прибор очень точно определяет отклонения не только в весе, но и в форме боковины. При таком количестве покрышек велика вероятность человеческой ошибки. Чтобы проверить, точно ли установлена нужная покрышка, используется считыватель штрих-кода, связанный с централизованной базой данных.
За помощь в подготовке материала благодарим российское представительство Michelin .