Преемственность поколений

Преемственность поколений

Семейство мотоциклов Yamaha Fazer 600

текст: Михаил Пимус
фото из архива редакции

За сравнительно небольшой отрезок времени семейство мотоциклов Yamaha Fazer 600 успело в несколько заходов значительно поменять обличие и уйти со сцены в пользу старших более мускулистых братьев, которые продолжают бороться за своё место на рынке.


Один из вариантов происхождения слова «fazer » – в вольном переводе с английского означает «беспокойный», по другой гипотезе это всего лишь разбавленная гласными аббревиатура FZR .

Первое поколение 1998–1999 гг.

За год до появления в продаже первого поколения FZS 600 Fazer , Yamaha представила на своём внутреннем рынке в качестве подопытного кролика одноимённую «четырёхсотку», в которой всё было рассчитано на установку двигателя объёмом 600 см³.

Дебют новинки на мотосалоне в Париже в 1997 году пришёлся как раз на время, когда все ближайшие конкуренты выпустили свои «неоклассики», мотоциклы начали раскупаться как горячие пирожки. В 1999 году Yamaha FZS 600 Fazer в своём классе стал самой продаваемой моделью в Европе. Причина такой популярности в удачном сочетании хорошей управляемости, стремительного облика и мощного двигателя с легендарным прошлым. Не все конкуренты на тот момент могли похвастаться таким внушительным послужным списком.

Откровенно слабых узлов и агрегатов в мотоцикле нет. Образцово-показательная стальная дуплексная рама сделана с завидным запасом прочности, даже серия зубодробительных падений крайне редко приводит к деформации. Тормозная система без изменений от одногодки Yamaha YZF - R 1, для подобного «неоклассика» это безусловный подарок. По-спортбайковски выстроенная геометрия шасси даже несмотря на нерегулируемую переднюю вилку самым положительным образом сказывается на устойчивости на дороге. 160-е заднее колесо благоприятно влияет на управляемость. Небольшая ложка дёгтя притаилась внутри двигателя, силовой агрегат от Yamaha YZF600R T hundercat во всех своих реинкарнациях отличается хорошей надёжностью, но шумностью в работе и значительным угаром масла. Новый или грамотно перебранный двигатель на протяжении первых 15000–20000 пробега владельца не беспокоит, затем накопившийся нагар и грязь внутри камер сгорания забивают канавки в поршне, после этого кольца перестают исправно выполнять свою задачу, и уровень масла неминуемо понижается. Данный дефект стоит отнести к конструкторским недоработкам. Коробка передач вопреки дурной славе работает адекватно, вылетающие или не включающиеся передачи – исключительно результат криворукости владельца. Батарея карбюраторов закономерно потребует щепетильного обслуживания, при значительных пробегах износ внутренностей может достигать критических отметок, дешевле будет купить б/у узел в сборе, чем использовать ремкомплект.

Второе поколение 2000–2001 гг.

Первый этап модернизации носил исключительно характер работы над ошибками, мотоцикл получил изменения, направленные на улучшение комфорта водителя и пассажира в дальних путешествиях.

Визуально друг от друга первые два поколения можно отличить по ручке для пассажира – первоначально она была сделана из трубки, а после стала литой. В дополнение к этому пассажирская часть сиденья стала чуточку толще. Для увеличения автономности бензобак вытянулся немного вверх, что позволило получить два дополнительных литра объёма (20 литров против 18). Передняя вилка обзавелась регулировкой предварительного поджатия пружин. Для улучшения обратной связи и увеличения надёжности удлинили рычаг переключения передач, модернизировали пружины и диски сцепления. Приборная панель получила двойной счётчик пробега и часы, наконец появилась система аварийной сигнализации.

В 2000 году появилась спецверсия FZS 600 S, от обычной она отличается иными настройками подвески и двухцветной окраской.

Третье поколение 2002–2003 гг.

Не мудрствуя лукаво, инженеры в борьбе за всё возрастающие потребности мотолюбителей, с выходом нового поколения не стали серьёзно изменять модель – ограничились лишь фейслифтом передней части. Место двух небольших прямоугольных фар заняли раскосые глазища удивлённого японского биоробота. Двигатель, тормоза и ходовую тревожить не стали, но добавили ещё два литра в бензобак, теперь его полезный объём составляет 22 литра.

Четвёртое поколение 2004–2006 гг.

В 2004 году прежняя конструкция мотоцикла потеряла всю свою актуальность и привлекательность, свет увидело четвёртое по счёту поколение «Фазера» (теперь он называется FZ 6). Вместе с версией с полуобтекателем FZ 6 S Fazer впервые появился нейкед FZ 6 N , который отличается отсутствием пластика в передней части, иной фарой, зеркалами и отсутствием центральной подставки (нейкед не содержит Fazer в названии).

Обновка получилась местами революционной, безусловно интересной, но и неприятных особенностей в ней хватало. Первой жертвой в борьбе за уменьшение стоимости при улучшении характеристик и материалов стали тормоза. Под шумок обновления модели хорошо зарекомендовавшие себя передние моноблочные четырёхпоршневые скобы были заменены на обычные плавающие двухпоршневые. Задний суппорт расстался с одним поршнем (теперь он однопоршневый), но это не сильно сказалось на и без того ухудшившейся тормозной динамике. Двигатель – дефорсированный и переработанный силовой агрегат от Yamaha YZF - R 6 с впрыском топлива (мощность возросла до 97 л. с.). Врождённые болезни двигателя у предыдущих «Фазеров» в прошлом, потребности мониторить уровень масла больше нет. Поводом упрекнуть инженеров в скупердяйстве является рама, притом что она алюминиевая и внешне выглядит весьма достойно, на её производстве явно сэкономили. Вместо того чтобы отлить цельную раму одной деталью, её сделали сборной из двух половин с большим количеством пустот. Да, такая деталь будет легче стального аналога, но прочность и устойчивость к падениям оставляет желать много лучшего. Начиная с четвёртого поколения объём бензобака начал своё движение в сторону уменьшения (уменьшился с 22 до 19,4 литра).

Ходовая часть – всё та же телескопическая вилка, но уже диаметром 43 мм (против 41 мм у предшественника) и моноамортизатор. Задний маятник немного удлинили, что позволило установить заднюю покрышку шириной 180 мм.

Согласно новым веяниям моды дизайнеры провели выхлопную систему под сиденьем со всеми вытекающими особенностями в лице ничтожно малого полезного пространства и бескомпромиссного подогрева «пятой точки». Устаревшая аналоговая приборная панель заменена на жидкокристаллическую.

Пятое поколение 2007–2009 гг.

Очередная модернизация с приличным количеством нововведений. В производстве помимо полносильной версии (с индексом S2) появилась версия для Европы (с индексом S или S1) со сниженной мощностью двигателя с 97 л. с. до 78 л. с. Инженеры нашли возможность вернуть на место «правильные» тормозные механизмы (четырёхпоршневые моноблоки спереди) и добавили им антиблокировочную систему. Внешне мотоцикл заметно посвежел, оброс мышцами и острыми гранями. Головная оптика у одетой версии стала чуть более выразительной. Снова изменилась приборная панель, теперь она унифицирована с FZ1. Кронштейн пассажирских подножек сделан из алюминия. Сложно не обратить внимание на существенно перепрофилированное сиденье и абсолютно новое переднее крыло. Цельный задний маятник, покрашенный в чёрный цвет (аналогично теперь покрашена и рама), больше не олицетворяет излишнюю бюджетность.

Интересный факт: зажатый по мощности двигателя мотоцикл Yamaha FZ 6, который выпускался в период с 2007 по 2008 годы, отличается от полносильной версии FZ 6 S2 конструкцией привода дроссельной заслонки. За счёт ограничителя ручка «газа» открывается лишь на 65 % от максимума. Таким образом вернуть утраченное лошадиное поголовье не составит большого труда – достаточно отогнуть ограничитель.

Шестое поколение 2010 г. – н. в.

С 2010 года Yamaha прекращает выпускать «Фазеры» с объёмом двигателя 600 см³, в данном сегменте у компании осталась лишь «Диверсия». Назвать FZ 8 прямым наследником FZ 6 трудно, он скорее немного уменьшенный FZ 1. Новый мощный двигатель, перевёрнутая вилка (пускай и без регулировок), выверенный агрессивный внешний вид и мощные моноблочные суппорты позволят мотоциклу на равных потягаться с BMW F800R и Triumph Street Triple, но это уже совсем другая история…

Итог

С выпуском FZ 8 японцы обделили вниманием любителей «шестисоток». К счастью, модели с индексом FZ 6 ещё не устарели и в большом количестве присутствуют на вторичном рынке. Наиболее оптимальными при наличии средств стоит считать полносильные мотоциклы пятого поколения, а при ограниченном бюджете удачной покупкой будет «Фазер» образца 2002–2003 годов выпуска, несмотря на устаревшую ходовую и уже несвежий дизайн у FZS600 при надлежащем состоянии большой потенциал и солидный запас прочности.

Выражаем благодарность Андрею Терехову (Motoservice . ru ) за помощь в подготовке материала, тел. (495) 500-75-59.


< Sit CirclesСпрашивали? Отвечаем! >
23 Марта 2013 08:34 Михаил Пимус