То, что туристические эндуро с каждым годом всё меньше и меньше похожи на эндуро, никого не смущает. По-прежнему у владельцев спрос на шины для бездорожья есть, хорошо, что и предложение за ним подтягивается.
Три-четыре года назад только три производителя могли «обуть» туристический эндуро в зубастые покрышки, пригодные для преодоления бездорожья. Признанной и любимой во всём мире моделью были Continental TKC80 Twinduro, от неё немного отставала по популярности Metzeler Karoo, на третьем месте был чешский Mitas с моделью E-09.
Но в том и суть свободного рынка, что наличие спроса подстёгивает предложение, и в гонку вооружений включились другие производители: Pirelli представила Scorpion Rally в 2014, Michelin начал производство Anakee Wild в конце 2015 года.
Шины премиального сегмента стоят дорого, и регулярную их замену многие кругосветчики просто не могут себе позволить. Поэтому возник запрос на то же самое, но без переплаты за бренд. Эту нишу решил закрыть крупнейший в Корее производитель мотоциклетной резины – концерн Shinko.
Уже много лет на заводе Shinko в Корее производят резину TKC80 Twinduro по заказу Continental. Мне кажется, именно этим обусловлено то, что внешне эти модели немного похожи, хоть о прямом копировании речи и не идёт. У Shinko Adventure Trail E804-E805 квадратные шашки расположены не ровными поперечными рядами, а изогнутой дугой, что обеспечивает лучший зацеп в мягких грунтах и лучшее самоочищение, плюс по центру покрышки прорези между шашками тоньше – за счёт этого снижен уровень шума при движении по асфальту и увеличен ресурс. Shinko позиционирует эту резину как 40 % асфальта и 60 % бездорожья, у неё есть сертификат для применения на дорогах общего пользования. Это идеальный баланс для тех, кто планирует путешествие по Средней Азии, Алтаю, Монголии, Восточной Сибири – местам, где с хорошим асфальтом совсем туго, а участки дорог с разбитым асфальтом нередко сменяются на гравийки, а то и на грунтовки. Важно, что при этом асфальтовые участки преодолеваются своим ходом, а не на прицепе.
Шины Е804-805 появились в России в конце 2015 года, и уже есть статистика по их ресурсу. При обычном туристическом применении по дорогам с твёрдым покрытием они ходят 12000–15000 км на мотоциклах с литровым мотором, достойно себя ведут в дождь и при низких температурах. Вне дорог они, конечно же, не дают той уверенности, которая возникает при езде на 100-килограммовом эндуро, обутом в кроссовую резину, но ехать вперёд, получая при этом удовольствие, а не борясь постоянно с мотоциклом, они позволяют. Комплект резины Shinko был передан компанией «Мистер Мото» на ресурсные испытания в школу Driving Experience Moto и установлен на инструкторском мотоцикле. Отчёт мы публикуем.
Напоследок о главном – о цене. При сравнимых с Metzeler и Continental сцепных свойствах как на асфальте, так и на грунте мы имеем больший ресурс и на 60–80 % меньшую цену, что даёт примерно двукратную экономию на резине в дальней дороге.
Резина Shinko для теста предоставлена компанией «Мистер Мото» (тел. (495) 721-84-80, https://www.mr-moto.ru)
Редакция благодарит школу водительского мастерства Driving Experience Moto за помощь в организации теста (http://www.drivingexperiencemoto.com/ru)
Альтернативное мнение
Ведущий инструктор школы Driving Experience Moto
Вчера в ночи 100 км проехали под проливным дождём со скоростью 110–120 км/ч: держак нормальный, уводы и аквапланирование отсутствуют.
Берёшь её в руки с закрытыми глазами и разницы с топ-брендами не ощущаешь. Разница наблюдается, когда бортируешь покрышки – у них жёстче боковины. Переднее колесо чуть меньше по высоте, поэтому было удивительно, что после езды по глине грязь не забивает пространство под крылом, и колесо не перестаёт крутиться. Такой проблемы просто не возникало.
Колесо на грунте достойно себя ведёт на гражданском давлении, рекомендованном производителем мотоцикла для асфальта. Специально сдувать его перед выездом на грунтовый участок не обязательно. Другое дело, если асфальта на сегодня не предвидится: тогда до 1,9 атмосферы впереди и 1,5 сзади снизить будет не лишним.
Если мотоцикл используется преимущественно как внедорожный, и ресурс при движении по асфальту не играет роли, то покрышки можно немного доработать. Обычной машинкой для резки резины прорезать средний ряд шашек вдоль широкой канавкой, плюс добавить канавку вдоль посередине крайнего бокового ряда шашек, и будет огонь! Иногда на грунте в скоростном повороте (больше 90 км/ч) мотоцикл начинал смещаться наружу поворота – не хватало сцепления именно на боках протектора. Приходилось снижать скорость и уменьшать наклон мотоцикла. Но для резины, пригодной для длительной езды по асфальту, её поведение на грунте надо признать прекрасным.
В остальном поведение покрышек не отличается от конкурентов. Всё в руках райдера, а резина отличная!