Низкопольный крокодил

Низкопольный крокодил

Chevrolet El Camino, 1976,
5,7 л (350 ci), 270 л. с.,
100 миль в час, не продаётся

Текст Денис DEAN Панфёров
Фото: Кирилл Калапов

Концепция низкопольного пикапа, построенного на базе рамного седана, а не высокого внедорожника, могла возникнуть только в стране с сухим климатом и ровными дорогами. А при каких ещё условиях можно с поля забрать 50 мешков кукурузы на такой пузотёрке?

Концепция эта расцвела во второй половине XX века, но сошла на нет к его окончанию. Единственная страна в мире, где такие автомобили ещё производятся – это Австралия, но следует признать, что они сильно измельчали. В современный пикап, построенный на базе легкового автомобиля, даже с открытым задним бортом мотоцикл может не поместиться…


Здесь же у нас полноразмерный американский автомобиль золотого века, ещё той поры, когда бензин практически ничего не стоил, и об его экономии речь вообще не шла. Длина автомобиля 213,2 дюйма – 5415 мм, это больше, чем у бортовой «Газели Next» с обычной базой, но чуть меньше её удлинённого варианта. Внутренняя длина кузова с закрытым бортом чуть больше двух метров. Если бы задний борт был вертикальным, то два кроссовых мотоцикла вошли бы чуть по диагонали, но он, к сожалению, завален немного внутрь, и в кузов помещается только один мотоцикл из угла в угол.


Только те, кому доводилось грузить мотоцикл во внедорожный пикап или кузов «Газели» при помощи одного трапа, поймут, почему я акцентирую внимание на низкопольности. Если ты не можешь войти в кузов, сделав шаг с земли, то рано или поздно при погрузке мотоцикл упадёт. И сам побьётся, и пикап помнёт. Ролики о неудачных попытках погрузки мототехники являются хитами Youtube и набирают миллионы просмотров. Ну, интересно же смотреть на самоуверенных идиотов! С «ЭльКаминой» всё сильно проще. Ты ставишь трап чуть левее центра откинутого заднего борта, разгоняешься и забегаешь в кузов вместе с мотоциклом, целясь передним колесом в левый угол кузова. Фиксируешь мотоцикл стропами, закрываешь задний борт, и ты уже готов к дальней дороге.

Трёхместный кожаный диван

Под огромным капотом, сравнимым по размеру с кроватью King Size, скрывается 350-кубодюймовый «маленький блок Шевроле». Маленьким он считается только по американским меркам. В действительности же это огромная 5,7-литровая V-образная «восьмёрка» с могучим карбюратором, расположенным в развале цилиндров, и монументальной кастрюлей воздушного фильтра над ним. Small Block выпускается так долго и устанавливается в такое огромное количество автомобилей концерна GM, что всерьёз рассуждать о его мощности нет смысла. Всё зависит от степени сжатия, формы кулачков распредвалов, ширины зоны перекрытия фаз, системы впуска и выпуска. В тестируемом автомобиле мощность была порядка 270 л. с., но вообще эти моторы форсируются примерно до 600 сил в атмосферном варианте и до 850 при применении нагнетателя. Другой вопрос – надо ли это, ведь это сказывается на ресурсе, и в крайних стадиях форсировки этот ресурс будет измеряться считаными десятками стартов на 1/4 мили.


Если вам покажется мало, то под этот капот можно легко поставить «Бигблок» объёмом около 11 литров. Даже ничего резать и варить не придётся, только заказать с двигателем кронштейны и подушки для его крепления в штатные места на раме. Я не готов аргументировать, зачем это может понадобиться – как мне кажется, и имеющейся мощности вполне достаточно. 270 сил хватает для устрашающего старта с места с фирменным рыком настоящей американской «восьмёрки» и бодрым разгоном примерно до 100 км/ч. После этого автоматическая коробка Turbo Hydromatic 300 переключается на высшую третью передачу, на которой разгон вял, зато уместны рассуждения топливной экономичности. Благодаря блокировке гидротрансформатора при установившихся режимах езды по шоссе аппетит автомобиля можно уложить в скромные 14–16 литров 92 бензина на каждые 100 км пути при крейсерской скорости 90–110 км/ч.


Такие чудеса инженерной мысли ХХ века как вакуумный усилитель тормозов и гидроусилитель руля не чужды американским автомобилям, и в нашем пикапе присутствуют. Есть даже кондиционер и радиоприёмник. Подвеска у всех четырёх колёс пружинная, листовых рессор нет. Но всё равно про управляемость всерьёз рассуждать не получается. Как шестиметровый катер на зяби озера, El Camino плывёт, немного покачиваясь, примерно туда, куда ты им правишь, не отказывая себе в удовольствии рыскать в пределах ширины полосы и сильно запаздывать в откликах на повороты руля. Пробовать его на максимальную скорость я бы советовал только на пустой дороге шириной не менее трёх полос. На трассе М11 нам удалось «сделать тонну» – разогнать его больше 100 миль в час (165 км/ч по ГПС). Четырёх полос ширины шоссе хватило, чтобы страх перед демоном скорости не перерос в панический религиозный ужас.


Поза за рулём собранной и спортивной быть не может – это же автомобиль из страны хайвэев с трёхместным бабушкиным диваном в салоне. Ни тебе боковой поддержки, ни поясничного подпора. Просто кожаный диван с пружинами внутри, на котором ты сидишь, чуть развалившись, уперев левое колено в обшивку двери, нажимая правой ногой на «газ» или тормоз, и легонько придерживая руль одной рукой. Если не навязывать силой машине нужную траекторию, а лишь аккуратно подправлять ту, что она сама выбирает, то в таком расслабленном состоянии можно преодолевать сотни миль за день. Жаль, что в нашем эфире не вещают радиостанции, передающие кантри и блюз.


Езда в городе, как это ни странно, не очень напрягает. Да, длинная, да, широкая, да, обзорность не на высоте и бамперы по углам торчат намного дальше, чем тебе кажется, но ты просто едешь в потоке, перестраиваешься и поворачиваешь без особого труда. Причина тому – то любопытство и уважение, которое вызывает у окружающих этот простой автомобиль техасского фермера. В качестве магнита для притягивания взглядов он даже эффективнее, чем новый Rolls-Royce Phantom, которым в нашем городе кого-то удивить уже не получится. Люди замечают, люди видят, люди не стесняются выражать свои эмоции, и эмоции эти позитивные, чем El Camino выгодно отличается от вышеупомянутого Rolls-Royce

Транзисторные семидесятые

Рассматривать такой шедевр американского автопрома в качестве единственного автомобиля в семье в Москве бессмысленно. По делам на нём ездить невозможно, а припарковать внутри ТТК вообще нереально. Зимой ездить на нём тоже радости не приносит, потому что разгруженный задний мост без блокировки дифференциала позволяет легко застрять даже в снегу глубиной 10 см. Он, как круизер, создан для лета и хорошей погоды, для пустынных дорог, простора, свободы и захватывающих дух широких пейзажей. Это автомобиль для души, хоть в свидетельстве о регистрации и будет написано «грузовой бортовой».


Несмотря на почтенный возраст, для этой машины можно найти не только все требуемые запчасти и расходники, но и совершенно любой тюнинг. Абсолютно всё, что только можно придумать, уже придумано, создано, произведено и продаётся. Надежды на то, что внешний вид и техническая начинка останутся после покупки неизменными, нет никакой. Обязательно захочется что-то поменять, улучшить, сделать иначе. От момента съёмки до момента публикации материала успели поменяться шины и диски (теперь задние колёса шире и выше передних), передняя панель в салоне была обтянута новой кожей горного дерматина, установлены электрические стеклоподъёмники. На данный момент в улучшайзинге наступило затишье, и никакой программы по дальнейшей доработке пикапа нет, но это только пока. Зимой наверняка что-то само придумается.


Автомобиль предоставлен на тест частным лицом.

< Дьявольская колесницаAdventure Trail >
21 Августа 2016 13:43 Денис DEAN Панфёров