Одиннадцать лет назад английская компания American Motorcycle Dealer провела в Лас-Вегасе первый чемпионат мира по кастомайзингу. Постепенно из рядового, хоть и довольно яркого события AMD Championship стал главным событием для любителей жанра. Каким-то чудесным образом мероприятие остаётся абсолютно независимым от частных интересов влиятельных игроков индустрии и служит исключительно музам мастеров и инженеров. Наверное, поэтому, испытывая постоянные финансовые сложности, переезжая с площадки на площадку, поменяв континент, чемпионат всё равно движется вперёд и остаётся тем самым единственным мероприятием, к которому готовят премьеры и успехами на котором по-настоящему гордятся.
Выставка Intermot в Кёльне впервые принимала у себя весь цвет кастомайзинга. В предыдущие годы здесь тоже была экспозиция, но ничего даже близко напоминавшего этот год Koln Messe не видела. Уровень мотоциклов заставил даже специалистов цокать языками. А уж судейство и вовсе превратилось в сущий кошмар. Любой из поставленных мною в десятку лучших мотоциклов был по-хорошему достоин победы. Такое, пожалуй, случилось впервые за все годы моего участия в жюри. 22 страны представили на суд зрителей и специалистов 82 работы 69-ти мастеров в пяти категориях: Freestyle, Retro Modified, Street Performance, Café Racers и Modified Harley-Davidson. К сожалению, американские мастера посчитали переправку мотоциклов в Европу слишком дорогим и сложным занятием. Жаль. А ведь мы к ним летали. Зато теперь Восточная Европа получила возможность участвовать в соревновании, и кастомайзеры из Чехии, Словакии, Польши и Венгрии показали огромное количество интересных работ, забрав первое место в классе Retro Modified (TMT Moto из Чехии) и второе в Street Performance (Sapka Muvek из Венгрии). Россия была представлена мастерскими Fitil-DMC и TRG-Garage, выставлявшимися в modified H.-D. и самостоятельно записавшимся во Freestyle Павлом Лысенко из Азова. Юрий Шиф выставлял свой проект «Терминатор», а в Street Performance заявились харьковчане Iron Custom Motorcycles. Но мы же за искусство без границ, а потому, увы, признаём свою неудачу в этом году и посмотрим на победителей.
Фредди Крюгер Бертран (ту-ту-ру-рууу) второй раз за свою блистательную карьеру завоевал титул чемпиона мира. Оставаясь в своём репертуаре и стилистике, он построил по заказу BMW концепт Nurb на базе рядной шестёрки BMW K1600. Не все, чего греха таить, остались довольны этой победой, кто-то поговаривал, что и вовсе не стоило выставлять на конкурс этот мотоцикл, находящийся на грани кастомайзинга и прототипа, однако, может, это даст толчок крупным компаниям, и те примутся спонсировать кастомайзеров. Да и мотоцикл хорош без сомнения, хоть и здорово напоминает пару предыдущих работ Фреда.
Пока Крюгер думал, как обыграть мотор BMW, финн Веикко Сикио пошёл по более «простому» пути и сделал свой двигатель. С нуля. По сути, весь его потрясающий мотоцикл сделан вручную, но специфический финский стиль, заставляющий многих уважаемых специалистов морщить нос, отправил его на второе почётное место.
Третьим стал Франческо Белла из North Coast Customs с проектом Fiat Abarth, где мотор Fiat 500 сочетается с коробкой Rivera Primo, а передняя подвеска имеет регулируемый рейк.
Никаких вопросов не вызвала победа мотоцикла 750 CR в классе Café Racer. Классический, великолепно исполненный проект на базе мотора Ducati/Cagiva 750 с барабанами Ceriani, низкими клипонами и гоночным седлом от новичков Crazy Racers без труда обогнал ближайшего конкурента Madiba Benelli 600 Sport от любимцев публики весёлых итальянцев Inglourious Basterds Cycles.
В Modified H.-D. первыми стали One Way Machines из Германии с очень аккуратным и изящным мотоциклом Brougham. А вот в Street Performance и в Retro Modified всё прошло не столь гладко. Проект Springster от Riverside Motorcyclettes хорош всем, но только не задней подвеской, а вернее, её отсутствием (нечто, здорово влияющее на “performance”, но почему-то оставленное судьями без внимания). Этот факт, безусловно, расстроил венгра Sapka Muvek, построившего отличный проект на базе Buell и отставшего от конкурента всего на два очка. В ретрокатегории и того печальнее – безусловный фаворит Pedro Sabiote так и не предоставил доказательств того, что его кастом Nala & Lucky функционирует, и выбыл из борьбы за титул, уступив первое место проекту Nimbus мастерской TNT-Moto из Чехии – правила есть правила.
Накал страстей на подобных мероприятиях всегда присутствует, но только раз в году случается так, чтобы сразу несколько десятков ведущих мастеров ждали результатов, пряча в карманах потные ладошки. И именно благодаря этому соревнованию мир узнал такие имена как Goldammer, Kruger, Stellan Egeland. У мастерских впереди целый год, чтобы показать, на что они способны, а мы этот год посвятим изучению проектов прошедшего чемпионата и уж тут есть чем поживиться.
FREESTYLE CLASS
1 Krugger Motorcycles – Nurb's
2 Veikko Sikkio – WSA
3 North Coast Custom – Fiat Abarth
4 Rough Crafts – Graphite Speedster
5 Paul Milbourn – Nut Cracker
6 Thunderbike – Unbreakable
7 Eddie Gustafsson – Speedy
8 Riverside Motocyclettes – Knock Out
9 Valtoron – La Bestia
10 CF Costruzione Mecchaniche – Sex Metal
RETRO MODIFIED CLASS
1 TMT Moto – Nimbus 4
2 Lucky Cat Garage – Sprintbeemer
3 Abnormal Cycles – Chicca
MODIFIED HARLEY-DAVIDSON CLASS
1 One Way Machine – Brougham
2 Hot Dreams Barcelona –Rocket
3 Thunderbike – TBR
STREET PERFORMANCE CLASS
1 Riverside Motocyclettes – Springster
2 Sapka Muvek – Buell
3 Lobo Motive – Lobo 3
CAFE RACER CLASS
1 Crazy Racers – 750 CR
2 Inglourious Basterds Cycles – Madiba Benelli 600 Sport
3 Kingston Custom – Tom Sawyer