Мы уже писали о Hyperlook – первом отечественном производителе мотоэкипировки. Но это были общие слова, художественно-литературная форма пресс-релиза, сейчас же я посетил фабрику компании в Чебоксарах. Скажу сразу: общие слова были правдивыми. Фабрика существует в действительности, и она работает.
Моё знакомство с брендом Hyperlook и его владельцами было необычным. Как-то я примерил в магазине понравившиеся мотоциклетные штаны карго коричнево-кирпичного цвета из ассортимента их продукции и написал у себя на страничке Facebook про замеченные недостатки, а конкретно про недостаточную длину штанины по внутреннему шву для размера “ L ”. Несколько людей написали комментарии, что согласны со мной, и штаны действительно хороши, но коротковаты. А спустя некоторое время, довольно непродолжительное, из Hyperlook написали, что для этой модели для всех размеров выкройка была доработана, и длина штанины увеличена на 2 см. Удивительно быстрая и конструктивная реакция на критику. Через некоторое время в редакцию пришло приглашение посетить производство.
Под словом «производство» может скрываться что угодно. Сдвоенный бокс в гаражном кооперативе, в котором на ручном трубогибе гнётся по два руля в день, по сути, тоже производство. Но с Hyperlook дело обстоит серьёзнее. Это действительно швейное производство с богатой историей, уходящей корнями во времена развитого социализма, которое было возвращено к жизни и переоснащено в 2011 году. Если смотреть снаружи – крупное шестиэтажное здание площадью около 5000 м2 с собственной территорией. Оно выглядит обжитым, в отличие от большого количества брошенных строений промышленного назначения, разбросанных по всему городу Чебоксары.
Внутри на первом этаже технические помещение с вакуумными насосами и склады. На первый взгляд может показаться, что объём сырья на этих складах сильно превосходит швейные мощности, но тут надо учитывать особенности поставок. Во-первых, и это грустно признать, отечественный производитель ткани пока не может предложить конкурентный по цене, качеству и однородности показателей товар. Поэтому поставки в стиле “ on demand ”, когда сырьё привозится от потребителя сразу в раскройный цех, минуя склад, невозможны в принципе. Приходится заказывать заранее, объёмом равным морскому контейнеру, везти из Азии, таможить, разгружать и хранить. Из минусов – замороженные денежные средства, из плюсов – запас карман не тянет. Даже если что-то случится в плане внешнеторговых отношений, то на том материале, что есть на складе, можно просуществовать больше полугода, не сокращая швеям рабочую смену и не отправляя их в вынужденный отпуск.
Есть отдельный склад для фурнитуры, на котором лежат молнии, кнопки, пуговицы, замки, ремни, резинки, нитки, бирки и этикетки. Там же лента для проклеивания швов в изделиях из мембраны и дождевиках, а также липучка и кольца-замки для ремней. Нитки используются только немецкие – они лучшие в мире по своим показателям. Практика показала, что экономия на нитках может дорого обойтись как в плане внешней привлекательности изделия, так и в плане безопасности водителя при падении.
Для контроля качества ткани, поступающей на производство, есть специальный оптический станок, который перематывает весь рулон с равномерной подсветкой насквозь, а встроенная видеокамера анализирует и фиксирует равномерность окраса, толщину ткани, а также ищет дефекты. В случае брака выставляется претензия поставщику материала.
Дальше ткань поступает на второй этаж, в цех раскроя. Небольшие партии кроятся вручную. Ткань кладётся «наполеоном» толщиной сантиметра два на раскройный стол, на верхний слой наносится мелом выкройка по картонным лекалам, затем ручным ножом, напоминающим электролобзик, весь этот «торт» раскраивается. Работа непростая – длина линий кроя для одного изделия примерно 50 метров, и на протяжении всех 50 метров рука не должна дрогнуть.
Промышленные партии уже кроятся автоматической машиной. Точно так же вручную от рулона ткани отматываются куски нужной длины, складываются стопкой, накрываются сверху плёнкой, а снизу вакуумная машина, установленная на первом этаже, отсасывает через стол воздух, уплотняя «пакет» и не давая слоям сдвигаться. Автоматический нож кроит быстро и аккуратно по программе, заложенной в компьютер. Ошибки исключены.
Помимо ножей, есть ещё и лазер, которым режут нетканые материалы типа светоотражающих полосок на внешний слой курток и дождевики. Там тоже всё оптимизировано – в станок кладётся лист, нажимается кнопка, дальше всё происходит без участия человека. Вышивка на изделиях тоже не ручная – стоит японская вышивальная машина, строчащая без устали весь день.
На третьем этаже сидит начальство, а также те, кто делает новые модели. К сожалению, сумасшедшего дизайнера с всколоченными волосами (мне этот образ импонирует больше, чем вид жеманного кутюрье из глянцевых журналов), у которого весь кабинет завален скетчами футуристических нарядов, нет. Всё происходит немного прагматичнее. Идеи рождаются у руководства, и они в вербальной форме доносятся до конструкторов. Те уже переводят вербальную форму на компьютере в раскладки выкроек и сразу печатают на плоттере лекала. По этим лекалам опытный цех отшивает пилотные изделия, которые уже в процессе тестовой эксплуатации дорабатываются до ума. Из-за своей многоступенчатости этот процесс может занимать довольно-таки продолжительное время, но в итоге получается проверенный на практике продукт с полным пакетом электронной документации и чётко прописанной технологией производства.
На четвёртый этаж попасть не удалось. Там производится что-то для Министерства обороны, и журналистам прохода нет. Армейские заказы для фабрики – это не только весомый процент объёмов производства, но и тот спасательный круг, который позволяет сохранять работу во время мотоциклетного несезона. Для борьбы с сезонностью спроса есть и ещё одно решение: диверсификация производства. Перед зимними месяцами делается больше термобелья, которое хорошо продаётся зимой, а также в планах стоит производство туристической снегоходной экипировки, тёплой и непромокаемой, хорошо подходящей для пассивного отдыха – поездок по проторенным маршрутам, рыбалки, охоты. Образцы я видел: сделано по уму и продумано в мелочах. В таком комбинезоне в холод можно смело ехать далеко.
Пятый этаж – швейное царство, точнее – царство швей. Примерно 300 рабочих мест, и кругом женщины. Несколько видов швейных машин, как обычных, так и плоскошовных для трикотажа, установлены в длинные ряды. Есть также оверлоки, термомашинки для проклеивания швов лентой, термопресс для приклеивания светоотражайки. Раньше её пришивали, а потом изнутри проклеивали эти швы. Но просто приклеивать полоски с нагревом до 140 °С оказалось не только проще, но и надёжнее – схватывается намертво.
Если честно, то в цеху шумно и жарко. Работа сложная, но по меркам Чувашии зарплата высокая, и проблем с набором кадров нет. Два раза в год положен оплачиваемый отпуск, регулярно бывает культурный досуг в виде походов в театр или кино, тоже за счёт фабрики. Звериного оскала капитализма и рабского угнетения трудящихся нет, есть деловые отношения работника и работодателя. Все авралы и переработки, а они бывают, оплачиваются.
Шестой этаж – мансарда, надстроенная совсем недавно. Туда вынесено вентиляционное оборудование, там же склад готовой продукции. Склад, к слову, небольшой. Как правило, всё продаётся ещё на этапе размещения заказа на производство и отгружается прямо из цеха. На складе есть мелочёвка «на догруз»: подшлемники, термобельё, лёгкие дождевики, поясные сумки – то, чем заказ обычно «добивают» до нужного отгрузочного объёма.
В планах и перспективах на 2018–2019 годы посещение выставок в Европе и налаживание экспорта. Ведётся работа над новыми текстильными моделями для мототуризма, разработка линейки кожаной и комбинированной (текстиль – кожа) мотоциклетной экипировки, есть планы по запуску линейки одежды для фитнеса и йоги. На данный момент в финальной стадии разработки снегоходная линейка. Расширять производство можно практически бесконечно. Есть поблизости ещё один свой цех на 1500 м2, там сейчас шьётся термобельё, плюс с поиском промышленных помещений проблем никаких нет. Чебоксары был сильным промышленным городом, сильно пострадавшим при приватизации. С поиском работников тоже всё просто, только позови.
Очень скоро будет открыт фирменный магазин Hyperlook в Москве, который будет ещё и шоу-румом для оптовиков, где можно будет увидеть весь ассортимент фабрики, в том числе и перспективные модели. Работа ведётся, и планов на будущее много. Что приятно, выглядят они абсолютно реальными, а не обломовщиной. Надеюсь, в этих планах есть и привлечение талантливого дизайнера к сотрудничеству на постоянной основе. На данный момент с точки зрения функционала и технологичности к экипировке вопросов нет, но изящества и красоты добавить есть куда.
Хочу вернуться к началу этой истории про обнаруженную мною недостаточную длину штанин. Для людей с нестандартной фигурой у Hyperlook теперь есть программа индивидуальной подгонки. Стандартные модели экипировки могут быть доработаны в соответствии со снятыми мерками. Вам объяснят, как это сделать правильно, и сошьют специально для вас штаны или куртку в соответствии с полученными данными. За это придётся немного доплатить, ведь вашу экипировку придётся кроить отдельно вручную, а не с помощью робота, и шить будут в опытном цеху, а не на основном производстве, но доплата за это совсем небольшая. Для людей с нестандартной фигурой этот сервис – уникальное предложение на нашем рынке.
Патриотизм – хорошее чувство, но только если он не слепой и показной, а имеет под собой чёткую логику и твёрдую почву. При прочих равных показателях качества мне приятнее купить сделанное здесь, чем ввезённое из Китая и Вьетнама. Зачем кормить чужих рабочих, оплачивать чужим детям секцию футбола и курсы английского языка, если есть российские швеи, и у них тоже есть дети? Плюс разница в оборудовании – в Чебоксарах стоят европейские станки и швейные машины, а в Китае – их китайские аналоги. Ну, и нитки: никогда не экономьте на нитках…
< Джастин Саммерс: «Секрет хорошей экипировки – тщательное тестирование»Алтай: место силы >