На трек своим ходом

На трек своим ходом

Тест шин Pirelli Rosso-Corsa II

Денис DEAN Панфёров
Фото: Pirelli

В 1913 году компания Pirelli сделала гоночные шины для итальянского мотоцикла Frera. Они назвались Tipo Corsa (тип гоночный). Сейчас, 105 лет спустя, слово Corsa по-прежнему присутствует в названии гоночных моделей шин «Пирелли». Есть оно и в обновлённой Rosso Corsa II, пришедшей на смену первой «Россо Корсы».


Если в модельном ряду есть хотя бы небольшой маркетинговый промежуток между двумя соседними товарами, то в него можно запросто воткнуть новую позицию. Есть Pirelli Diablo Supercorsa SP , омологированная для применения на дорогах общего пользования и устанавливаемая на конвейере на топовые литровые супербайки. Есть совершенно городская Diablo Rosso 3, которой комплектуются спортбайки попроще и бодрые нейкеды. А вот что бы не сделать резину, на которой можно и в городе ездить, и на трек на любительском уровне сгонять? Именно для этого и сделали в 2010 году шину Rosso Corsa.

Первая «Россо Корса» была мягкой и цепкой покрышкой, позволяющей реализовать потенциал мотора мощностью 150 л. с. в городе даже при очень агрессивной езде. Она обеспечивала шикарные сцепные свойства на сухом и чистом асфальте, неплохо держала на асфальте мокром и давала отменную обратную связь с дорогой – водитель в любой момент чувствовал, что происходит с колёсами его мотоцикла, и есть ли ещё запас по «держаку». Из минусов можно отметить небольшой ресурс покрышек и недостаточные сцепные свойства при трековом применении – при езде «на коленке» шины начинали немного «уплывать» на внешний радиус дуги.

Через восемь лет недочёты было решено исправить. Для этого «Россо Корсу» создали заново, сохранив прежнее имя. Изменился каркас, изменились рисунок протектора и состав резиновой смеси. Перед нами обновлённая шина, ставшая лучше по большинству параметров и не проигрывающая старой по остальным показателям.

Прогресс электроники привёл к тому, что за последние 10 лет мотоциклы стали намного умнее. Сейчас практически на всех быстрых мотоциклах есть системы, повышающие уровень безопасности водителя: АБС, трекшн-контроль, антивилли, антистоппи и ещё куча «анти-всего-на-свете». Но, помимо позитивного фактора обеспечения безопасности в непредвиденных условиях, есть у них и негативная черта – они позволяют даже не очень опытному пользователю приблизиться к грани физических возможностей мотоцикла. Вот почему даже при наличии всех этих помощников сцепные свойства резины должны не ухудшаться, что было бы вполне логично при всех этих стражах, а улучшаться.

При разработке Rosso Corsa II упор был на чувства. Сцепные свойства, угол наклона, уверенность, скорость, безопасность – эти параметры водитель должен чувствовать даже через глухие фильтры электронных систем мотоцикла. И задача была выполнена. На «Россо Корсе 2» можно тормозить на грани срабатывания АБС, разгоняться с небольшим отрывом переднего колеса от земли без моргания лампочки трекшн-контроля на приборке, одним движением укладывать мотоцикл на дугу поворота и перекладывать в эске, уверенно распрямлять траекторию добавлением «газа». Резина не только позволяет это делать чисто технически, но и обеспечивает чувство уверенности в том, что ты делаешь всё правильно. А при приближении к границам возможностей аккуратно, но внятно, намекает на это. И эти намёки – небольшие и неопасные скольжения, а не резкие и опасные срывы в глубокий занос.

Впервые в своей практике компания Pirelli применила трёхкомпонентный состав резиновой смеси на задней покрышке. По осевой линии состав резины самый жёсткий – там 70 % диоксида кремния (силики) и 30 % сажи. По сути это обычный летний компаунд, хорошо работающий от +5 °С и выше и обеспечивающий шине нормальный гражданский ресурс. Ширина этой осевой зоны небольшая – от 0° до 15° наклона мотоцикла. В ней практически нет нарезки протектора, она появляется только на самых краешках. При остром спортивном профиле шин вопрос аквапланирования при езде по прямой стоит не так остро, а отсутствие канавок увеличивает ресурс шины на 15 %.

С 15° до 35° наклона мотоцикла расположен второй «слой» шинного пирога. Это резина со 100 % содержанием диоксида кремния, не теряющая эластичности в холод и дождь, обладающая более высокими сцепными свойствами как посуху, так и на влажном асфальте. Все канавки расположены именно в этой зоне. Они призваны отводить воду из пятна контакта и на прямой, и при небольших углах наклона мотоцикла. Новая форма канавок позволила улучшить сцепные свойства на мокром асфальте на те же 15 % по сравнению с предыдущей Rosso Corsa.

Если на вашем мотоцикле по краям передней и задней покрышек есть полуторасантиметровые полоски нетронутой асфальтом резины, то дальше вы можете не читать. Смело перелистывайте страницу – вам новые покрышки Pirelli не нужны. Потому что после 35° наклона мотоцикла наступает самое интересное.

Как правило, мотоцикл не наклоняется сильнее при гражданской эксплуатации ни в городе, ни, тем более, на шоссе. Нет, затереть боковины можно и на круговых движениях, и на поворотах улиц, и на развязках эстакад, но для этого надо обладать не только темпераментом, но и соответствующим умением, которое лучше приобретать на картодромах и треках, а не на дорогах. Сразу же становится понятна целевая аудитория новых покрышек – это те, кто ездит на треки своим ходом и бьётся там не за места на подиуме, а самосовершенствуется и растёт в техническом плане.

От 35° наклона мотоцикла и вплоть до 52° (такая цифра заявлена как достижимая) вступает в работу третий слой – мягкие боковины из гоночного компаунда Full Carbon Black , отличающегося удлинёнными молекулами полимера, эластичностью и высокими сцепными свойствами. Это по составу уже трековая Supercorsa – мягкая, как пластилин, и цепкая. На трековое использование намекает и рисунок, который в этой зоне просто отсутствует. Ну, право слово, кому придёт в голову по мокрому на гражданской резине ехать «на коленке»? Бред же, поэтому и канавок на боковинах нет, чтобы и ресурс был больше, и сцепные свойства выше. А роль индикаторов износа играют точки-углубления, как это принято на гоночных сликах.

Всё вышесказанное было про заднее колесо. На передней шине слоёв не пять, а три. Центральный жёсткий пропущен – вся зона от 0° до 35° наклона сделана из 100 % силики.

Из отличий от предыдущего поколения хочется отметить чуть более спортивный профиль. Шины заострены по центру, в разрезе они дадут не ровную дугу окружности, а, скорее, яйцо. Так обеспечивается увеличение площади пятна контакта с асфальтом в повороте и уменьшение сопротивления качению при езде по прямой.

Какие ездовые впечатления оставила Pirelli Diablo Rosso Corsa II ? В первый гражданско-дорожный день тестов мы колесили по подразбитым дорогам Южно-Африканской Республики, покрытой ямами и заплатками асфальта, прямо как у нас. Эластичные шины прекрасно обрабатывали эти неровности, адсорбируя их и не передавая ни в руль, ни в сиденье мотоцикла. А небольшой вес покрышек позволял подвеске справляться со своими прямыми обязанностями, делая езду по неровным дорогам комфортной и сохраняя постоянный контакт колёс с асфальтом.

Во второй день на Kyalami Grand Prix Circuit в пригороде Йоханнесбурга шины проверялись уже в боевом режиме. Это очень быстрый и техничный трек, выучить который сложно, но после того, как ты вкатаешься в него, он способен доставить истинное наслаждение любителям скорости. Там есть две быстрых дуги, проходимых с ускорением, в одной из которых я увидел на спидометре цифру 268 км/ч. Поворачивать на такой скорости мне ещё не приходилось… Помимо плавных дуг чередуются быстрые повороты со шпильками, а правые с левыми. Есть даже «эска» с перекладкой слева-направо под гору, немного похожая идеологически на поворот «Штопор» в Лагуна Сека.

На не очень мощных Ducati Supersport S и MV Agusta F 3 RC шины работали идеально. Они покрылись ровным «матом» от края до края без рулончиков сорванной резины, подрывов и следов чрезмерного износа. По сцепным свойствам претензий тоже не было никаких – их с запасом хватало и при разгоне, и в повороте в наклоне, и при ускорениях. С боку на бок мотоцикл перекладывался легко и быстро. При переходе между зонами задней покрышки по мере уменьшения наклона мотоцикла и ускорения резкой смены «держака» и срывов колеса не было.

На литровых супербайках всё тоже было предсказуемо и надёжно, но не так идеально. После апекса при добавлении «газа» задняя покрышка плавно и предсказуемо начинала уплывать наружу поворота, иногда срабатывал трекшн-контроль. После возвращения в боксы перед был в норме, а на боковинах заднего колеса были катышки и рулончики. Всё-таки гражданской резине тяжело справляться с потенциалом 200-сильных гоночных моторов. Тем не менее, по вине резины ни одной аварии не было – только пара мотоциклов пролетела мимо входа в «эску» из-за перегрева тормозов и плавно ушла в гравий без серьёзных последствий. Только для трека я «Россо Корсу 2» рекомендовать не буду, но если помимо трека будет присутствовать в жизни ещё и гражданская езда, то порекомендую однозначно. На данный момент это лучшая шина в этой нише.

Если ресурс при гражданском применении у новой модели Rosso Corca выше, чем у предыдущей на 15 %, то при трековом использовании он остался на прежнем уровне. С одной стороны, гладкие боковины без протектора его увеличили, с другой стороны, мягкий гоночный компаунд его снизил. В итоге вышло то на то, и в гоночных условиях новое проживёт столько же, сколько старое, но при этом обеспечит на 4 % больший угол наклона мотоцикла в повороте и на несколько секунд меньшее время прохождение круга. Профит!

Если вы планируете хотя бы пару раз в месяц посещать треки и ездить там несколько сессий чисто для себя, то такие шины вам однозначно нужны. И нет разницы, 400 «кубиков» в вашем мотоцикле, или литр. Если у вас спортбайк-«шестисотка» или литровый нейкед, и вы ездите агрессивно и быстро, то вам эта резина тоже нужна. Если литровый спортбайк, а езда без трека и излишней агрессии, то тоже да. Для литра с частыми выездами на быстрые треки уже лучше взять «Суперкорсу». Ну а если вы тошнот, и у вас всегда остаются полоски нестёртой резины по краям, то вы уже давно читаете следующую статью. Эта резина точно не для вас.

Редакция благодарит компанию Pirelli за содействие в проведении теста, www.pirelli.ru


< Весенний смотрСтиль на высоте! >
4 Мая 2018 09:49 Денис DEAN Панфёров