Мне повезло быть на одном из этапов чемпионата мира на снегоходах, что каждый год проходит в Валькурте (штат Квебек, Канада). Это настоящий снежный праздник, о котором можно рассказывать с восторгом и долго. Но сегодня я хочу рассказать о другом, о маленьком приключении, случившемся со мной на этом вселенском снегоходном празднестве. Я много протестировал за свою жизнь: мотоциклов, автомобилей, гидроциклов, квадроциклов и снегоходов. Но такого теста у меня ещё не было, смею надеяться, ни у кого другого тоже.
«Далеко ли до Валькурта?» – спросил я симпатичную мулатку, выдающую мне ключи от прокатного «Гранд Чероки» в аэропорте Монреаля. Без тени улыбки на лице она довольно долго смотрела на свои часы, шевеля ярко накрашенными губами, и, наконец, я услышал: «Три с половиной часа».
Я же совсем забыл! В странах с идеальной инфраструктурой автомобильных дорог расстояние меряется не в километрах, а во времени. Эх, рассказать бы ещё про эти зимние дороги в Канаде, но это песня отдельная. Разве только в двух словах, просто это нам будет по дороге, а если честно, ничего не могу с собой поделать, исключительно для русской души, израненной и раздолбанной на нашей дорожной хляби. Я коротко.
В клубах снежной пыли летит передо мной огромный «Додж» со сдвоенными задними колёсами и скребком-отвалом совершенно жутких размеров, который имеет по всей своей нижней кромке маленькие колёсики, которые следят, чтобы скребок не наткнулся на что-нибудь непредвиденное. Скорость этого агрегата та же, что предписывает ему дорожный знак, то есть 70 миль в час, как у тех автомобилей, что едут сразу за ним. Зрелище снегоуборочного снаряда, который валит по трассе с такой скоростью, просто завораживающее. Машина оставляет за собой тонкий и очень плотный слой снега, на котором классно держит зимняя резина в крупную шашку с тонкими ламелями. Шипы в Канаде запрещены. Вот, собственно, и всё! Ровно через три с половиной часа, стараясь не превышать лимит скорости, я был в Валькурте.
Меня пугали, предупреждая, что мой «Гранд Чероки» неплохо бы заправить заранее, потому что на бензоколонке могут быть проблемы с языком. Ведь Канада – страна франкоязычная, а её север особенно. Всё оказалось полной ерундой. Потому как не только заправили, мне ещё долго и подробно рассказывали, как найти дорогу, приветливые ребята в «Додж Реме 2500», из кузова которого выглядывали два спортивных снегохода. Кстати, надо будет при случае узнать, нет ли эмблемы «Доджа» в национальном гербе Канады? Ведь их столько на дорогах страны. Ребята со снегоходами тоже ехали на этот великий для каждого уважающего себя канадца зимний праздник, что каждый год проходит в Валькурте.
Для меня этот праздник оказался особым, потому что начался он с уникального теста, которым я теперь могу законно гордиться всю оставшуюся жизнь. И не важно, что его начало смахивало на старый с бородой анекдот, это всё чистейшей воды правда, у меня даже свидетель есть, девушка Юля из одного уважаемого питерского СМИ, очень помогавшая мне своим разговорным английским.
Каждый, кто хоть однажды посетил Валькурт, прежде чем окунуться в снежную круговерть праздника, просто обязан посетить музей отца-основателя снегоходного движения в Канаде J. ArmandBombardier. Это примерно так же обязательно, как посещение воскресной церкви.
Молодой парень, сотрудник музея Bombardier, узнав, что я из Москвы, глубокомысленно потирая затылок, долго искал её на местной карте. Теряя терпение, я, потянув его за рукав и показывая себе под ноги, жестами пробовал объяснить ему, что там она, на противоположном конце земного шара, это там скромно приютилась неизвестная ему страна Россия, занимающая «всего» одну шестую земного шара...
К нам как на крыльях подлетела обаятельная молодая женщина с по-голливудски ослепительной улыбкой, распахнутой в 32 зуба, ещё подумалось, наверное, её прямо с такой улыбкой и принесли из родильного дома. Безошибочным женским чутьём она поняла: ещё немного, и наши две страны начнут рвать дипломатические отношения, а там, глядишь, и до третьей мировой рукой подать...
Неуловимым движением крутого бедра, отодвинув молодого двоечника по географии, она, наверное, в качестве извинения за нерадивого коллегу, а может, просто из уважения к моей великой стране, с ходу предложила мне уникальный тест-драйв на... «винтажном» снегоходе. Иначе то, что происходило дальше, я объяснить не могу.
Отсюда, стало быть, чуть подробнее. Талантливый инженер и механик господин J. ArmandBombardier 55 лет тому назад основал здесь, в скромном деревенском местечке Валькурт, мастерскую, изготавливающую снегоходы. Мастерскую, которая легла в основу целой империи, теперь всемирно известной как Bombardier, выпускающей скоростные поезда, самолёты и много чего ещё. В том далёком 1959 году г. Bombardierпостроил свою первую, совсем небольшую партию снегоходов. Из всей партии до наших дней уцелело всего два снегохода. Не копии, не реплики, а два снегохода из той самой первой партии, на ещё деревянных лыжах, с «родными» одноцилиндровыми четырёхтактными воздушниками объёмом 265 см3 и очень приличной для тех лет мощностью аж в целых… 7 л. с. Один из этих двух снегоходов несколько лет тому назад разбил вдребезги какой-то близкий друг семьи Bombardier, к другому с нескрываемым трепетом подвели меня… У меня даже язык не повернулся спросить, сколько может стоить этот оранжевый ящичек на гусенице. Ну подумайте сами: вам предложили прокатиться на живой истории Bombardier, тут даже сама мысль о стоимости может показаться кощунственной.
Сиденье снегохода было настолько низким, что сесть на него с горем пополам ещё как-то было можно, но вот если вы имеете в своей личной коллекции радикулит, встать не получится. Так вот пока я усаживался, мне что-то быстро и много на французском говорили. Похоже, предупреждали о чём-то, но учить французский мне было уже поздно и потом я был так увлечён процессом посадки на супернизкое сиденье и разглядыванием уникального прибора, что слушал невнимательно. Когда я, наконец, устроился на этом по-фанерному жёстком сиденье, меня посетила навязчивая до противности мысль, которую я не смог прогнать до конца теста, что сижу я непосредственно на гусенице. Прямо перед собой я увидел двигатель, он как раз приютился у меня между ногами. Вокруг хлопотал человек в скромном комбинезоне. Я ещё грешным делом подумал, что он из обслуги, и только потом узнал, это и есть тот самый счастливый обладатель уникального дорогостоящего прибора. Он сам дёрнул за шнур кикстартера, и одноцилиндровый мотор охотно закудахтал, будто и не праздновал свой полувековой юбилей. Потом хозяин снегохода заботливо попросил убрать мою левую ногу подальше от мотора, чтобы не намотало штанину на маховик, который весело и непринуждённо крутился на улице без малейшего намёка на хоть какую-то защиту. И, наконец, как-то отрешённо вздохнув, безнадёжно махнул рукой, мол… «только в честь праздника»…
Говорят, когда я отъезжал, хозяин схватился за голову. Ну и зря. Я же достаточно благополучно миновал вековые деревья, мимо которых снегоход никак не хотел проехать, ну не поворачивали его деревянные лыжи, и, выехав на прямую, открыл «газ» на всю железку. Разогнал я старину Bombardier очень даже прилично. Приборов, конечно, никаких, но по ощущению… около 40 км/ч было точно. Сделав приличный круг, километра в полтора, примерно такой вираж позволил мне радиус поворота деревянных лыж, я испытал примерно такие же чувства, как в далёком детстве, когда впервые прокатился зимой на санях-розвальнях, запряжённых соседским Орликом. Когда «подлетал» к финишу, привычно пошарил руками по рулю в поисках рычагов тормоза и только тут вспомнил: когда отъезжал, мне что-то кричали на трёх языках сразу. А кричали они, что у снегохода нет тормозов! Не были они предусмотрены за ненадобностью в то далёкое время господином Bombardier!.. Ну надо же! Ведь знал, но позабыл, напрочь позабыл на радостях. Финиш получился на редкость эффектным. Хозяин, стоя в сторонке, держался за сердце, остальные разбежались, когда я тормозил ногами, чтобы потом всем дружно радоваться благополучному окончанию теста. Больше всех веселилась киносъёмочная группа (по-моему, англичане), сплошь увешанная профессиональной аппаратурой. Кстати, клятвенно обещали прислать фото. Обманули, конечно. Поэтому фотографии только те, что я успел сделать сам в той напряжённой суете исторического момента. Правда, они без себя любимого, но уж поверьте на слово.
< Спасти от самого себяКлим позаботится >