Помните Гаечку – героиню диснеевского мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь»? Круто подкованная в технике нарочито сексуальная мышка чинила всё подряд со скоростью механиков гоночной команды и собирала различные механизмы из подручного хлама, которые затем работали получше некоторой современной серийной техники. Так вот… похоже, «Мотоэксперт» нашёл реальное воплощение мультипликационного героя, но с некоторым уклоном в мотоциклы.
Представление о том, что девушки недееспособны в сервисных и ремонтных делах, утеряло актуальность. Нынче каждая работа унисекс. Главное, чтобы получалось и нравилось. Яркое тому подтверждение – Елена Алимова из Санкт-Петербурга. Хрупкая девушка вот уже много лет успешно и с удовольствием ремонтирует мотоциклы. Рассказывать своими словами чужую, а тем более женскую историю – рискованное занятие. Поэтому встречайте нашу героиню во всей красе. Она сама вам всё расскажет…
Привет, меня зовут Лена, но чаще меня называют Гаечка. Фотографии могут показаться вам постановочными, но жизнь и работа в мастерской True Motors у меня вполне себе реальные. С детства люблю мотоциклы. Помню, был такой мультфильм «Мыши-рокеры с Марса». Оторваться от него не могла, очень завораживали транспортные средства, на которых передвигались герои. Думаю, с этого момента и началась моя на тот момент ещё неосознанная любовь к мотоциклам.
Первое непосредственное знакомство произошло, когда мне было 13 лет. Это был старый добрый «Минск» моего брата. Мне дали проехать метров 200 по прямой. Я с видом опытного гонщика, слезая с мотоцикла, деловито на него облокотилась. После чего мгновенно заработала ожог на ноге об выхлопную трубу. В этот день я получила не только первый опыт вождения, но и первое крохотное понимание устройства этой техники. Интерес и любовь к технике инцидент с ожогом не отбил, хотя нога заживала довольно долго. К 15 годам я стала отчаянно выпрашивать у родителей мотоцикл. Было это нелегко. Кто же захочет покупать дочери-подростку такую технику? Усугублял положение и тот факт, что мой отец был хирургом. Я то и дело слышала от его коллег: «Александр Иванович, вы с ума сошли! Вы же таких каждый день в операционной собираете! Нельзя дочери мотоцикл покупать, пусть подрастёт, машину лучше ей купите!». Но машину я категорически не хотела и в 16 лет всё-таки стала обладательницей красавицы «Явы» 350–638. Счастью моему не было предела. С того дня и начались пробы ремонта. Мотоцикл был старенький и в довольно плачевном состоянии. Так что ломалось в нём то одно, то другое довольно часто. И с каждой поломкой я понимала, что поиск неисправности и её устранение для меня не менее увлекательны, чем процесс вождения.

Шли годы, и у меня появилась мечта когда-нибудь, спустя много лет, стать мотомехаником. Мечта казалась очень далёкой, особенно пока я училась в университете. По образованию я информатик-дизайнер. Мне в целом нравилось учиться, однако в 17 лет трудно понять, чего вообще ты хочешь от жизни, и найти свой путь. Но изучать технику я не переставала. По окончании университета моя мечта меня не покинула, и, наконец, в один прекрасный день я спросила себя, почему я откладываю свою мечту на потом? Я могу воплотить её сейчас!
Началось «обивание порогов». Никто не хотел брать на работу девушку, хоть я и доказывала, что умею пользоваться всеми необходимыми инструментами, включая УШМ («болгарка», если кто не в курсе) и дрель, а также имею представление об устройстве мотоциклов. На меня зачастую смотрели с недоверием и вежливо отказывали. Конечно, было обидно… хотелось махнуть на это дело рукой, но тот огонёк, который раз загорелся в душе, было уже не потушить. Так просто сдаваться я не собиралась! В один прекрасный день мои старания оправдались, меня взяли в подмастерья в один небольшой гараж в промзоне. Тут я постаралась проявить все свои навыки. Поначалу, конечно, было нелегко, я засыпала коллег вопросами, но надо отдать им должное, меня терпеливо учили. Я не помню, чтобы в то время у меня был хоть один выходной. Меня было просто не вытащить из гаража, спала по три-четыре часа в сутки. Зато результаты усердной работы были налицо. Раз и навсегда я поняла, что нашла своё дело и буду развиваться дальше в этом направлении.
Реакция окружающих зачастую положительная, но, конечно, бывают и «ценные советы». А-ля «найди уже себе НОРМАЛЬНУЮ работу, устройся в офис, ты же девочка», но я благодарна всем, кто в меня не верил, это придавало сил.
Был один случай, который мне хорошо запомнился. В гараж заехала как-то знакомая начальника. Увидев меня, она радостно сказала: «Как здорово… девочка-механик». Потом, отвернувшись от меня, спросила тихонько у шефа: «Это как же её так жизнь довела до того, что она пришла гайки крутить? Бедная!».
Бывают клиенты, которые смотрят с недоверием и начинают как бы проверять. Например, вопросом из серии синхронизировала ли я карбюраторы на «Хаябусе». После моего ответа, что нет там никаких карбюраторов и никогда не было, успокаиваются, начинают немного доверять.
В вопросе доверия, естественно, главным доказательством моей квалификации будет служить результат проделанной работы. Это касается любой сферы деятельности. Пол, на мой взгляд, тут большой роли не играет.
Однажды был интересный отказ: меня не взяли на работу по причине того, что сочли слишком привлекательной. Сказали, что я буду мешать рабочему процессу. Вроде бы, комплемент, но в то же время я, конечно, расстроилась.
Работа в мастерской – это свой отдельный мир, не приспособленный для девушек. Можно смело забыть про красивый маникюр, но это меня не пугает. Просто нужно уделить немного больше времени уходу за собой. Постоянный запах бензина уже стал практически любимым парфюмом, я его не замечаю. Только если после работы я еду в общественном транспорте, люди иногда недоумённо смотрят на девушку в платьице, от которой пахнет маслом и бензином.
Ковыряния в сложных механизмах – своего рода религия или даже вид искусства. Развиваться в данной теме можно бесконечно. Ведь нет предела совершенству! Правильное отношение всё решает. Стандартные карьерные амбиции тут работают из рук вон плохо. Важно полюбить то, что ты делаешь, и делать это хорошо, параллельно развивая себя как специалист во всевозможных областях. В свои «всегда 18» я имею за плечами приличное количество побед над сложными случаями, постоянных клиентов и, самое главное, удовольствие от работы.
Конечно, бывают и сложности, старые прикипевшие болты, гайки или ещё какая-нибудь «радость». Немного терпения, нужный инструмент в руках и твёрдая уверенность в действиях всегда дают положительный результат. В самых сложных и неожиданных ситуациях мне всегда придёт на помощь мой босс, мне с ним очень повезло. Каждый день я не только работаю, но и учусь чему-то новому.