Сразу не удалось собрать мысли в единое целое – так много хочется рассказать о своём железном друге. Мы вместе уже третий сезон. Мотоцикл 2006 г., на одометре приличная цифра – 35000 км, из которых 16000 км накатаны лично мной.
Преамбула. Пять лет назад, в далёком 2008 г. я попала на самарский мотофорум в качестве очередной увлечённой мотоциклами чокнутой (будучи сама на тот момент уже состоявшейся женой и мамой маленькой дочки). Ничто не предвещало беды, я тихо-мирно восторгалась всеми без исключения хромированными чопперами, пластиковыми зажигалками, и так бы, может, осталась в рядах вздыхающих зрителей, пока не познакомилась в реальности с форумчанками, ездящими в качестве пилотов. Все такие разные, на разной технике (тяжёлые классики, лёгкие эндуро, даже «Урал Соло» у одной был), но всех их объединяло одно – они могут ездить на мото!!! Значит, и я смогу, сказала я себе!
Через два года желание ездить достигло апогея, звёзды встали как надо, появились средства (не зря говорят, что вселенная посылает нам возможности для осуществления желаний), и я наконец приобрела себе Yamaha YBR125, несмотря на многочисленные попытки отговорить меня со стороны бывалых (основная аргументация – кубатура покажется мала очень быстро). Выбор пал именно на него в силу легендарной надёжности и неубиваемости (в чём я лично не раз убедилась позднее) и, конечно, ценовой доступности, что меня, как мать семейства, не могло не волновать. Покупка пришлась на конец сезона – октябрь 2010 г. Очень помогла поддержка со стороны отца, в прошлом мотоциклиста, и мужа не мотоциклиста, но тем не менее.
Мотоцикл ко мне пришёл с пробегом в 19000 км, с комплектом тормозных колодок для замены, в состоянии «сел-поехал». За характерную форму обтекателя и цвет он получил индейское имя – «Красный Таракан». Была произведена небольшая доводка до ума – штатную лампу в фаре заменили на галогенку (так как в стоке света, можно сказать, и нет почти), все лампы в «приборке» и «поворотниках» – на светодиоды, заменили реле поворотов, поставили защитные дуги от «ИЖа». Штатная резина размерностью 90/90–18 уступила место более широкой 110/90–18 ещё при прошлом хозяине, что здорово добавило устойчивости в прохождении поворотов. И началась у нас любовь! Хотя не сразу, конечно.
Стоит сказать, что до момента приобретения мотоцикла я не умела ездить вообще! Не имела понятия, где включают скорости, где находятся тормоза. Но не зря говорят, что «Юбиэрки» – идеальные мотоциклы для новичков. Под чутким руководством моих мужчин на закрытии мотосезона я проехала свои первые 2 км. Мотоцикл удивительно дружелюбен. Мне сложно описать работу с технической точки зрения, скажу лишь, что обучение непосредственно управлению заняло ровно три минуты. Кстати, необходимость сдавать на категорию «А» была ещё одним решающим аргументом для меня. Следующей весной на права сдала сама и без проблем.
Постепенно цахейлу (кто смотрел «Аватар» – поймёт) у нас с «Тараканом» становилась всё крепче, уверенность в управлении росла, мотоцикл перестал пугать, стал понятным, и я начала получать то удовольствие от езды, ради которого всё и затевалось.
«Ехать надо – надо ехать» – практически крылатая фраза. Как ехать, куда ехать? «Таракан» дал однозначный ответ на этот вопрос – куда хочешь и как сможешь (даже если не сможешь – всё равно доедешь). Мотоцикл универсален! В первый же сезон была опробована трасса, просёлки, грязь, даже трек (как бы ни смешно это звучало) и немножко город.
В городе «Ёбрику» по пронырливости нет равных – уверенно можно маневрировать между ямами, компактный размер позволяет втискиваться в любое междурядье. 125 кубиков вполне хватает, чтоб умотать со светофора первой (не сильно далеко, конечно, но всё равно приятно). Минус к пассивной безопасности – очень тихая работа одноцилиндрового моторчика, меня порой не слышат даже пешеходы, не то что водители в машинах.
На просёлках мотоцикл показал себя тоже неплохо – можно уверенно соваться в лес, особенно если стоит правильная резина. К сожалению (или к счастью), на моём резина была абсолютно дорожная, гладкая, но даже это не мешает прорываться через грязь при необходимости. Здесь, как плюс, выступает масса – 112 кг позволяют легко поднять YBR хрупкой девушке в случае падения или без усилий перенести силами пары мужиков через препятствие, если уж совсем не проехать.
«Юбиэр» – типично городской мотоцикл, для трассы он откровенно слабоват. Мощности 125-кубового моторчика хватает разве что обойти сельский автобус или гружёный «Камаз», идущие со скоростью не более 80 км/ч. Обходить пустые бензовозы или фуры-иномарки – сплошное мучение. Приходится долго выбирать прогал между встречкой, целиться и при этом пытаться разогнаться хотя бы до 110 км/ч. Не верьте тем, кто ездит на «Ёбриках» 120 км/ч – врут. Кажется, что мотоцикл способен взлететь вместе с седоком на такой скорости, становится действительно страшно, поэтому рисковать не стоит. И ещё на трассе небольшая масса выступает скорее в минусах – лёгкий, его сдувает. В Казахстане сильнейшие боковые ветра и странное асфальтовое покрытие не позволяли разгоняться больше 50–60 км/ч.
Несмотря на слабость мотоцикла на трассе, желание ездить на нём далеко с каждой поездкой росло. Подкрепляла его уверенность в том, что аппарат надёжен и серьёзная поломка мне вряд ли грозит, а с мелкими неприятностями мы сможем справиться в пути. Постепенно «Таракан» оброс туристическими ништяками: рукоятками с подогревом, багажной системой с боковыми текстильными и центральным пластиковым кофром. В первый же сезон была успешно предпринята попытка съездить в Чувашию (Чебоксары, Козьмодемьянск) – около 500 км в одну сторону. Дальше – больше. В следующем сезоне уже был покорён Казахстан (Уральск, озеро Челкар), Нижегородская область (Нижний Новгород, Городец, Дзержинск), Казань, Набережные Челны. Общий километраж в «дальняках» составил около 8000 км. Было всё – и изнуряющая жара, которую моторчик переносил достаточно легко (до перегрева дело ни разу не дошло), и тропические ливни, заставлявшие понервничать и освоить тонкую науку управления под дождём. Здесь стоит сказать, что лёгкий вес на мокрой дороге может сыграть злую шутку – боковой ветер легко кидает, приходится постоянно прикладывать усилие, чтобы выправиться, в то время как более тяжёлые мотоциклы друзей следом идут гораздо увереннее.
Одноцилиндровый моторчик совсем не прожорлив – расход 3,1 л/100 км (ветер в спину), 3,4 л/100 км (ветер в лицо). Бака 12 литров хватает более чем на 300 км, на «лампочке» можно пройти около 40 км до заправки.
Пара слов о случившихся поломках. В первый же сезон потёк сальник на левом пере вилки – был успешно заменён силами умельца-папы. Перетёрся и лопнул трос спидометра где-то на отметке 28000 км – не страшная, но мелкая неприятность, научившая, тем не менее, примерно определять скорость по тахометру и лучше чувствовать работу двигателя. Перегорела лампа нейтрали – тоже неприятная мелочь, несколько раз меняли, потом плюнули на это дело – нейтраль и так прекрасно находится. Слабое место у всех «Ёбриков» – маслосливная пробка. Мой любимец ко мне пришёл уже с этой проблемой – сорванной резьбой, поэтому каждый раз после замены масла пробку приходится сажать на герметик.
Была в нашей жизни и более серьёзная неприятность. Отец «разложился» на снятом асфальте на приличной скорости. Спасли дуги и алюминиевая защита рук (рекомендую, плюс к безопасности и комфортной езде), но хрупкий обтекатель, что называется, «ушёл к зрителям», хотя приборка вся осталась цела, более того – отец смог своим ходом доехать 40 км до гаража. Штатный обтекатель был заменен на фару от «ИЖа», и YBR перестал быть похож на «ученический» – скорее, приобрёл облик лёгкого «стрита».
Вот, пожалуй, и всё. Главное, что можно сказать об этом маленьком шустреньком мотоцикле – он позволяет мне, хрупкой девушке, ощутить определённую уверенность на дороге. Я знаю, что со мной не случится внезапной поломки, что не будет никаких неожиданностей в его поведении, что медленно, но верно я всё равно доеду туда, куда еду, что даже в случае падения я смогу его поднять (считаю, что если не можешь поднять свою технику сама – нет смысла на неё садиться, ибо не всегда там, где упадёшь, могут быть помощники). При соответствующей моральной и физической подготовке можно доехать куда угодно, главное – правильно рассчитать свои силы, а он как сказочный конёк-горбунок не подведёт!
< В поисках компромиссаПрофессионалам и любителям от спортсменов >