В комплекте с мотоциклом всегда идёт сиденье для водителя, значит, его можно считать бесплатным приложением. Для того чтобы вывести на рынок продукт, которому будет суждено конкурировать с этим «бесплатным приложением», надо быть очень уверенной в своих силах компанией.
Что придаёт Touratech такую уверенность? Богатый собственный опыт. Только после проезда нескольких тысяч километров и больших дневных пробегов начинаешь замечать, что штатное сиденье мотоцикла, несмотря на заверения маркетологов компании, не идеально, и кое-что в нём неплохо бы было изменить. После проезда нескольких десятков тысяч километров может даже прийти понимание, что конкретно надо менять. В компании Touratech, специализирующейся именно на аксессуарах для туристических мотоциклов, работают люди увлечённые, не стесняющиеся самостоятельно испытывать собственные разработки, да и обратная связь со своими клиентами хорошо налажена. Опыта хватает. Но помимо опыта есть ещё одна составляющая – научный подход, позволяющий действовать не методом проб и ошибок, а использовать наработки в области эргономики, материаловедения и 3D-моделирования.
Если всё предельно упростить, то мотоциклетное сиденье состоит из трёх компонентов: основы, которая крепится к раме мотоцикла, набивки и «шкурки». Первый компонент в «Туратеч» решили не менять: разрабатывать новое крепление к раме – это долго, дорого и может привести к вмешательству в конструкцию мотоцикла, после которой придётся вновь проходить сертификацию. Основа сиденья остаётся неизменной, стоит лишь отметить, что новое сиденье приходит уже с ней в комплекте, не требуется отдавать штатное «на перешивку», его можно аккуратно положить в пакет, хранить в гараже «на всякий случай» и отдать бонусом при продаже мотоцикла.
С внутренней набивкой уже сложнее. На помощь приходят современные химические технологии, полностью вытеснившие стальные пружины и набивку «конским волосом». Эластичность пены, её сжимаемость, амортизационные свойства, воздухопропускаемость и жёсткость можно варьировать в широких пределах. Теперь возможно получить комфортное, но упругое сиденье, не сильно сминающееся, демпфирующее мелкие дорожные неровности и вибрации от двигателя мотоцикла и хорошо амортизирующее при езде по неровностям дороги.
Интересно, что от такого популярного у производителей сидений материала как синтетический гель, Touratech отказался. Полностью гася вибрации и препятствуя вентиляции, гелевое сиденье со временем приводит к тому, что на коже, контактирующей с ним, скапливается влага, а под кожей в сдавленных сосудах застаивается кровь, в итоге появляются натёртости, опрелости и болевые ощущения. Так что не всё мягкое на ощупь годится для туризма. Кроме того, при низких температурах гель начинает твердеть, что может стать для водителя неприятным сюрпризом.
При производстве внешней оболочки тоже есть свои хитрости. Во-первых, это форма швов – их можно расположить так, чтобы они не чувствовались, не давили и не натирали. При выборе формы выкройки на это обращается особое внимание. Вторая хитрость – материал, который выбирается для производства. Это не просто винил на тканевой основе, это мембранная ткань, не пропускающая капли воды, но хорошо пропускающая её молекулы. Благодаря дополнительному внешнему слою пены в виде крупных сот, сиденье вентилируется, а пористый основной материал набивки при езде по неровностям или смене позы за рулём работает как воздушный насос, обеспечивая циркуляцию воздуха и вывод водяного пара в атмосферу. В положительном итоге мы имеем сухость, комфортную температуру и водителя, довольного, как малыш в рекламе Huggies. Есть и третья хитрость – внешний слой обивки, который имеет высокие фрикционные свойства и не позволяет вам самопроизвольно елозить по сиденью при разгонах и торможениях, а также уберегает от соскальзывания в поворотах.
Для некоторых мотоциклов в производственной линейке есть несколько моделей, отличающихся не только формой и обивкой, но и толщиной набивки. Это позволяет немного изменить позу за рулём, сделав её удобнее, или добавить уверенности при остановках – мотоцикл с заниженным сиденьем людям небольшого роста будет проще удержать от падения.
Если вы редко выезжаете на мотоцикле за пределы города, мало путешествуете и не планируете дневных пробегов более 500 километров, то поводом для покупки нового комфортабельного сиденья Touratech я вижу только неудобство штатного сиденья из-за неудачной формы или неподходящей жёсткости набивки. Если же туристический мотоцикл планируется использовать по его прямому назначению, то задуматься о собственном комфорте в дальней дороге будет уже не лишним – от этого зависит не только ваше настроение и хорошее самочувствие, но и безопасность. Даже потрясающе спланированное путешествие по самым красивым уголкам нашей планеты можно превратить в кошмар по причине банального баттхёрта.