Современные спортивные мотоциклы достигли таких инженерных высот уже в стоковом виде, что реализовать их потенциал получается не у всех владельцев, даже на треке. Глубокий тюнинг мотора, тормозов и подвесок уже не так актуален, как это было лет 20–30 назад, но хозяева, тем не менее, не могут оставить идею, что что-то изменить не помешает. Только теперь эти изменения больше касаются внешнего вида и эргономики.
Компания Rizoma была создана в Италии более 10 лет назад двумя братьями Риголо – Фабрицио и Фабио, решившими, что их опыт обработки металла на станках с ЧПУ может быть востребован мотоциклистами. Постепенно от стандартных для компании продуктов: гоночных водительских подножек с регулировками и катушек под подкат заднего колеса, ассортимент очень сильно расширился. Теперь, покопавшись в толстом каталоге, можно запросто найти для своего мотоцикла большое количество вкусностей, изготовленных из точёного алюминия и карбона, способных если и не полностью преобразить, так очень сильно облагородить его внешний вид.
Когда я принёс домой из редакции такой каталог и показал его жене, чья Brutale 675 стояла в гараже, то у меня и в мыслях не возникало идей, к каким последствиям это может привести. Я был готов к выбору комплекта рычагов и зеркал, потому что это просто красиво, но малой кровью отделаться не удалось.
Зеркала Tomok с адаптерами
Пара зеркал, чей корпус изготовлен из алюминия и анодирован в золотистый цвет, была только прелюдией, тем не менее, всё началось именно с них. У Tomok треугольная форма зеркального элемента, расширяющегося по мере удаления от руля, что позволяет при малой площади этого элемента отображать полную и адекватную картину того, что происходит сзади. Зеркала универсальные, поэтому для каждого мотоцикла надо подбирать адаптеры их крепления, не забудьте учесть это при заказе. Из минусов могу лишь отметить необходимость в инструменте-шестиграннике для настройки зеркал «под себя» – если мотоциклом пользуется несколько человек, то такой шестигранник придётся всегда возить под сиденьем.
Рычаги тормоза и сцепления RRC
Золотые зеркала потянули за собой автоматом рычаги, анодированные в аналогичный цвет. Штатный рычаг сцепления MV Agusta не имел регулировки расстояния от ручки руля, и хозяйке мотоцикла было некомфортно им пользоваться – приходилось перехватывать руку и далеко тянуться пальцами. Оба рычага Rizoma имеют регулировки, и теперь никакого дискомфорта не возникает. Следует отметить, что изменились и тактильные ощущения при их использовании – на слегка шероховатую поверхность рычага, выточенного из куска прочного и вязкого алюминия, рука ложится с радостью и не скользит по ней даже при езде в дождь.
Руль 1–1/8” золотистого цвета, стойки, грузик руля и Pro Guard System
Руль со стойками был поменян из эстетических соображений, чтобы не нарушать выбранную цветовую гамму. По форме он от штатного отличается незначительно: по ширине такой же, но немного повыше. Стойки руля чёрного цвета тоже чуть выше штатных, что сделало посадку в седле менее спортивной, более ориентированной на путешествия. Вместо правого грузика руля было решено поставить защиту Pro Guard System , с прошлого года обязательную к установке на мотоциклах Grand Prix. О ней я расскажу подробнее.
Правый рычаг на руле отвечает за передний тормоз. При его резком нажатии может произойти блокировка колеса, ведущая к падению на бок или перевороту через заблокированное колесо. И так, и так больно – на себе проверено. А зацепить шариком на конце рычага за соперника в стартовой толчее – проще простого. Вот и придумали такую гибкую защиту, предохраняющую рычаг от случайного нажатия. Но такая штука может быть полезна не только в гонках. Руль MV Agusta Brutale 675 расположен на уровне зеркал компактных кроссоверов типа Nissan Qashqai или Hy u ndai i X35, которых с каждым годом на дороге становится всё больше. Зацепиться за них рычагом тормоза, заблокировать колесо и упасть под этот кроссовер – мне такое развитие сюжета совсем не нравится. Пусть лучше добавится ещё одна степень защиты, к тому же так искусно исполненная итальянскими мастерами.
При нажатии на рычаг сцепления последствия бывают менее трагическими, поэтому на него такую защиту решено было не ставить. Левый грузик, совпадающий с рулём цветом, обычный. Он немного тяжелее штатного и должен лучше гасить мелкий зуд, передающийся на руль от мотора.
Защита моторных крышек
Дальше были произведены маркетинговые исследования цен на моторные крышки, и тут пришло понимание, что на современном итальянском мотоцикле падать не так бюджетно, как на 15-летнем «японце». Суперлёгкие крышки на моторе выполнены из хрупкого и дорогого магнезия, их стоимость может обескуражить даже крепко стоящего на ногах (в финансовом плане) хозяина. Накладки от Rizoma, изготовленные из вязкого прочного алюминия, аккуратно ставятся поверх них и способны противостоять удару и абразивному действию асфальта. Помимо минимизации финансовых потерь от падения, они увеличивают живучесть мотоцикла, во многих случаях позволяя продолжить путь своим ходом, а не в кузове эвакуатора с капающим из протёртой крышки маслом.
Слайдеры B - Pro
Их основная задача – уберечь при падении радиатор. В современные алюминиевые радиаторы не принято закладывать запас прочности, и они могут лопнуть и потечь даже при падении мотоцикла на месте. Плюс, как и в предыдущем пункте, за саму возможность поднять упавшего коня и поехать дальше, пусть и в поцарапанном виде, можно доплатить. Чёрные матовые бобины слайдеров аккуратно вписались в дизайн мотоцикла: они не притягивают к себе взгляд и не мешают в дороге. Их крепление сделано таким образом, чтобы при сильном ударе ломалась только сама бобина, не выворачивая с мясом болт, вкрученный в картер мотора, или изгибая раму, чем часто грешат суперкрепкие самодельные конструкции.
Поворотники
При выборе поворотников возникли сомнения. Очень понравились по дизайну Graffio, и в чёрном цвете они неплохо смотрелись на демонстрационном стенде у дилера Rizoma, но возникла одна сложность. Места крепления указателей поворотов на Brutale сделаны овальным «подиумом», повторяющим в сечении форму ножки штатного светового элемента и делающим плавной линию их сопряжения. Попытки установить на эти подиумы высокотехнологические светодиодные сигналы на тонкой ножке породили бы ступеньку и убили бы плавность и красоту. Поэтому проект замены поворотников был зарублен по эстетическим соображениям.
Сборка и колёса
Мотоцикл с полным пакетом вкусностей от Rizoma, упакованных в красивые чёрные коробочки, был доставлен в московский «Пилот Сервис Про» на инсталляцию. Пожалуй, впервые мне встретился итальянский тюнинг, который встал на свои места без предварительной обработки напильником и увеличения этажности крепких выражений. Точность и качество изготовления находятся на высочайшем уровне, всё стыкуется друг с другом без подгибания, дотачивания и поиска недостающего крепежа – всё необходимое не только числится в комплекте, но и присутствует там. После установки внешний вид мотоцикла сильно изменился в лучшую сторону, но перестал быть цельным. В районе руля появилось яркое золотое пятно, немного перекликающееся с «бронзовым» хвостом и коричневым сиденьем, но сильно отличающееся от них по интенсивности цвета. Требовалась ещё какая-то яркая деталь, чтобы вернулась гармония. Решение пришло при взгляде на припаркованную рядом на стоянке тёмно-синюю Subaru Impreza WRX STI , и я не про жёлтые наклейки «555» говорю, а про золотые колёсные диски.
От идеи покрасить колёса порошком мы отказались сразу. Во-первых, подбор цвета при таком методе покраски весьма условен, а задача точно попасть в цвет анодировки руля и зеркал просто невыполнима. А во-вторых, при появлении дефектов, если диск придётся править после замятия, к примеру, «подкрасить» повреждённые места не получится, только перекрашивать полностью, опять меняя колёсные подшипники. Поэтому колёса разобрали, отмыли в специальной двигательной «посудомойке» «Пилот-сервиса» и отдали талантливому колеровщику, а в качестве образца цвета вручили зеркало заднего вида. И мастеру эта непростая задача удалась. Не только цвет анодировки, но и шероховатость фактуры точёного алюминия ему удалось очень точно передать. И колёса теперь не матовые, как было изначально, а покрыты слоем глянцевого лака, что сильно упростит уход за ними и содержание в чистом виде.
Мотоцикл изменился внешне, став ярче и наряднее, но, как мне кажется, не перешёл ту черту, за которой итальянская экспрессия переходит в пестроту цыганского табора. Помимо этого, он стал немного удобнее в пользовании, безопаснее и защищённее.
Тюнинг стоит недёшево, а качественный тюнинг всегда стоит дорого. Но за саму возможность добавить индивидуальности серийному мотоциклу люди готовы платить. А когда продукт тюнингового ателье исполнен на таком высоком техническом уровне и идеально ровно и беспроблемно встаёт на свои места, то и жалости по потраченным деньгам не возникает, только чувство радости.
Редакция благодарит компанию Rizoma за консультации при подборе и предоставление тюнинга (www.rizoma.com/stores/en)
Работы по инсталляции продукции Rizoma и покраске колёсных дисков были проведены в «Пилот Сервис Про» (тел: 8-903-615-04-01, www.pilot-service.pro)
< Bahnburner Пять колец и три камертона >