Национальная идея, возглавляемая национальным героем, необходима сейчас нашему разрозненному обществу.
Вполне объяснимо, что правящие круги заинтересованы в создании национальной идеи, дабы укротить растущую агрессию населения и отвлечь массы от проблем.
Что ни говорите, а идея строительства коммунизма объединяла людей. Безусловно, эта идея являлась неким симбиозом массового страха и отчаянного патриотизма. Поэтому объявлять её универсальной национальной идеей было бы сомнительным предприятием.
Подлинный объединяющий патриотизм возбудил в людях полёт в космос первого советского космонавта Ю. А. Гагарина. Этого человека без преувеличения можно назвать национальным героем. Но, к сожалению, его парадное шествие по планете, несущее обаяние всего советского народа в одной улыбке, было недолгим и кануло в небытие.
Поэтому, в первую очередь, важно задаться вопросом: какую область должен представлять национальный герой? Разумеется, здесь нет места политике, которая противоречит идее сплачивания народных масс. Это не может быть и религия, т.к. в наши дни Россия является многоконфессиональной страной. Пропаганда той или иной религии может привести к еще большему расколу общества. По тем же причинам страну не может объединить идея чистоты русской крови. Большой спорт мог бы быть отличным вариантом для объединения народных масс, но астрономическое удорожание олимпийских объектов скорее поспособствует объединению население против правящих кругов.
Положение может спасти надежно занявшая свою нишу субкультура мотоциклистов, количество которых прогрессивно растет с каждым годом. И уровень их организации посерьезней, чем у «футбольных фанатов». Благодаря черному пиару в СМИ о мотоциклистах складывается мнение как об антисоциальных элементах – шумных, недисциплинированных нарушителях порядка. Этот стереотип достаточно сложно искоренить. Ведь негативные стороны налицо, а помощь детским домам, приютам для животных, призывы к донорской помощи мотоциклисты не афишируют. Грош цена благородной деятельности, провоцируемой тщеславием и помощи, ожидающей дивиденды.
Но программа по поиску национальной идеи не может быть анонимной. Она должна стать всеобщим достоянием, публичной деятельностью громкой, яркой , выразительной, объединяющей людей, достойной похвалы соотечественников. Поэтому этот общественный сектор в последнее время взят под крыло правительства и активно пиарится.
На роль «пиарщика» был избран авторитетный журналист А. Мамонтов, создавший передачу с прекрасным названием «мотоциклисты». Он постарался объединить всех этих «добрых людей» зудящим словом «байкер». Хотя в передаче один из интервьюированных осторожно поправил его: «я не байкер, я мотоциклист» и попытался объяснить разницу, намекая на русские корни. Автор програмы, похоже, не понял отличия. Ведь байкер звучит более современно и, вероятно, более понятно американизированному обществу. Это одна из наиболее бросающихся в глаза ошибок репортажа, целью которого была, надо полагать, русская национальная идея.
Ключевыми словами, ставшими лейтмотивом всей передачи, были свобода и братство. Но не было конкретизировано, от чего свобода. Чтобы оправдать этот термин, автор провел параллель с крепостными, бегущими от хозяев. Мотоциклисты были представлены как единственный по-настоящему демократический институт в стране, где демократия стоит в одном ряду с независимостью и свободой. Иерархия мотоциклистам чужда, все мотоциклисты - братья. Для большего понимания идея свободы и братства была проиллюстрирована пьяным сборищем под Малоярославцем, с которого и началась передача.
Надерганный из разных сфер мотодвижения материал, старательно склеенный в сорокаминутный репортаж, достоин аплодисментов в поддержку автора. Но как бы высока ни была квалификация Мамонтова, данная программа дала повод усомниться в его компетентности в этой сфере и не получила высшего бала по шкале моих личных симпатий.
Люди с более холодным рассудком предложили мне взглянуть на эту передачу с точки зрения среднего обывателя, для которого мир мотоциклов загадочен и непостижим. И постичь его за 40 минут невозможно. Да и цель автор ставил иную. Трудно сказать, достиг ли он поставленной цели, но с задачей журналист справился. В программе вокруг мотоциклистов создан ореол святости, подкрепленный богоугодными делами и православной атрибутикой. Идея братства и свободы здесь в не конкуренции. Чтобы добавить этой субкультуре влиятельности, мотоциклисты представлены как независимая, а значит достойная доверия, структура. И президент им не указ. Он только раздает награды.
Не нам судить, заслуженные это награды или нет. Не нам предаваться страстям, это удел политиков. Но пока наше движение не стало носить официальный характер, у нас есть возможность совершать добрые дела без огласки, называть братом любого, оказавшего помощь в пути без оглядки на его «цвета» и статус транспортного средства. И нам никто не запретит иметь свое представление о свободе, которая заключается не в анархии, а в свободе от суеты, проблем материального плана, недостойных качеств: зависти, уныния и агрессии.
Сезон открыт. «Поехали!» - Ю.А. Гагарин
< При чём тут Ванкель? Родом из детства >