Не многие знают, что знаменитую Эйфелеву башню украшают барельефы из 72 фамилий известных учёных и инженеров XVIII–XIX веков. Так во Франции в начале прошлого столетия отметили своих наиболее выдающихся деятелей из мира прикладной науки, людей, жаждущих знаний и новых открытий. Уважение и признание в обществе всегда ценно. Неудивительно, что французские инженеры, снискавшие лавры во многих направлениях развития техники, внесли свой вклад и в разработку первого мотоцикла. Достаточно вспомнить «Целорифер» графа Меде де Сервака, пароцикл Луи Гийома Перро или один из первых двигателей внутреннего сгорания Этьена Ленуара.
За более чем 100 лет, прошедших с той поры, французская инженерная школа нисколько не потеряла и остаётся одной из сильнейших в мире. Здесь даже в, казалось бы, глухой провинции можно встретить по-настоящему уникальные предприятия. Одно из таких мы нашли на северо-востоке Франции, в городке Барлин.
Компания Metal Machines была создана в 2010 году Жан-Франсуа Крепеном и Себастьеном Дэгом. Основное направление её деятельности – это проектирование и постройка тестовых автомобильных стендов, а также серьёзный тюнинг автомобилей и мотоциклов. Конечно же, такой выбор специализации не случаен. Всё началось в далёком уже 1992 году, когда Жан-Франсуа начал свою инженерную карьеру с разработки промышленных котлов и трубопроводов. Затем с 1993 года последовало пять лет работы механиком в «Формуле-3». В 1997 году он принимал участие в создании двигателя для мотоцикла марки Sonik, а уже с 1999 года конструировал машины для Prost F1 Team в течение трёх сезонов. С 2003 года новый этап карьеры в Mecaplast, где Жан-Франсуа занимался испытательными стендами для тестирования пластмасс, предназначенных для автомобильной промышленности.
Мастерская компании Metal Machines строит двух-, трёх- и четырёхколёсную технику. Часть – настоящие прототипы, один из которых носит имя Pepper track. Этот «Перчик» и привлёк наше внимание.
Всё дело в том, что на первый взгляд заурядный боббер парни оснастили двигателем от квадроцикла Yamaha Raptor 700. «Я решил использовать четырёхтактный одноцилиндровый инжекторный двигатель с жидкостной системой охлаждения собственного производства», – вспоминает Жан-Франсуа. Нетривиальная идея появилась после того, как в наличии появился бесхозный мотор, оставшийся от предыдущего проекта. Двигатель практически не трогали, заменили только клапанные крышки и крышку привода механизма газораспределения. Эти детали собственной конструкции носят в первую очередь декоративный характер. Крышки выполнены из алюминия и имеют прозрачные окошки из поликарбоната.
Жан-Франсуа поклонник «старой школы», поэтому раму решено было делать жёсткой. Её не стали заимствовать у какого-либо серийного мотоцикла, а сварили самостоятельно из труб круглого сечения. Чтобы немного «смягчить» жизнь будущему владельцу, пришлось придумать хитрую систему, амортизирующую сиденье. Это качелька на шарнире, завязанная на небольшой регулируемый амортизатор от горного велосипеда. Все детали для конструкции сделали из титана. Из того же материала выполнены практически все резьбовые соединения, использованные в данном проекте, а также хомуты патрубков системы охлаждения. Само сиденье заказали у мастерской Sellerie Rutko.
Если присмотреться к мотоциклу, то сразу обращает на себя внимание топливный бак. Он несколько выбивается из общей картины своим винтажным видом, и неслучайно! Этот бак от французского мотоцикла Terrot 1956 года выпуска. Сделан он из латуни, и всё, что потребовалось для того, чтобы привести его внешний вид в порядок, – это зашкурить и покрыть лаком. Однако сама конструкция была модифицирована, добавлены насосы и фильтры для системы впрыска топлива. Также вместо эмблемы фирмы Terrot появилась гравировка с надписью “In loving memory Jeanne”. «Это дань уважения моей бабушке, которая «ушла от нас» во время постройки мотоцикла. Она была сильной женщиной, и я очень уважал её. И уверен, когда она была молодой, ей бы хотелось иметь такую машину!», – объясняет Жан-Франсуа.
Контраст стилей современного и ретро продолжает вилка, которую взяли от Suzuki GSX-R1000. От того же мотоцикла передние тормоза с четырёхпоршневыми суппортами Tokico. Отдельно отметим причины, по которым возникла необходимость сконструировать новые траверсы – это спицованные диски D.I.D Dirt Star, обутые в шины Continental Conti Racer Attack Street, и классический руль фирмы Rizoma, установленный вместо традиционных клипонов.
Надо ли говорить, что при таком пристальном внимании к деталям не забыта ни одна мелочь? Всё, что должно иметь гравировку, имеет её, всё, что должно быть хромировано – хромировано. Портит картину, пожалуй, только скучная пластиковая фара. Зато задний стоп-сигнал, выполненный из обычного фонарика, вновь на высоте. Очень гармонично вписалась в образ и выхлопная система, конечно же, собственной конструкции.
Как известно, душа любого предприятия – это люди. Поэтому настоящие шедевры рождаются там, где каждый сотрудник, начиная с директора компании и заканчивая рядовым механиком, по-настоящему верит в то, что он делает. В Metal Machines эта вера подкреплена многолетним разносторонним опытом Жан-Франсуа, прекрасным оборудованием и желанием экспериментировать. Перед нами уже не кастомайзинг, а настоящий практический инжиниринг!