Снегоходная индустрия во всём мире в последнее время растёт с космической скоростью. Появляются новые технологии, на их базе конструируют новые модели, с каждым поколением всё быстрее и легче. Только среднестатистическому российскому снегоходчику от этих скоростей ни холодно ни жарко.
Потому что у нас рынок настолько особенный, что повергает канадских, американских и японских маркетологов в глубокий шок. В отличие от разлагающегося Запада, постоянно гонящегося за всем новым, у нас наибольшим спросом пользуются снегоходы, чей век давно уже закончился.

Даже если не брать «Буран», конструкция которого устарела лет 30 назад, зарубежные производители прекраснейшим образом сливают к нам старье, о существовании которого во всём остальном мире уже давно забыли, к огромной радости как нашей, так и их. Правда, в какой-то момент они всё-таки избавляются от совсем уж дремучих моделей, чем повергают наших импортёров в печаль и тоску. Так было, когда несколько лет назад прекратили производство Yamaha Bravo, самого дешёвого из брендовых утилитарников. Естественно, это не лучшим образом отразилось на продажах. Наученные горьким опытом японцы сразу позабыли, что собирались полностью переходить на четырёхтактные моторы, и начали усиленно продвигать видавший виды VK540IV, который и без того делал им основную кассу.

В этом году ему даже решили сделать апгрейд. Настолько серьёзный, что для новинки даже придумали специальное название, VK540IV Tough Pro. И объявили, что подготовили её специально для российского рынка с учётом наших специфических условий эксплуатации и продавать будут только в России. После знакомства с новой моделью назвать её обновлённой язык не повернулся. Она получилась скорее состаренной. Потому что и без того немногочисленные более-менее современные элементы конструкции обычного VK540IV на новом снегоходе были частично упразднены.

Прежде всего отменили электростартер. Что имеет некоторую логику: на Крайнем Севере, где живёт приличный процент клиентов Yamaha, аккумуляторы не выдерживают морозов и по этой причине оказываются не очень полезными. Раздельную смазку оленеводы и алмазодобытчики тоже не очень жалуют. Потому как в –50 °С она работает не совсем так, как было задумано японцами, которые такой мороз не могут себе даже представить. К тому же снегоходных заправок у нас всё равно нет, а в гараже можно масла и в канистру налить.

Впрочем, есть одна веская причина, по которой двухтактники вообще и с общей смазкой в частности постепенно вымирают. И по этой же причине Tough Pro вряд ли когда-то будет продаваться в Европе и Америке. Выхлоп с примесями сгоревшего масла получается настолько вонючим, что даже один заведённый снегоход способен подпортить настроение стоящим вокруг. А если их больше пяти, происходит настоящая экологическая катастрофа. В движении дым более-менее расходится, хотя и пахнет. Но стоит остановиться, как вся компания оказывается в едком тумане. Поэтому при остановке всей колонне приходится глушить моторы.

В такие моменты начинаешь припоминать, зачем придумали электростартер. Впрочем, шнур у VK540IV Tough Pro функционирует вполне корректно, заводится прогретый снегоход легко, хотя после ночи на холоде может понадобиться два-три рывка. Кроме того, приходится вспоминать, что такое карбюратор и как пользоваться подсосом: по понятным причинам инжектор на снегоход не поставили.
А вот что удивительно: несмотря на радикальное упрощение, ездит снегоход не хуже более дорогой модификации. Мотор здесь в точности такой же. И снегоход точно так же не отличается космической динамикой, но может ползать по сложному рельефу, таскать тяжеленные сани и возить при этом пассажиров без большой потери в динамике. По-хорошему, Tough Pro рассчитан на одного человека. Но при большом желании назад можно посадить и пассажира. Правда, ехать ему будет не очень удобно: места сзади немного, и даже подножки слишком узкие, так что даже ноги толком не поставишь.

В последнее время «утилитарники» стали делать с расчётом на езду в стойке. Что вполне логично, потому что даже при небольшой скорости иногда приходится привставать. Tough Pro – типичный представитель старой школы. На нём очень удобно сидеть: с коленями на уровне груди и рулём примерно там же ты чувствуешь себя водителем комфортного чоппера. Но вставать из такого приседа – развлечение не из приятных. Особенно если крупные неровности попадаются не слишком часто и не слишком редко, так что приходится чередовать сидячую позу со стоячей. Если на разбитой дороге нужно постоянно стоять, с рулём на высоте коленей делать это тоже крайне неприятно. Впрочем, подвеска отрабатывает всякого рода неровности достаточно хорошо. Даже при том, что выглядит она даже более винтажно, чем весь Tough Pro, как будто её придумали одновременно с первым снегоходом. Но через некоторое время с удивлением понимаешь, что она по меркам класса вполне нормально работает.

За что у нас прежде всего любят такие снегоходы, так это за проходимость. С этим здесь всё в порядке. Едешь по укатанной дорожке, съезжаешь в сугроб, а снегоход этого даже не замечает. Несколько раз казалось, что пора доставать лопату и звать на помощь, но VK540 всё равно вылезал. Проходимость – это не только способность ездить по сугробам. «Русский набор» включает также мощный металлический каркас, который спокойно выдерживает контакт с крупными деревьями, а мелкие просто срубает. А отсутствие наклеек позволяет без особого ущерба для внешнего вида продираться сквозь колючие кусты.

Конструктивно модель 2014 года выглядит, будто её сделали лет на 20 раньше. Сняв всё лишнее, японцы ощутимо облегчили снегоход. Но главная цель была не в этом, потому что от наклеек отказались явно не из-за их 100-граммового веса. Лишние детали – лишние деньги. А главной целью было именно удешевление снегохода. Yamaha удалось добиться цены, при которой покупатель уже начнёт всерьёз задумываться, купить ему что-то из российского, либо доплатить совсем немного за машину совершенно другого уровня надёжности, у которой вряд ли посреди тайги в мороз развалится коленвал или отлетит лыжа. Что совсем удивительно, упрощение конструкции при этом повлияло на комфорт, но не на ходовые качества. Едет Tough Pro примерно так же, как его более дорогостоящий родственник, а может быть даже и немного лучше. Так что если нужна недорогая надёжная всепроходная машина для охоты, рыбалки, работы, и при этом нет необходимости утопать в роскоши, новый VK540 – один из самых перспективных вариантов.
За помощь в проведении тест-драйва благодарим компанию Yamaha Motor CIS, www.yamaha-motor.ru
< Близнецы-братьяЭлектроник >