Эталон утилитарника

Эталон утилитарника

STELS ATV 800G GUEPARD,
2015 г., 800 см3, 67 л. с.,
400 кг, полный привод,
525.000 руб.

Текст: Денис DEAN Панфёров
Фото: Роман Рома-Рома Романишин

Появление на рынке CFMoto X8 вывело гонку вооружений на новый виток – двухцилиндровый. Компания «Веломоторс» не могла не ответить на этот шаг. Отрадно, что ответили без спешки: обстоятельно и солидно. Встречайте «Гепарда».

Немолодой лысый и толстый мужик среднего роста надел шлем, уверенным нажатием на кнопку левого пульта руля завёл двигатель и сказал: «Покатаемся!». Вообще-то я про себя сейчас написал, но именно так происходит 95 % стартов квадропокатушек выходного дня. Да, целевая аудитория у таких внедорожников – это взрослые люди с плохой фигурой, не брезгующие принимать алкоголь, есть жареное мясо, салаты с майонезом, а на гарнир варёному рису и овощам на пару предпочитающие картошку и макароны. И новый STELS ATV 800G GUEPARD как будто создан для этой целевой аудитории. Попадание в таргет-группу просто идеальное.


Он красивый. Не утончённой итальянской красотой, ценимой людьми с высшим гуманитарным или художественным образованием, а брутальной функциональностью. Он красив, как дорогой топор Fiskars или новый танк «Армата»: пленяет гармонией, пугает гранями, вызывает уважение. Если начать рассматривать детали, то можно заметить множество заимствований, как стилистических, так и технических, но о прямом копировании, как в случае с Range Rover Evoque и китайским клоном Landwind X7 речи быть не может. Работа хороших дизайнеров и грамотных инженеров видна невооружённым глазом.


Квадроцикл создавался в России. И не привычным для стран Азии методом ускорения с удешевлением, а по уму. Можно было разварить раму «Леопарда» под более крупный мотор и двухместное сиденье и добавить по витку в пружины подвески, и это даже продавалось бы, но эпоха сиюминутного обогащения без заглядывания в завтрашний день, к счастью, заканчивается. Мысли о качестве продукции, престиже марки и лояльности покупателя всё чаще приходят в голову топ-менеджерам компаний. Видимо, с этим связан достаточно большой срок, который прошёл с появления слухов о начале разработки «Гепардов» до их постановки на конвейер. Раму переделывали несколько раз, мотор специально разрабатывали в сотрудничестве с немцами, чтобы начать его производство из японских и тайваньских комплектующих на Тайване. Долго просчитывали и испытывали компоненты подвесок и ходовой части. Хотелось сделать хорошо, в результате получилось очень хорошо.


Бриф технического задания был такой: легче и мощнее, при этом крупнее и дешевле, чем X8. По всем четырём параметрам его исполнили. Теперь разберём по пунктам.


Снаряжённая масса – 400 кг. Сама по себе цифра не маленькая, но в применении к 405 кг сухой массы X8 это хороший показатель. Можно было его снизить в ущерб надёжности и жёсткости рамы, но на такой шаг, слава богу, не пошли. Лёгким Guepard не кажется, но и тяжёлым его язык назвать не поворачивается. Лёгкий руль, не снабжённый на предсерийных версиях усилителем, позволял без особого труда направлять четырёхцентнерный агрегат туда, куда хотелось бы водителю, и не пытался вырваться из рук при наезде передних колёс на кочки и брёвна. Изо всех утилитарных «Стелсов» у двухцилиндровой «восьмисотки» рулевое управление наиболее лёгкое и внятное. Думаю, что на версии с электроусилителем, всё будет ещё лучше, и про отсутствие усталости можно будет говорить не в применении к однодневной поездке по весеннему лесу, но и в применении к многодневному форсированию раскисших осенних колей.


Совершенно новый немецко-японско-тайваньский мотор, который в обозримом будущем будут собирать здесь, выдаёт 67 л. с. Двигатель специально создавался для этого квадроцикла, он защищён несколькими патентами и может юридически противостоять попыткам копирования, которые, как уверяет Stels, уже предпринимаются. Мотор, действительно, получился удачным. Он обладает очень ровной характеристикой крутящего момента в широком диапазоне оборотов, мягко и без рывков набирает эти обороты, хорошо агрегатируется с вариатором, не любящим рывков и подхватов. С таким мотором возможно и ползти по колее внатяг, аккуратно работая «газом», и брать препятствия ходом, резко «открываясь» перед ними. Система впрыска с автоматическим обогатителем обеспечивает уверенный запуск при любой температуре, упрощая эксплуатацию в зимний период. Есть некоторые вопросы к настройке сцепления – на некоторых «Гепардах» был прыжок вперёд при заведении, пока обороты мотора не упадут до холостых, но это производитель обещал исправить на конвейерных образцах.


Кстати, о конвейере. Желание как можно быстрее сделать тест-драйв для журналистов можно понять с точки зрения маркетинга, но не очень хорошо выглядит с эстетической и технической точек зрения. Можно было потерпеть совсем немного и выдать на тест первые серийные аппараты в красивом жёлтом цвете. В момент проведения теста заканчивалась наладка оборудования по литью пластика под давлением, и до момента старта конвейера оставалась всего неделя. На тесте же были предсерийные образцы с хрупким чёрным пластиком, «напечатанным на 3D-принтере», к тому же все они были с разными компонентами ходовой части – на разной резине и с амортизаторами от трёх поставщиков. Поэтому впечатления от плавности работы подвесок и проходимости у разных участников теста могут немного отличаться. С эстетической же точки зрения через неделю-полторы снег бы уже растаял, и не пришлось бы в майском номере публиковать фотографии на белом фоне.


Рабочее место водителя проектировалось отечественными инженерами под отечественную антропометрию, а не под коренных жителей Индокитая, как это обычно бывает в Азии. Мне с моими 176 сантиметрами роста и 87 килограммами сухой массы было даже излишне просторно. Оставался изрядный запас для перемещения вперёд-назад по водительской подушке сиденья, угол сгиба локтей и колен был небольшим, приходилось даже немного наклоняться к далеко отставленному рулю. В такой расслабленной позе можно, не напрягаясь, провести весь день. В сравнении с CFMoto у Stels база длиннее на 4 см. Так что по этому параметру тоже техзадание выполнено.


Напоследок скажу о комплектации. В базе все световые приборы светодиодные и сертифицированы высоким классом водозащищённости. Они будут работать при погружении под воду на глубину 5 м, что упрощает работу водолазам при случайном уходе квадроцикла под лёд на праздник крещения. Также штатно устанавливается передняя лебёдка с тяговым усилием 4500 фунтов. А вот за электрический усилитель руля придётся доплачивать. Также в базовую комплектацию не входят защитные трубы спереди и сзади, подчёркивающие брутальность аппарата и помогающие сохранить пластик при движении по подлеску по азимуту. Guepard, показанный на московском салоне «Мотопарк-2014», был ими оборудован, и многим запомнился именно в таком агрессивном жёлто-чёрном виде.


Российской компании «Веломоторс» удалось спроектировать и создать безо всяких натяжек добротный, надёжный и красивый двухместный квадроцикл, который может на равных ехать с группой гораздо более именитых и дорогих конкурентов. Он обладает хорошей проходимостью, хорошей управляемостью и лёгким рулём. Он просторный, удобный и практичный. Это очень серьёзная заявка на передел рынка и обновление диаграммы продаж утилитарной техники по маркам. В планах завода выпустить в этом году их количество, сравнимое с объёмом годового импорта мотоциклов объёмом более 500 см3 от всех иностранных производителей. Получится ли? Думаю, да.


P. S. Статья была написана с точки зрения использования утилитарного транспортного средства сугубо в утилитарных целях. Добраться до отдалённого уголка леса, довезти домой тушу кабана, десяток уток или полцентнера клюквы, просто покататься в конце концов. Если начать его рассматривать как спортивный снаряд для участия в эндуро-кроссе, сразу вылезут недочёты, обусловленные большой массой, излишней плавностью мотора и туристическими настройками подвески, не предназначенной для прыжков на кроссовой трассе. Задачи сделать спортивный снаряд, готовый без доработок участвовать в соревнованиях, не стояло. Он прекрасен в естественных условиях эксплуатации, а не на специально построенных препятствиях деструктивного характера для людей, ищущих приключения на свою голову и другие части тела.


Квадроцикл предоставлен на тест компанией «Веломоторс»: https://velomotors.ru/moto

< Когда встречают по одёжке…Работали на дизеле >
15 Мая 2015 11:45 Денис DEAN Панфёров