Академия шоссейно-кольцевых мотогонок. Урок 6. Посадка

Академия шоссейно-кольцевых мотогонок. Урок 6. Посадка

Текст: Антон Безшляга, Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов

Совместный теоретический курс журнала «Мотоэксперт» и «Академии мотоспорта Антона Безшляги», посвящённый основам шоссейно-кольцевых мотогонок, подходит к логическому завершению. Напоследок мы оставили самое интересное – ту самую «коленку».

Теория относительно посадки при прямолинейном движении была нами рассмотрена в прошлом номере. Сегодня усложним: разберём, как правильно вести себя на мотоцикле в поворотах. Сразу расставим приоритеты. Чтобы начать тренировать свешивания и, вообще, какие-либо телодвижения на мотоцикле в повороте, вам нужна некоторая скорость. Отклячивать коленку, передвигаясь в черепашьем темпе, нет никакой нужды. Это неэффективно, так как нет должного действия центробежной силы, и весьма комично.


Допустим, вы успешно освоили первые четыре урока «Академии мотоспорта Антона Безшляги», где мы говорили про траектории, руление, разгон и торможение. Вы как прилежный ученик уже понимаете, что к чему на треке. Скорость прохождения поворотов возросла настолько, что влияние центробежной силы, которая тянет мотоцикл наружу в повороте, нельзя не заметить. Вот оно, то самое время, когда следует дошлифовать умения оптимальной и красивой посадкой.


На данном начальном этапе обучения мы опустим теорию, связанную с выныриванием пилота из-под обтекателя для усиления эффективности торможения, чтобы не забивать новичкам голову. Так же частично обойдём стороной сложные случаи с прохождением подряд сразу нескольких поворотов. Лучше рассмотрим более наглядную ситуацию с поворотом после прямой.


Опытные пилоты на практически оптимальное положение тела выходят задолго до попадания в поворот. Посадку, действительно, имеет смысл приготовить заранее, чтобы больше времени осталось на манипуляции, связанные с управлением, траекториями и торможением.


Запомните как мантру последовательность: ноги – зад – голова. Именно в таком порядке происходит усаживание пилота по месту.


Рассмотрим прямую с левым поворотом в конце. Ещё до точки начала торможения следует максимально отсесть назад от бензобака (фото 1). Это даст ногам и телу необходимую свободу передвижения. Ноги! Внешнюю (в данном случае правую) ногу ставим под каблук и упираем коленом в бак (фото 2). Она будет точкой опоры. Внутреннюю по отношению к направлению поворота ногу ставим мысом на край подножки и немного поворачиваем пяткой к мотоциклу (фото 3), тем самым раскрывая наружу колено (фото 4), если, конечно, скорость и конфигурация поворота этого требуют. Зад! Чтобы помочь ногам и попутно эффективно скорректировать центр тяжести мотоцикла (главная задача правильной посадки именно в смещении центра тяжести), приходится шевелить «пятой точкой». Конкретно в правом повороте левую ягодицу, то есть внутреннюю по отношению к направлению поворота, необходимо целиком свесить за крайнюю точку сиденья (фото 5). Голова! Прицепом обязательно идут плечи и руки. Голова у нас находится над внутренней рукояткой руля и всегда смотрит в сторону точки выхода из поворота. В любом случае верх туловища должен дотягивать ваш позвоночник до прямого состояния. Никаких перекосов! Не забываем про наклон корпуса. При прохождении поворотов подбородок может отрываться от бака не далее, чем на 15–20 см (фото 6). То есть примерно до верхней кромки ветрового стекла, если таковое имеется. Руки не напрягаем! Внутреннюю сгибаем в локте и прикладываем к находящемуся поблизости бедру (фото 7). Внешнюю немного разгибаем и тоже кладём на бедро (фото 8). Кисти – тема для отдельной беседы. Скажем лишь, что хвататься за руль надо так, чтобы не ухудшать самому себе взаимодействие с органами управления.


В глубоком наклоне на всём протяжении поворота не нужно сидеть, как гипсовое изваяние. Тело водителя, а конкретно его расположение – мощный инструмент, позволяющий в каждый момент времени корректировать поведение мотоцикла. Важно понимать истинную роль коленного слайдера на комбинезоне. Он своего рода маркер того, насколько сильно наклонён мотоцикл. Касание коленом об асфальт должно быть инициировано хорошей скоростью, а точнее увеличенной центробежной силой. При прочих равных нужно стараться в повороте держать мотоцикл максимально вертикально, а не заваливать его в попытках наконец запилить слайдер. Колено ради колена – плохая практика, которая рано или поздно приводит к падениям.


Для наглядности рассмотрим пару примеров того, как делать нельзя. Во всех случаях предположим, что мотоцикл едет левый поворот. Всмотритесь в (фото 9). Про него можно сказать: «выводы сделал правильные, но не те!» Положение ног ещё можно назвать цензурным, зад смещён ровно так, как надо. Проблема в голове! Она не успела сменить место дислокации и зависла над приборной панелью. Как результат – скрюченный позвоночник, неудобное положение рук и полное отсутствие возможности свеситься и раскрыть колено. На (фото 10) похожая ситуация. Ноги заняли своё место, голова почти там, где надо, но запаздывает «пятая точка». Отчего у пилота снова нет возможности свеситься и как следует достать колено.


Шестая часть в нашем остросюжетном поучительном сериале является заключительной. Мы специально запланировали выход статей на межсезонный период, чтобы у читателей понемногу набралась полная картина обучающего процесса, а материал лучше усвоился. Само собой, теория ничто без практики. Не думайте, что будет легко! Только тяжёлые изнуряющие тренировки принесут результат. И, знаете, оно того стоит! «Академия мотоспорта Антона Безшляги» ни в коем случае не прощается с вами. Если вопросов стабильно больше, чем ответов, не стесняйтесь – звоните, пишите, заезжайте в гости. Мы будем рады помочь словом и делом.

Выражаем благодарность «Академии мотоспорта Антона Безшляги» за помощь в подготовке материала, www.sportbikeschool.ru, тел.: (926) 777-79-25. < КонферецияТуннельный синдром >
23 Января 2017 15:19 Михаил Пимус