Антиштраф

Антиштраф

Как бороться с радарами

Текст: Николай Богомолов
Фото: Кирилл Калапов

Грандиозная трагедия случилась этим летом у российского мотоциклетного сообщества. Заработала сеть стационарных камер видеофиксации превышения скорости «в спину», мотоциклистам стали приходить штрафы. Поскольку медленно ездить на двух колёсах у нас не принято, размеры взысканий выглядят очень внушительно. К счастью, у нас есть не только электронные враги, но и электронные союзники. «Мотоэксперт» выяснил, как легальным путём избежать штрафов за превышение скорости.

Безальтернативные выборы

Штрафов за превышение скорости в век камер можно избежать несколькими способами. Первый – не превышать. Работает стопроцентно, но по понятным причинам подходит не всем. Второй – сделать номер нечитаемым. Либо повесить, где не увидит камера, либо испачкать, либо заклеить (ободрать, обломать). За скорость штрафы приходить не будут, зато многочисленные мотополицейские при каждой встрече будут карать за нарушение ГОСТ, нечитаемые номера или их сокрытие. Что при благоприятных обстоятельствах чревато потерей денег и времени, а при неудачных – водительского удостоверения. К счастью, с помощью современной электроники можно не только атаковать, но и защищаться. Единственный легальный способ уберечься от камер – программа для смартфона, которая с помощью GPS определяет местонахождение камеры и предупреждает водителя звуковым сигналом. Сложности здесь две, найти подходящую программу и подходящий способ подачи сигнала водителю. «Мотоэксперт» перебрал основные варианты как «софта», так и «железа» и выяснил, какие сочетания работоспособны, а на какие не стоит тратить время и деньги.

Программное обеспечение

Программных «антирадаров» для смартфона множество. К сожалению, основная масса рассчитана на автомобили. Для нас же главное – возможность уведомления только о камерах «в спину». Изучить весь ассортимент из сотен приложений Appstore и Google Play возможным не представляется, из того, что мы обнаружили, приемлемый функционал предоставляют «Стрелка» и Mapcam . info . Обе работают на основных мобильных платформах, обе – платные. Обе используют общедоступные российские базы данных, наполняемые общественностью с возможностью выбора альтернативного файла с картой камер. Обе голосом сообщают о типе камер и об их предназначении: фиксации скорости, обочины и так далее. Обе не застрахованы от ошибок, обе дают знать о наличии камер, но не об их работоспособности. Так что бывают ложные тревоги в случае, если камера висит, но пока не включена. У обеих программ есть возможность голосового оповещения о «лежачих полицейских», опасных поворотах, пешеходных переходах, границах населённых пунктов и так далее.

«Стрелка» www.ivolk.ru Стоимость: 199 руб. единовременно

У «Стрелки» нет бесплатной версии. Зато платная покупается всего за 200 рублей один раз на всю жизнь, не надо периодически докупать никаких подписок. Пользоваться очень просто, выбираешь на стартовом экране мотоциклетный режим, и всё, программа рассказывает только о камерах, которые стреляют в спину, и про те, с которыми нет ясности. Пересел в машину, и одной кнопкой включаешь один из автомобильных режимов, городской или загородный.

Для каждого режима отдельно можно редактировать набор объектов, о которых подаётся предупреждение, а также расстояние начала оповещения, варианты звукового сигнала (голос, бипер, вибрация) и множество других параметров. Звук у бипера правильный, очень неприятный и пронзительный, его слышно всегда, даже при громком шуме и в тихих наушниках. За городом есть возможность включить базу самых зловредных и непредсказуемых мобильных камер. Но надо быть готовым к тому, что на одну реальную камеру будет три десятка ложных срабатываний. О чём программа предварительно предупреждает. Если хочется огорчиться, можно заглянуть в меню «Статистика нарушений» и узнать, сколько раз ты случайно превысил скорость перед камерой.

Несмотря на низкую цену, «Стрелка» оказалась очень удобной и функциональной. Её не надо обновлять за деньги, и при этом она даёт массу интересных возможностей, которых даже не ждёшь от таких программ. Она отлично отработала со всем тестовым «железом» и стала лучшим вариантом из всего, что нам удалось найти.

Mapcam.Info www.mapcam.info cтоимость: 460 рублей в год

Mapcam.info , в некоторых версиях называемая Mapcam.Droid – программа с хорошей историей. Она существует давно и пользуется большой популярностью у автомобилистов, не в последнюю очередь из-за качественной бесплатной версии. Но фильтрация по камерам в спину, основная мотоциклетная функция, работает только при покупке платной подписки. Которая стоит достаточно дорого, 50 руб. в месяц, 460 в год, при разных вариантах оплаты сумма может меняться в ту или иную сторону.

В настройках нужно включить камеры в спину и отключить – в лицо. Специальных мотоциклетных и автомобильных режимов найти не удалось, хочешь пересесть в машину – меняй руками кучу настроек, то же самое – когда возвращаешься на мотоцикл. Очень неудобно. По умолчанию загружается база со всеми объектами, так что в настройках можно без хитростей прописать оповещения о «лежачих полицейских» и так далее.

Не очень понятно, почему разработчики за год использования берут вдвое больше, чем стоит пожизненное пользование «Стрелкой». Mapcam.info работает качественно, но никаких преимуществ нам найти не удалось. Более того, в удобстве программа уступает своему конкуренту. Так что для покупки именно этого приложения нужны какие-то очень веские причины, которых мне придумать не удалось.

«Железо»

Если выбор программного обеспечения не слишком велик, то вариантов слушать звук в шлеме великое множество. Они делятся на три группы: проводные наушники, обычные беспроводные наушники или гарнитуры для автомобилистов и пешеходов, специализированные мотогарнитуры, которые нужно встраивать в шлем.

Наушники No Name cтоимость: 50 руб. где купить: гипермаркет «Ашан»

 Самое простое и доступное решение, которое так и напрашивается при первых попытках организовать систему оповещения. Такие наушники-«затычки» продаются на каждом углу и стоят копейки. Мне попались в «Ашане» за 50 рублей. Что для прослушивания музыки они не подходят, понятно с самого начала, а с задачей говорить раз в 20 минут четыре слова теоретически должны справиться. Велик был соблазн купить пять пар и положить в каждую куртку, чтобы не забыть. Но оказалось не так просто. В ухе они держатся так себе, размер внешней части достаточно большой, наружу торчит какая-то палочка. Поэтому в половине случаев при надевании шлема они вываливаются. Хорошо, если остаётся на месте один, этого хватает, но если выпали оба, шлем нужно снимать и надевать заново. Главная беда – качество. Мои наушники с трудом прожили один день. К вечеру они говорили только в одно ухо, с другой стороны провод выпал из места крепления и распался на части. Лайфхак: если перестал работать наушник, можно его оторвать и ездить в моно-режиме с другим в одном ухе. Учитывая все недостатки, дешёвые проводные наушники применимы только в качестве временного или запасного варианта. Если в дороге села батарея гарнитуры, или ты забыл её дома, их можно купить за копейки, использовать пару дней, после чего похоронить в ближайшей помойке. Но на долгую счастливую жизнь рассчитывать не приходится из-за неудобства и низкого качества.


Наушники Sony стоимость: 800 руб. где купить: магазины бытовой электроники

 Приличные проводные наушники – куда более осмысленная и работоспособная покупка. При выборе надо смотреть на три основных момента: наличие сменных насадок для плотной подгонки к ушам, минимальный размер внешней части и прочные провода. Последний пункт особенно важен, поскольку провода постоянно болтаются, цепляются, растягиваются, трутся, попадают в застёжки-молнии, в общем, изнашиваются намного быстрее, чем в пешеходном режиме. Кстати, именно поэтому использовать лучше модели средней цены: жаль будет загубить за сезон дорогие аудиофильские наушники, при этом их преимущество в качестве звука из-за посторонних шумов будет теряться. Кстати, о звуке и шумах. Наушники-«вкладыши» в плане звукоизоляции и качества звука превосходят все остальные испробованные нами варианты. В них не только слышно оповещения о камерах. Даже на большой скорости они достаточно качественно проигрывают музыку. Кристальной чистоты нет и быть не может, но «Металлику» от Бетховена отличить можно (с другими источниками звука – не всегда). В силу этих обстоятельств лучше всего использовать проводные наушники в длительных поездках, где достаточно один раз упаковать проводку в карман и под шлем, а потом ехать несколько часов, слушать в хорошем качестве музыку и оповещения о камерах, при этом не нагружая батарею телефона беспроводной связью. В городе же очень надоедает при каждой остановке возиться с подключением и узлами из проводов. Так что это наилучший вариант по соотношению цена/качество, но не в плане комфорта и функционала.


Гарнитура Bluetooth No Name стоимость: 600 руб. где купить: онлайн-магазины, радиорынки

 Казалось бы, что может быть лучше в нашей ситуации, чем засунуть в ухо маленький дешёвый беспроводной динамик и слушать, что он говорит, при этом сохраняя во втором ухе связь с улицей. Благо, гарнитур таких продаётся великое множество за небольшие деньги, особенно если заказывать с «АлиЭкспресса». Идея – хорошая, реализация – отвратительная. Из уха девайс торчит сильно, шлем приходится надевать долго и аккуратно, но всё равно два раза из трёх наушник выпадает. Когда его всё-таки внедришь на место, он начинает давить на ухо. И с этим можно было бы смириться, но почему-то девайс счёл нужным рассказать только о половине камер, встреченных на пути. Поэтому он отправился в помойное ведро без малейших сожалений.


Гарнитура Midland BTX 1 Pro стоимость: 10900 руб. где купить: www.midland.ru

 Я делал попытки подружиться с мотогарнитурами несколько раз, но всё упиралось в их сомнительную полезность. На мотоцикле я привык отдыхать от телефона и общения с попутчиками, да и музыку слушаю только в дальней дороге, так что гарнитура неизменно оказывалась заброшена. С появлением камер к этой теме пришлось вернуться. Потому что специализированная мотоциклетная гарнитура – это именно то, что лучше всего должно подходить для таких целей. Тем более в России как раз появилась свежая модельная линейка Midland , одного из главных мировых производителей мотогарнитур и других средств связи. Моделей у него много, при этом самая дорогая – вовсе не обязательно самая лучшая. Цену добавляют прежде всего возможности переговоров с другими мотоциклистами, чем больше радиус действия и количество собеседников, тем дороже. За всё время своей езды я в этой функции потребности не ощутил ни разу, и платить лишние € 100 за возможность говорить с восемью попутчиками на расстоянии полутора километров не стал. Так что самой подходящей оказалась младшая модель BTX 1 Pro , которая умеет связываться с одним человеком на расстоянии до 300 метров. Что, кстати, лучше, чем у большинства конкурентов из этой ценовой группы. Модель бюджетная, но упакована по высшему уровню, в жёсткий кейс с ручкой. Практическая польза не очень ясна, поскольку носить его с собой незачем, но всё равно приятно. Сделана гарнитура красиво и аккуратно, наушники и микрофоны держатся на разъёмах, так что при желании заняться тюнингом и поставить динамики помощнее не придётся лезть внутрь паяльником. Провода прочные, армированные, в прозрачной оплётке. Установка проходит быстро, минут 20 на всю процедуру. Приклеил динамики, микрофон, развёл провода под подкладкой, и всё готово. Наушники и микрофон крепятся не цельными проводами, а через разъёмы, так что проводка при установке меньше путается, а ещё можно заняться тюнингом динамиков и не лезть внутрь. Если хочется только слушать, но не говорить, благодаря разъёму микрофон можно просто снять. Микрофонов два, для открытых шлемов, модуляров и просторных интегралов – на штанге, если места внутри немного – на проводе, с клеящейся платформой. Ко внутренней части шлема на уровне ушей приклеиваются платформы с «липучками», на них усаживаются динамики. Для подгонки под ухо переклеивать не надо, если промах не очень большой. В шлеме Scorpion даже выемки для динамиков обнаружились, что облегчило установку.

Современные смартфоны сами по себе высаживают батарею очень быстро, особенно если работает приложение, задействующее GPS и голосовые оповещения. Добавить к этому беспроводную связь с гарнитурой, и разряжаться телефон станет совсем быстро. Midland BTX 1 Pro работает по свежему протоколу Bluetooth 4.2, где этот эффект минимизирован. Но если хочется совсем избежать потерь энергии на связь, можно подключиться к телефонному разъёму для наушников кабелем AUX 3,5 мм «папа – папа». Через него же гарнитура воспроизводит звук с обычных плееров и других проводных устройств.

Главное, что нас интересует в рамках этого материала – оповещение о камерах. Здесь ситуация близка к идеалу. После первичной установки уже не надо ничего укладывать, подключать и настраивать. Включил гарнитуру, надел шлем и поехал. Динамики скажут, что телефон подключен, а если у него вдруг сядет батарейка, сообщат о потере связи. Проводные наушники в этом случае просто молчат, ты заезжаешь под камеру, и получаешь штраф, а здесь можно вовремя отследить, остановиться и подключить телефон к зарядному устройству.

Большой плюс Midland – громкость. Многие андроидные смартфоны очень заботятся о здоровье пользователей и не дают по умолчанию выставить полную громкость, только вручную после дополнительного подтверждения. Эта гарнитура играет так, что даже при половинной громкости перепонки лопаются. То есть слышно даже на нейкеде при скоростях за 200. Ещё такая громкость полезна, когда слушаешь музыку и аудиокниги. Играют они с того же телефона по Bluetooth и при необходимости аккуратно приглушаются звуком предупреждения о камере. Есть возможность кнопками включать паузу или перематывать треки. Если хочется слушать музыку, но не хочется нагружать батарею телефона, можно включить встроенный радиоприёмник. Также есть возможность подключить по Bluetooth или проводу навигатор и слушать его подсказки.

Ещё одна полезная функция – телефонные разговоры. Работает идеально, слышно хорошо как тебе, так и собеседнику, отвечать удобно большой кнопкой. Имеется голосовое управление, которое теоретически умеет набирать номера и выполнять команды. Практически ты начинаешь крыть по матери оборзевшего автомобилиста, а телефон начинает звонить твоей маме и транслировать матерщину. Или в особо эмоциональный момент, когда мотоцикл сносит и ты что-то нервно бормочешь под нос, включается громкое радио. На самом деле это общая проблема всех опробованных мной систем распознавания голоса, так что я их сразу отключаю. И эту в том числе. Немного мешает отсутствие определителя номера. Сейчас все так свыклись с этой функцией, что при звонке не представляются, поэтому возникают неловкие моменты, когда не узнаёшь собеседника. В остальном же очень удобно.

Плюсов у мотогарнитур множество. Они надеваются вместе со шлемом и не требуют манипуляций по подключению, только включить питание и запустить программу на смартфоне. Источники звука закреплены надёжно и не могут выпасть из уха или отключиться. Есть дополнительные функции вроде телефонных разговоров, проигрывания музыки, переговоров с пассажиром или попутчиками, если у них установлена аналогичная гарнитура.

Есть у мотогарнитур и очевидные недостатки. Ставятся они в шлем не то чтобы намертво, но переставлять непросто, нужны дополнительные расходники. Если в хозяйстве несколько шлемов, пользоваться гарнитурой получится только с одним. На остальные можно поставить дополнительный крепёж с наушниками и микрофоном и переставлять только съёмную часть, но это обойдётся в приличную сумму, больше трети от стоимости всего комплекта. Нужно следить за зарядкой, которой, правда, хватает очень надолго. Качество музыки неплохое, но всё же уступает наушникам. Наконец, гарнитура стоит достаточно больших денег. Впрочем, при быстрой езде она быстро окупится за счёт экономии на штрафах.


Гарнитура Scala Rider G9 стоимость: 8000 руб. (б/у) где купить: онлайн-аукционы

 «Скала» – один из лидеров рынка мотогарнитур, поэтому ничего про неё не написать было бы несправедливо. К сожалению, в нашем распоряжении не оказалось последних версий, только немного устаревшая некогда топовая модель G 9. Которая прекрасно работает даже через три года после покупки, повалявшись зимой в холодном гараже. Её удалось легко перенести со старого полуразвалившегося шлема на новый с помощью «липучек» из швейного магазина и двустороннего скотча. Производитель навыпускал кучу обновлений, так что функционал после их установки оказался на нормальном современном уровне.

Главный козырь «Скалы» – простое и интуитивно понятное управление. Рукой в перчатке всегда попадаешь на нужные кнопки, назначение которых запоминается без заучивания мануала. Функции практически те же, что у Midland , разве что интерком позволяет беседовать сразу с девятью обладателями совместимых гарнитур, когда они находятся неподалёку. Из минусов – тихий звук. Даже бипер оповещения о камере слышно не очень, а чтобы слушать музыку, надо ехать очень медленно. Но в целом Scala Rider G 9 – качественное изделие, которое можно недорого купить на онлайн-барахолке и пользоваться ещё много лет. Или приобрести у дилера современный аналог, который обойдётся уже дороже.


Смартфон

Опробованные нами аппаратные и программные решения работают со всеми основными мобильными платформами. Мы испытывали их на не самом мощном и не самом новом «Самсунге» под управлением Android и не получили ни малейших проблем. Основная сложность – с энергопотреблением. Смартфоны сами по себе редко доживают без подзарядки до вечера. А когда в фоновом режиме постоянно работает программа, использующая GPS , Bluetooth и синтезатор речи, аккумулятор садится очень быстро. Поэтому надо или покупать телефон с очень мощной батареей, или мудрить с зарядкой от мотоциклетной сети, либо от автономного Power bank . Если пользоваться проводными наушниками, телефон приходится прятать в карман куртки, если Bluetooth -гарнитурой – куда угодно, хоть в карман, хоть в кофр, хоть в кронштейн на руле, который позволяет ещё и пользоваться навигацией.

Выбор редакции

Самой удобной и функциональной конфигурацией оказалось сочетание программы «Стрелка» и мотогарнитуры Midland BTX 1 Pro . Она редко даёт сбой и требует минимальных усилий при пользовании. Надо всего лишь надеть шлем, запустить программу, включить гарнитуру и изредка её заряжать. В качестве бонуса к предупреждениям о камерах прилагается музыка, FM -радио, связь с пассажиром и попутчиками, если у них есть совместимая гарнитура. Это наиболее подходящее решение, если ездишь много и быстро. Из не слишком существенных минусов гарнитуры – цена, привязка к одному шлему и хороший, но не самый качественный звук. Всех этих недостатков лишены наушники-вкладыши. Проводную версию можно купить в пределах 1000 руб. и звучать она будет лучше в силу глубокого погружения в уши и хорошей звукоизоляции. Но всё портят провода, которые каждый раз нужно прокладывать, при этом они путаются и рвутся. Беспроводной вариант таких наушников уменьшает количество проводов, но не полностью, и при этом требует зарядки. Поэтому наушники – хороший вариант для путешествий, когда вынимать их нужно два-три раза за день. Весь день ты слышишь чистый звук и не слышишь шум дороги. Или для запасного шлема, в котором ездишь не так часто, чтобы покупать к нему ещё одну гарнитуру. Или для пробы всей системы, чтобы понять, сколько на вашем маршруте камер и есть ли вообще с ними проблема. Из программ наш фаворит – «Стрелка». Стоит копейки, покупается один раз, не требует доплат, легко переключается между мотоциклетным и автомобильным режимами. Мы не нашли ни единой причины, почему вместо неё стоило бы купить более дорогую программу.


< Жизнь с X4Вооружённый нейтралитет >
23 Августа 2017 09:26 Николай Богомолов