Автономка-2

Автономка-2

Игнатий (IGNAZIO) Орловский, спасатель 1 класса, работает в МЧС России с 1994 года,
Поисково-спасательный отряд № 10, г. Москва,
инструктор Курса Первой помощи Международного Красного Креста

Сначала немного про солнце, стороны света и часы. Солнце на нашей планете всегда встаёт на востоке (EAST), в середине дня проходит свой зенит (это и будет юг, SOUTH), а садится на западе, WEST. Для простоты вычислений будем считать, что время дня и ночи у нас равномерно, а поскольку Земля совершает за сутки (24 часа) полный оборот, или 360°, то в нашей схеме продолжительность дня и ночи – 12 часов. Таким образом, солнце встаёт в направлении 90° (0–360°, это направление на север, NORD), тратит шесть часов, чтобы добраться до зенита (наивысшая точка стояния солнца над горизонтом) – это юг, или 180°. Затем садится на западе, 270°. Каждый час солнце проходит на небосклоне ровно 15°. Но нужно понимать, что в зависимости от времени года и широты (удалённости от экватора) солнце не всегда висит над Землёй ровно 12 часов. Например, разница в появлении солнца над горизонтом между Москвой и Питером в начале зимы составляет уже более 40 минут. Но солнце в середине дня всегда и везде на юге! И всегда за один час солнце на небосклоне проходит 15°. На этом принципе основано ориентирование с помощью часов. Вот один из простых, хотя и не самых точных способов. Поверните ваши часы часовой стрелкой в направлении солнца, угол между часом дня и часовой стрелкой поделите пополам, это и будет направление на север.

А вот как определить направление света ночью по звёздам:

А вот для тех, кого ночью занесёт в южное полушарие, как ориентироваться? Там ведь совершенно другое небо, не говоря уж о других планетах и других мирах.

Также известно, что деревья с южной стороны лучше развиты (более густая крона), только не смотрите на опушках, они могут тянуться вовсе не к солнцу, а к свободе, пустому месту. Ну и, как обычно, любая вода выведет к людям, хватит ли вас? Неплохо иметь с собой, конечно, отдельный магнитный компас (например, встроенный в часы), бумажные карты. Потому как навигатор может разбиться, питание сдохнуть, а сигнал со спутников может не проходить или быть заглушен.

Теперь о том, какие знаки можно подать службам поиска с воздуха. Знак должен быть контрастен по цвету относительно окружающего пейзажа и один, не стоит писать послание. Размер должен составлять два-четыре человеческих роста. Приготовить их нужно заранее, а не когда вертолёт выйдет из-за склона, пройдёт в поле вашего зрения за одну минуту. Будет поздно. То же относится к подаче сигналов дымом, фонариком, неплохо показывают себя лазеры. Посмотрите на соответствующих сайтах, но помните, что использовать их можно лишь для подачи сигналов бедствия. Поскольку при большой мощности может произойти ослепление пилота, и прощай, спасение. Годится и качественный светодиодный тактический (полицейский) фонарь. Вот международные воздушные знаки.

 

Из этих знаков наиболее востребована группа 1–19, остальные так, для общего образования.

Теперь о том, как строить жилища и укрытия. Есть две главные проблемы: либо холод, либо жара. От ветра надо прятаться, выбирая рельеф. Очень хорошо использовать спасательное одеяло – это прочная полиэфирная плёнка, качественная, держит вес до 200 кг, с одной стороны имеет серебряное (отражающее) покрытие, другое, как правило, имеет золотистый цвет. В такое одеяло можно заворачивать пострадавшего при тяжёлых ситуациях, например, для согревания, можно использовать как переноску, можно, растянув, использовать как зеркало. А также использовать как крышу для навеса. Если у вас есть огонь, горелка, костёр, то создайте навес рядом, так, чтобы серебряная сторона была внутрь. Высота такого навеса не должна превышать метра, иначе всё тепло потеряется. От жары – серебряную сторону наружу, золотая к вам. Если вы в песках, то закрепите одеяло к мотоциклу (лучше с правой стороны) руль, багажник. Концы одеяла присыпать песком, сверху поставить багаж, подумать о солнце, чтобы оно через час не жарило вас по торцам. Если вы сделали ваше убежище в расщелине, овраге, яме, то вас там точно не найдут, позаботьтесь о том, чтобы ваше место было обозначено. Сразу начинайте беречь воду, пейте её всегда маленькими глотками, мочитесь мало. Помните, что снегом и водой из горных рек много не напьёшься. Всю воду старайтесь фильтровать и кипятить. Не используйте стоячую воду для питья! Только для умывания! По ранним утрам в местах, где есть растительность, выпадает роса, соберите её, например, намотав майку, полотенце на руку или на ногу. Походите, пока она не станет мокрой, затем выжмите в рот или посуду, можно пить – проверено. А вот так можно собирать воду из кустов: наденьте и завяжите большой целлофановый (мусорный пакет) мешок на куст, внутрь положите небольшой камушек, обвязав этот камушек, притяните его как можно ниже к земле. Подождите пару часов, и грамм 100 воды у вас будет. В песках: выройте яму метр на метр, в центре поставьте ёмкость для сбора воды, затем накройте яму целлофаном или спасательным одеялом, закрепите по периметру, в центр аккуратно небольшой камушек. Таким образом, у вас получился перевёрнутый конус, влага, выделяющаяся из почвы, будет оседать на поверхности покрытия, а из-за наклона стекать внутрь, однако придётся ждать довольно долго. При выживании очень важно грамотно распределить ресурсы, никогда не рваться, делать всё не спеша и обязательно подумать. Ложиться спать необходимо с наступлением темноты, трогаться в путь одновременно с восходом солнца (а значит, вставать и собираться нужно затемно), это может быть и 4:30 утра. В жарких местах нельзя двигаться днём, обязателен большой двух-трёхчасовой перерыв днём. На ночлег желательно становиться за два часа до наступления темноты, обязательно запомните место, откуда пришли и куда вам идти, сверьтесь со сторонами света (будет лучше, если вы это всё запишете/зарисуете). Не передвигайтесь в сумерках, это самое опасное время для движения, поскольку органы чувств не успели перестроиться на «ночной режим». Если вы хотите изготовить носилки для своего товарища, то берите всегда палки в два раза больше по диаметру, в два раза больше по количеству, чем наметили, и, наконец, когда носилки готовы, ещё 10 минут продолжайте увязывать. Для таких сложных путешествий я всегда беру метров 10 репшнура 6–8 мм (альпинистского), держит он 200–400 кг статической нагрузки. Так что можно и мотик вытащить из кювета, если знать, как. Также пара грузовых лебёдок для закрепления груза с хвостами метра два-три, резинок багажных штуки четыре. Хороши парашютные стропы, держат по 200–250 кг на разрыв, тонюсенькие, но не любят узлов.

Но самое главное, что все эти навыки хороши тогда, когда вы умеете ими пользоваться. Поэтому не поленитесь, потратьте день, заехав в лес, попробуйте сделать всё своими руками, а ещё эффективнее провести в таком цикле полные сутки. Тогда вы гораздо лучше будете знать свои возможности в автономном путешествии. Ну, и желаю вам никогда не попадать в такие ситуации, когда эти знания могут вам пригодиться!

Автор благодарит Михаила Муравьёва за помощь в подготовке материала.
Группа компаний «Пространство Безопасности»
Школа Первой Помощи ООО «ОллСейфити». Проводим тренинги по первой помощи для мотоциклистов.
www.allsafety.ru , тел.: +7 (495) 760-90-92.

Знать точно – Действовать правильно – Спасти жизнь!
< 140. Эндуро – спорт для осторожныхТрюк Side Standing Burnout >

Похожие материалы

25 Февраля 2013 22:18 Игнатий (Ignazio) Орловский