Как попасть на большие гонки? Чемпионат мира? «Африка Рейс»? «Дакар»? «Шелковый Путь»? Очень частый вопрос, на который невозможно ответить в двух словах. За простой фразой «участник и финишер «Дакара»» скрывается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Многие не в курсе, что для участия в «Дакаре» не достаточно одних денег, каждый новичок обязан иметь в послужном списке как минимум две гонки чемпионата мира или серии «Дакар» (туда входят большие частные гонки под эгидой ASO и бренда «Дакар»), по результатам которых и отбирают претендентов на участие.
Наверное, кто-то и сможет, не размениваясь по мелочам, сразу начать тратить по 20 тысяч евро за этап чемпионата мира, набираясь опыта на самом высшем уровне, но это неразумно с точки зрения не только финансов, но и безопасности. Поэтому я бы советовала начать постепенное движение вверх с первых ступенек и не перескакивать через лестничные пролёты. К сожалению, у нас в России небольшой выбор ралли-рейдовых соревнований. Мне на ум приходят только два варианта: «Мото Ралли Кап» (Moto Rally Cup/MRC ) – интересная серия гонок для начинающих под руководством опытного автомобильного штурмана Алексея Кузьмича, и официальный чемпионат России по ралли рейдам, который, к сожалению, проживает не самые лучшие времена как по составу участников, так и по протяжённости трасс.
Если вы решили попробовать свои силы в ралли-рейдах, купили подходящий мотоцикл и прикрутили к нему перемотку для дорожной книги, смело ищите в сети календарь MRC и газуйте на свои первые гонки. Дружеская атмосфера, лояльное отношение организаторов, интересные маршруты, советы и помощь опытных гонщиков, плюс необходимый базовый навык по работе с дорожной книгой вам обеспечены. После того как вы почувствуете себя уверенней и каракули роудбука вдруг начнут преобразовываться во что-то осмысленное, смело переходите на следующий уровень.
В этом случае у вас появляется выбор, либо ехать на несколько этапов Чемпионата России, либо выбрать одну недорогую зарубежную частную гонку, коих в сезон проводится великое множество. Некоторые мои знакомые жалуются: мол, мы не такие богатые, чтобы ездить на международные соревнования, поэтому наш предел мечтаний - это 300 км СУ за три дня гонки в российском чемпионате. На самом деле съездить «туда» иногда выходит дешевле, так что совершенно не стоит бояться выездов за границу. В качестве примера возьмём семидневную гонку в Албании.
«Ралли Албании» проводится 13 лет подряд и собирает ежегодно от 65 до 150 мотоциклистов. Линейный маршрут гонки длиной более 2000 километров расписан на семь боевых дней, поэтому с учётом приезда и отъезда, административных и технических проверок нужно закладывать на все мероприятие около десяти дней. Для участия не требуется наличие дорогой международной лицензии ФИМ и даже нашей национальной от МФР никто не спросит, так что кроме прав, документов на мотоцикл, паспорта и двух фотографий из документов ничего не понадобится. Отдельно придётся заплатить 25 евро за обязательную страховку от организаторов. В стартовый взнос 550 евро входит страховка мотоцикла на время гонки, транспортировка багажа от лагеря до лагеря, оказание медицинской помощи, транспортировка в больницу, место под палатку / машину на бивуаке, аренда навигационной системы и треккинг-контроля, эвакуация сломанной техники до лагеря, дорожная книга для участника и его ассистанса, ежедневная карта маршрута.
70% территории Албании - это горные и лесистые районы, поэтому основная часть гонки проходит именно по горам. Около половины лиазонов также проходит по грунту и порой не сильно отличается покрытием от спецучастков. В отличие от классических этапов чемпионата мира по кросс-кантри ралли, где средняя скорость может превышать 100 км/ч, гонка в Албании ближе к классическому горному эндуро и средняя скорость не бывает выше 40 км/ч. Поэтому большая часть участников выходит на старт на лёгких энудро с объёмом двигателя от 250 до 500 см3. Для особых ценителей больших двухцилиндровых туристических мотоциклов типа Honda Africa Twin , KTM Adventure или BMW GS 1200 есть отдельный класс. Я проехала в прошлом году весь маршрут на KTM Adventure 990 и могу сказать, что удовольствие это сомнительное, особенно для девочки. Всего в гонке восемь различных зачётов, если вы выберете мотик полегче, сможете заявиться в один из семи: М-1 (до 450сс), М-2 (450сс-600сс), М-3 (свыше 600сс одноцилиндровые), М-4 (свыше 600сс двухцилиндровые), М-5 (Ветераны до 450сс. Дата рождения до 1.01.1967), М-6 (Ветераны свыше 450сс. Дата рождения до 1.01.1967), М-7 (Женский зачет), М-А (прохождение трассы по определенному временному графику). Так как скорости в Албании небольшие, то и спец участки относительно короткие, что позволяет не нагромождать кучу дополнительных баков на мотоцикл и обойтись стандартным увеличенным баком из каталога заводского тюнинга, вполне достаточно даже 12 литров. Из навигационного оборудования достаточно перемотки дорожной книги, прикреплённой к рулю на двух выносах удлинителях, и двух одометров, основного и запасного. Устанавливать дорогой крепёж под навигацию, которая требуется для чемпионатов России и мира в Албании не нужно.
С проживанием и питанием всё тоже очень демократично. Самый дорогой отель с бассейном и всеми прелестями в Тиране стоит около 50 евро за одного или 60 евро за двоих. В городах поменьше и отели попроще, и цены не более 30 евро за ночь, включая завтрак. Кто хочет сэкономить на жилье, может жить в машине на территории бивуака, который обычно располагается рядом с основным отелем гонки. В самом шикарном ресторане обед с вином, стейком и сыром стоит не больше 15 евро на человека, но если не шиковать, то вполне можно поместиться в 5-7 евро.
При всех вышеперечисленных плюсах есть в ралли Албании и один большой минус, из России до неё добираться не близко, около 3000 километров в одну сторону, и тут возникает несколько вариантов. Можно почувствовать себя заводским пилотом и не заморачиваться со своей техничкой и мотоциклом. Вы договариваетесь с иностранной командой и арендуете у них готовый мотоцикл с полным техническим обслуживанием. Стоить это удовольствие будет около 1800 евро за неделю, но вы снимаете с себя кучу трудностей, и кроме билета на самолёт и ваших личных вещей беспокоиться больше ни о чем не нужно. Если ехать самому на своей машине, придётся заплатить около 700 евро за топливо (из расчета 10 л. на 100 км), 200 евро за проживание и питание в пути, 150 евро взнос за машину и механика и что-то еще по-мелочи. Итого получится порядка 1100 евро. А если взять с собой единомышленников и разделить эти дорожные расходы пополам или даже на троих, то сумма существенно уменьшится. На мой взгляд, это вариант самый бюджетный и, как это ни странно, весёлый.
В целом, гонка в Албании очень демократичная. По большей части участники - это любители из европейских стран с совершенно разным уровнем катания от очень быстрых до очень медленных, поэтому даже если вы не самый уверенный раллист, то в этой компании не будете себя чувствовать неуютно. Стандартное время проведения ралли – начало июня, средняя температура держится около 25 – 30 градусов. Так как местность горная и рядом море, погода может меняться в течение дня от солнечной до дождливой и обратно несколько раз, но это только добавляет разнообразия. Мне Албания запомнилась красивыми пейзажами и фантастическими облаками которые цепляются за горные вершины и клубятся причудливыми формами. Обязательно нужно быть готовыми к тому, что ежедневно на пути придётся пересекать несколько бродов через горные речки, поэтому нужно брать с собой сушки для обуви или запасные внутренники, если они предусмотрены конструкцией мотоботов. Дождевик и запасной комплект формы с термобельём тоже обязательны. Ещё из необходимых вещей это поясная сумка куда можно положить телефон, деньги, еду и другие необходимые в дороге предметы. Я на всякий случай брала с собой ещё запасную линзу для очков. На моих Oakley airbrake она меняется в буквальном смысле слова за секунды и иногда было проще сделать именно так, чем растирать грязь тряпкой царапая стекло. Так как трасса максимально приближена к эндуро, то ехать я рекомендую не в раллийной куртке, а в обычной джерси с полной защитой – черепахой под ней.
В любом случае, если у кого-то возникнут вопросы я всегда готова на них ответить на своих страничках в соц сетях. Пищите, не стесняйтесь. @ nifontova 13
< Прокольный докторВ 10 очков >