Первый выезд – как первая любовь и даже лучше, поскольку повторяется снова и снова каждой весной. После долгой зимней апатии любой нормальный мотоциклист стремится выехать, как только появятся первые признаки потепления. Что может быть чревато самыми разнообразными приключениями, по большей части не очень приятными и безопасными. «Мотоэксперт» расскажет, как провести эти критические дни с удовольствием и не попасть в сводки ГИБДД.
Какой только гадостью не посыпают и не поливают улицы наших городов зимой в надежде избавиться от снега и льда... Песок, соль, реагенты остаются на асфальте, пока их по специальной технологии не смоют городские службы, а их работу не подкрепят дожди. Происходит это несколько позднее открытия сезона, так что есть смысл значительно снизить скорость по сравнению с летней, внимательно относиться к разгонам, торможениям и поворотам. Соблюдать дистанцию и смотреть, чтобы никто не догнал на торможении тебя. Тем более за зиму навыки вождения забываются, реакция притупляется, нужно заново учиться ездить. Также к быстрой езде не располагают невесть откуда появляющиеся каждую весну ямы и трещины.
Огромный сюрприз может преподнести весенняя погода. Ты можешь уехать из дома под тёплым апрельским солнышком, зайти в бар, просидеть там до ночи и потом обнаружить, что на улице лежат сугробы. По которым очень некомфортно ехать домой на 200-сильном спортбайке, обутом в гоночные полуслики. Поэтому желательно предусмотреть варианты либо заранее разведать в округе охраняемые стоянки, где можно будет запарковаться до потепления и уехать на такси, либо записать телефон эвакуаторщика. Его услуги не бесплатны, но в любом случае дешевле, чем восстановление мотоцикла, экипировки и организма после падения.
Если повезёт и снега не будет, всё равно с огромной вероятностью температура сильно снизится, возможно, до минусовых значений. С плохим «держаком» на холодном асфальте ничего не поделать, разве что приспустить колёса для увеличения пятна контакта и хоть какого-то прогрева, а также внимательно следить за ледяными пятнами на дороге. Зато можно подстраховаться от холода, одевшись теплее, чем требует температура в момент выезда. В крайнем случае, в ход можно пустить дождевик, который неплохо защищает от пронизывающего ветра. Перемены погоды могут быть связаны не только со временем, но и с расстоянием. Например, поехав в гости к тёще в какой-нибудь сравнительно недалёкий Ярославль, можно удивиться тому, что погода на северном направлении совсем не такая прекрасная, как дома. Так что рекомендуется перед выездом посмотреть прогноз погоды в целевом регионе, а лучше туда позвонить.
Естественно, мотоцикл должен быть подготовлен к сезону. Это тема для отдельного большого материала, но главная общая проблема, возникающая после зимы в большинстве случаев, – разряд аккумулятора. Я его обязательно снимаю, чаще всего ещё осенью, чтобы зиму держать отключённым под контролем в тёплом помещении, в крайнем случае – за несколько дней до выезда. Когда долгожданный час близок, заряжаю малым током в течение нескольких дней. Бывают зарядки с восстанавливающим режимом, вроде выпускаемых фирмой СТЕК, это наилучший вариант для не слишком новых батарей. Если этого не сделать, а завестись на последних остатках тока или просто «прикурить» и поехать, есть шанс, что генератор не успеет вернуть аккумулятору необходимый ток, и после остановки придётся слушать щёлканье реле, а потом бегать туда-обратно с тяжёлым мотоциклом и заводиться с «толкача». Что с современной высокотехнологичной аппаратурой работает не всегда.
На самом деле лучше всего с первыми выездами не спешить и подождать, когда окончательно потеплеет и подсохнет. Но когда мозг говорит, что ещё рано, а ноги сами бегут в гараж, мало кто слушает голос разума, и мы в том числе. Поэтому желательно хотя бы постараться соблюдать общие правила первых ранних выездов – не торопиться, хорошо одеваться, следить за прогнозом погоды и не уезжать слишком далеко.