Новый уровень катания

Новый уровень катания

Текст: Михаил Пимус
Фото автора и Дмитрия Кузьмина

В вопросах преодоления себя и природы горный снегоход способен подарить колоссальное удовольствие. Но перед тем как отправляться в горный фрирайд, важно хорошенько освоиться на доступных и безопасных склонах.

Годом ранее мы совместно со снегоходной школой Mountain Rider, которая проводит свои занятия при поддержке импортёра техники Polaris компании «Брандт», в деталях изучили специализированный подготовительный курс Backcountry Basic Level. Тренинги, проходящие в Подмосковье, по сути являются самым первым шагом для получения с нуля базовых навыков езды на горном снегоходе.


Сегодня мы рассмотрим ряд стратегий из основной программы подготовительного курса Next Level. Поля, берега канала имени Москвы и небольшие холмы – пожалуй, самое логичное место для вводного курса. Чтобы получить представления о том, что собой представляет техника управления горным снегоходом, совершенно не нужно карабкаться на умопомрачительные горные хребты. Но, чтобы не стоять на месте, градус необходимо увеличить. В случае с Next Level градус склона, на котором проходят занятия.

Мест на карте нашей необъятной родины, где можно полноценно окунуться в обучающий процесс без риска оказаться один на один с лопатой, трескучим морозом и слоем снега высотой с многоэтажный дом, на самом деле не так много. Школа Mountain Rider, основываясь на колоссальном опыте горного катания в различных уголках планеты, на самые ходовые зимние месяцы для базового лагеря выбирает плато Лаго-Наки, что на Кавказе, посреди территории Краснодарского края и Адыгеи. Здесь нет того экстремального погружения в суровые природные условия, как на Кольском полуострове, в Сибири или Якутии. Скорее, наоборот. Лаго-Наки – это разнообразие пейзажей, переменчивая погода, череда горных массивов и плато, нетающие ледники и уникальный ландшафт. Средняя высота – около 2000 м над уровнем моря. Максимальная высота – 3255 м. В горах до апреля лежит пушистый снег, а у подножия тем временем тепло и сухо... не кончающаяся осень, плавно перетекающая в тёплое лето. От Москвы на самолёте лететь всего два часа. В школу можно привезти свой снегоход или взять напрокат технику Polaris и экипировку.


 

Акклиматизация

Не стоит сразу с дороги стремглав бежать к снегоходу и пытаться форсировать события. Горные условия значительно отличаются от привычных многим загазованных индустриальных джунглей. С ростом высоты уменьшается давление воздуха и концентрация кислорода, увеличивается количество осадков и влажность. Обязательно следует потратить некоторое время на акклиматизацию. И при этом не рекомендуется перегружать организм избыточным количеством пищи и алкоголем. Прогулки, лёгкие физические упражнения и максимум спокойствия настроят на нужный лад и подготовят к последующим повышенным нагрузкам. А их будет в избытке. Одни и те же упражнения на равнинах и в горах ощущаются совершенно по-разному. День езды по полям и лесам не вымотает так, как несколько часов карабканья в горы.

 

Лавинная подготовка

Горы не бывают учебными и ошибок не прощают. Плюс профессионального подхода к обучению в том, что никто не покинет базовый лагерь, не прослушав лекцию о лавинной безопасности и правилах езды в группе. Подобная теория лишь на равнинах может рассматриваться как информация для расширения кругозора. В горах без неё никуда! Усвоенный урок или вовремя заданный инструктору вопрос могут спасти жизни всех участников группы.


 

Всё сначала

Как бы вы ни были уверенны в своих силах, ещё на подъезде к горам на плоской и ровной площадке обязательно нужно освежить все базовые навыки и упражнения. О том, как выполняются стойка и проезд на одной лыже, переход с подножки на подножку, о нюансах работы корпусом и «газом» мы уже многократно рассказывали. Всё это нужно довести до автоматизма задолго перед первым выездом в горы. Не лишним будет и освежить в памяти методики вызволения снегохода из снежного плена, а также азы ориентирования на местности.

 


Вперёд в 3D

Теория получена, выносливость натренирована, навыки не забыты, экипировка подготовлена... пора добавить в катание третье измерение. Карабкаемся вверх! Занятия следует выстроить от простого к сложному. Вначале у подножья горы собирается простая площадка, включающая в себя змейку, развороты, езду на одной лыже и «парковку» снегохода на одной лыже. Для разметки полосы препятствий потребуются яркие нетравмоопасные конусы (вешки). Обозначение отрабатываемых элементов может быть следующим: одиночно стоящий конус – место поворота или разворота, пара разнесённых конусов – ворота, через которые нужно проехать, пара близко стоящих конусов или сложенные иксом вешки – место остановки на одной лыже.


На плоскости при определённой настырности осваивается даже самая витиеватая трасса. Но на склоне всё меняется. Та же самая разметка может стать попросту непроходимой. В рамках обучения обязательно надо почувствовать на себе рост подъёмов и перепады высот. Все занятия проводятся только на нелавиноопасных поверхностях!

Самое простое упражнение, позволяющее новичку освоиться с положением себя и снегохода в пространстве – это проезд в створ ворот, установленных на склоне. Старт происходит с плоскости в положении стоя на подножках. Траектория подбирается так, чтобы при повороте лыж снегоход на ровном «газу» прошёл точно между конусами и вернулся вниз на точку старта. Это же упражнение можно усложнить, заменив проезд в створ парковкой внутри ворот. Напомним: снегоход необходимо зафиксировать на внешней лыже с креном носовой части в сторону спуска. Следующие стадии усложнения – добавление участка с проездом вдоль склона на одной лыже (езда траверсой) и конуса, вокруг которого необходимо развернуться на 180°. Модульность площадки ограничена только фантазией. Важно усвоить одно общее правило – рост нагрузок и сложности должен быть постепенным с обязательным закреплением пройденного. Главный инструмент усложнения – положение площадки на склоне. У подножья – для новичков, под максимально крутым углом и на сложном рельефе – для продвинутых райдеров. Конечно же, не стоит забывать о безопасности катания!


 

Заключение

Езда на снегоходе увлекательна и разнообразна. Вариаций по толщине и типу снежного покрова, рельефу местности, погодным условиям и техническим аспектам великое множество. Совершенствоваться можно бесконечно. Важно на начальных этапах уберечь себя от собственного максимализма. Лучше всего пройти обучение с нуля под присмотром профессионалов!

За помощь в подготовке материала благодарим снегоходную школу Mountain Rider, тел. (985) 973-88-88, www.mountainrider.ru

< Кевлар в массыBrake Control 101% >
28 Февраля 2016 22:14 Николай Богомолов