Стоппи – один из самых опасных трюков в стантрайдинге, и чтобы свести риски к минимуму, вам нужен контроль тормоза на 101 %.
Хороший контроль тормоза достигается не только навыками и умением, но также правильным выбором тормозной системы и грамотной настройкой всех её компонентов. Сегодня речь пойдёт о передних тормозах. Мне на всех моих мотоциклах приходилось дорабатывать тормоза и собирать систему, которая отвечает именно моим запросам и привычкам, хотя большинство стантрайдеров используют стоковые тормоза, заменяя в них обычные резиновые тормозные магистрали на армированные. И это очень правильное решение. Заводские резиновые тормозные шланги достаточно надёжны и доступны, но если речь идёт об эффективности, то стоит смотреть в сторону армированных тормозных шлангов. При резком нажатии на тормоз жидкость не только давит на поршни суппортов для прижимания колодок, но и часть её эффективности уходит на раздутие штатных резиновых шлангов. Я использую армированные магистрали Goodridge серии 600, которые выдерживают давление до 600 атмосфер без расширения самого шланга, за счёт этого повышается эффективность и чувствительность тормозов. В качестве мастер цилиндра я предпочитаю Magura – эти машинки имеют большой спектр регулировок по сравнению с другими производителями. Стоковая машинка Brеmbo на моём супермото Husqvarna SM511 работала прекрасно, но имела всего четыре регулировки положения рычага с достаточно большим диапазоном между ними. Заменив её на Magura того же диаметра, я получил 10 регулировок положения рычага с гораздо меньшим диапазоном и возможностью очень точной индивидуальной настройки. Для меня это важно, потому что я привык к определённому положению рычага тормоза – не дальше, не ближе, а именно там, где мне удобно. И по мере износа тормозных колодок, когда рычаг немного «проваливается», я корректирую регулировку и продолжаю тренировки, не тратя время на привыкание к новому положению рычага. Также я всегда меняю стоковые пластиковые бачки для тормозной жидкости на алюминиевые с красивым анодным покрытием. Это повышает надёжность всей системы – в случае падения, если мотоцикл перевернётся, бачки не сломаются и останутся в рабочем состоянии. В качестве тормозной жидкости использую спортивную Motul RBF 660 Factory Line, имеющую очень высокую температуру кипения – 325 °С. Это позволяет избегать её перегрева на выступлениях и при тренировках стоппи. Стоковый суппорт Brembo сейчас на моём мотоцикле работает прекрасно, и я принципиально использую только оригинальные тормозные колодки. При постройке своих прошлых супермотардов, где приходилось полностью менять все компоненты тормозов, я использовал полные комплекты тормозных систем Braking, и у меня никогда не было к ним никаких нареканий – они работают отлично.
Укомплектуйте и настройте тормоза своего мотоцикла грамотно. Вы должны им не просто доверять, вы должны их чувствовать и контролировать на 101 %. Удачи!
Марат Канкадзе,
каскадёр, стантрайдер, инструктор мотошколы PRT, исполнитель трюков в фильмах «Жара», «Барвиха» и др. Победитель Олимпийских экстремальных игр – 2007, прорайдер команды Legend Stunt Team. < Новый уровень катанияЁрш >