Основы мотофристайла с Владимиром Ярыгиным

Основы мотофристайла с Владимиром Ярыгиным

Мотофристайл – спорт не самый массовый. Тем не менее, многие элементы способны делать не только профессионалы высокого уровня, но и люди, обладающие основными навыками мотокросса, дисциплиной, неразрывно связанной с прыжками. Как сделать первые шаги в FMX, расскажет Владимир Ярыгин – спортсмен команды Adrenaline Rush Ferz.


Чтобы уверенно сидеть в седле – будь то мотокросс или мотофристайл – спортсменам, в первую очередь, нужна хорошая общая физическая подготовка. Твёрдыми как камень должны быть мышцы рук, ног, и спины. Тренировки могут быть индивидуальными, либо можно воспользоваться моей программой: бег утренний или вечерний, приседания (для начала достаточно 30 повторов по три подхода с последующим увеличением нагрузки), обязательно пресс, отжимания и подтягивания. С последним упражнением можно «играть в лесенку» – начинать с раза, доходить до пяти, а потом обратно на уменьшение. Такую физкультуру достаточно делать раз в два-три дня, чтобы не забивать мышцы. Не стоит забывать о спине и шее, например, в мотокроссе бывают ситуации, когда амортизаторы гасят удары лишь частично, и немалая часть нагрузки передаётся на тело спортсмена. Поддерживать себя в тонусе помогут часовые тренировки в бассейне с использованием разных стилей.

В добавление к общей физической подготовке идёт специальная, которая прежде всего подразумевает упражнения в батутном зале. Они развивают вестибулярный аппарат и позволяют относительно безопасно отрабатывать трюковые элементы. Можно использовать либо раму, либо руль от велосипеда. Для улучшения ориентации в пространстве полезно делать сальто в обе стороны и другие вращения. Кроме батутного зала, я бы посоветовал делать прогибы на турнике, необходимые для такого трюка как Сordova (зацеп ногами за руль мотоцикла с прогибом в мостик), и растяжки на брусьях, например, чтобы выполнять трюк Shaolin (вынос ног в поперечном шпагате за руль мотоцикла). Другой составляющей являются акробатика, растяжка и специальные упражнения в воде. Бассейн – одна из главных площадок, где можно практиковать трюковые элементы, так как состояние в нём можно сравнить с тем, что ты ощущаешь в воздухе во время прыжка.

Другая необходимая составляющая – мотокросс. Для занятий фристайлом необходимо виртуозное владение кроссовым мотоциклом, которое, помимо обычной езды, нарабатывается с помощью нескольких основных упражнений. В первую очередь тренируется прохождение змейки. Спортсмен учится рулить, выходить из поворотов, точно работать «газом», чувствовать занос и пользоваться тормозами. Также вырабатывается правильная посадка и умение контролировать мотоцикл перемещением тела.

Естественно, особый акцент нужно делать на прыжках. Начать с обычных прыжков вдаль, потом перейти на «столы», и, наконец, освоить так называемые разрывные трамплины, где зоны вылета и приземления выполнены в виде отдельных частей, без всяких насыпей между ними. Такой прыжок редко прощает ошибки и требует не только мастерства, но и крепких нервов. Для начала желательно добиться уверенности на ровных трамплинах, но также нужно уметь прыгать на рабочей кроссовой трассе с колеями и ямами. Таким образом спортсмен учится импровизировать, справляться с непредвиденными обстоятельствами, которые возникают во время прыжков. Например, колеи или выбоины могут неожиданно изменить траекторию прыжка, после чего человек должен моментально отреагировать: в зависимости от обстановки либо снизить скорость, либо добавить «газ», немного сместить положение тела относительно мотоцикла. В противном случае можно легко потерять контроль, что во время прыжков, особенно на большой рампе для фристайла, обычно заканчивается серьёзными авариями. Естественно, нужно уделять время не только прыжкам, но и езде по всей кроссовой трассе: это очень важно для улучшения общего владения мотоциклом.

Прыжок надо чётко разделить для себя на стадии: разгон, взлёт, сам прыжок и приземление. За каждой нужно внимательно следить, на тренировках можно даже делать акцент на какую-то одну из них. От того, как ты разгонишься, будет зависеть и приземление. Если у тебя будет плохой разгон или плохой вылет, то ты не сможешь хорошо приземлиться. Необходимо вовремя сконцентрироваться и в доли секунды принять решение, как тебе быть, чтобы не вылететь в «ракете» на заднее колесо или не упасть с мотоцикла. Всё это нужно понимать с самого начала, поскольку без такого анализа невозможно научиться правильно выполнять элементы.

Когда спортсмен проходит все этапы подготовки и начинает себя уверенно чувствовать и на земле, и в воздухе, можно постепенно переходить и к мотофристайлу. Принято начинать прыгать с рампы с расстоянием от вылета до приёмника в 6–7 м и постепенно доходить до стандартного европейского расстояния в 21 м. Также используются рампы с разными радиусами, например, суперкиккер (ставится обычно от 9 до 12 м), который подбрасывает спортсмена на высоту третьего этажа. Прыжок получается высокий, но короткий, хотя по времени зависания приравнивается к прыжку в 21 метр со стандартной рампы. Бывают трамплины и с более протяжённым пролётом, например, девятиметровый, выстреливающий на 22–26 метров. Есть более пологие рампы, предназначенные для преодоления большего расстояния. Трюки на них выполняются такие же, как и на стандартных, но используют их в основном любители затяжных прыжков. Естественно, при отсутствии рампы, особенно на первых порах, можно использовать обычные кроссовые трамплины. Главное – чтобы они обеспечивали нужную высоту и длину полёта.

Подготовка к трюкам начинается с выполнения самых простых элементов. После отработки обычного прыжка отрабатывается отпускание рук. Делается это постепенно, сначала просто расслабляются пальцы, потом рука отпускает руль и отводится от него всё дальше и дальше вплоть до поднятия вертикально вверх. Сначала перед приземлением рука возвращается на место, потом остаётся снятой с руля. Затем начинается отработка базовых трюков: перенос ноги на одну сторону, поворот туловища назад, с одной или двумя руками. Всё это необходимо, чтобы у спортсмена складывалось понимание стадии прыжка и положения тела на мотоцикле. Таким образом приходит понимание, что будет, если ты отпустишь руки или повернёшь тело, как на твои движения отреагирует мотоцикл, что произойдёт с траекторией полёта.

Приступив к занятиям FMX , ни в коем случае не нужно бросать то, с чего мы начинали, общую физическую, специальную и кроссовую подготовку. Спортсмен должен всё время быть в хорошей форме. Выполнение каждого трюка – это огромная физическая работа, где задействованы все группы мышц, важны растяжка и акробатика для того, чтобы прибавить амплитуды и изящества выполняемому элементу. Например, во всех чемпионатах и соревнованиях судейская коллегия смотрит не только на то, умеешь ли ты делать трюк, а также и на то, с какой амплитудой, красотой ты выполняешь элементы. Поэтому, чтобы добиться хороших и видимых результатов, нужно каждый день работать над собой.


< КинопроекторыПрогулочный вариант >
29 Апреля 2014 10:01