Очередное многодневное внедорожное мероприятие провело российское представительство BMW Motorrad. На этот раз оно переросло соревновательные рамки, превратившись в целый фестиваль с мастер-классами, семинарами и многокилометровыми групповыми пробегами. Тусовка нового формата получила название BMW GS Camp.
Мероприятия для владельцев тяжёлых эндуро BMW GS российское представительство баварского мотопроизводителя проводит уже не первый год. Начиналось всё с небольшого однодневного соревнования BMW GS Challenge на московском Стадионе технических видов спорта, в последующие два сезона получило название BMW GS Trophy, многодневный формат и переехало в окрестности Твери. А этим летом мероприятие решили растянуть до четырёх дней, добавив учебно-тренировочную программу и назвать GS Camp, то есть лагерь для владельцев GS.
Место проведения на этот раз выбрали в окрестностях города Торопец Тверской области, на берегу озера Дербовеж. От Москвы до лагеря пришлось ехать 370 километров, не слишком близко, но по качественному и не слишком загруженному Новорижскому шоссе. Так что для участников GS Camp начался с небольшого и ненапряжного «дальнобоя». Место выбрали по многим причинам. Во-первых, из-за наличия как гостиничных домиков с рестораном и прочими удобствами, так и территории для палаточного лагеря. Кроме того, лагерь окружён просторами, которые ещё не успели перегородить заборами и застроить домами.
А места для реализации грандиозного организаторского плана потребовалось много. Вокруг лагеря было проложено три «кольца» протяжённостью от 30 до 40 километров, по которым в четверг и пятницу предстояло ездить обитателям лагеря. Впрочем, это была не обычная езда. Помимо катания, она включала в себя обучение, причём в числе учителей были как известные спортсмены, так и инструкторы BMW Motorrad. На дистанции, помимо прочих, работали многократный чемпион России по эндуро и ралли-рейдам, единственный русский, доехавший до финиша «Дакара» Алексей Наумов, триалист и эндурист Сергей Пряхин, инструктор российской мотошколы BMW Владимир Бурцев. Также присутствовала приглашённая звезда из Мюнхена Джо Дакар Штатлер. Немец давно сотрудничает с головным офисом BMW, обучает клиентов и участвует в организации международных внедорожных мероприятий, в том числе BMW GS Trophy International. С российским бездорожьем Джо знаком очень хорошо, поскольку проводил у нас в стране несколько крупных пробегов.
Участников разбили на три группы, на каждую из которых приходилось два инструктора, причём прикреплены гиды были не к группам, а к трассам, так что каждый ученик имел возможность пообщаться с каждым из них. Первая трасса оказалась самой грязной и самой медленной. Прежде всего участникам предлагалось освоить езду по глубоким лужам, залитым водой колеям и болотам. Сложные участки, где большинству приходилось прибегать к помощи попутчиков, перемежались скоростными дорожками, на которых можно было отдохнуть и посмотреть на окрестности.
Основной сложностью второго круга стали песчаные склоны, вызвавшие у владельцев тяжёлых мотоциклов некоторые сложности, которые помогали преодолеть инструкторы. Также маршрут шёл через поле с кочками и ямами, требовавшими особых навыков пилотирования. Третье кольцо оказалось примечательно песчаным карьером и скоростными грейдерами. Также оно проходило через трассу финала, и участники заездов могли не просто проехать препятствия, на которых им предстояло соревноваться в воскресенье, но и получить консультации, как это сделать правильно.
Идея с предварительными тренировочными заездами оказалась крайне удачной. К началу соревнований даже самые неопытные из участников заметно улучшили свои навыки внедорожной езды и препятствия, на которых в первый день намертво застревали, проезжали куда более уверенно. К тому же в один из вечеров представитель компании Garmin провёл тренинг по GPS-системам, где рассказал про тонкости работы с навигационным программным и аппаратным обеспечением. Поэтому к субботнему ориентированию участники подошли с максимально возможным багажом знаний и умений. Поскольку места было выделено много, а сотовая связь имелась далеко не везде, участников для большей безопасности разбили на команды по два человека. Это очень помогло Алексею Цукову, который уронил мотоцикл в воду и не смог его потом завести. Его напарник, постоянный участник такого рода мероприятий Сергей Уткин взял его на буксир и вывез через труднопроходимое бездорожье, продемонстрировав понимание главного принципа эндуро взаимопомощи. Ориентирование проходило в том же районе, где и учебные пробеги первых двух дней, поэтому догадавшимся записать в свои навигаторы треки удалось облегчить себе задачу по определению точек. Многие из которых находились в весьма живописных местах. Наиболее запоминающейся оказалась точка возле памятника героям Великой Отечественной, расположенного на месте заброшенной деревни посреди поля, так что участники не просто покатались, но и погрузились в историю этих мест.
Очки, заработанные в ориентировании, служили основой, к которой добавлялся результат финального заезда. Трассу финала проложили на относительно компактном поле, так что зрители с одной точки могли наблюдать практически за всеми препятствиями. Крайне сложным оказалось новое препятствие, «трёхмерная змейка». Участникам приходилось управлять не только мотоциклом, но и своим телом, которое надо было провезти без касаний под свисавшими со специальных конструкций мячами. В конце финалистов ждало самое сложное и самое зрелищное – «волна» из высоких песчаных кочек. Кое-кто из лидеров сумел проехать её как в мотокроссе, с переносом переднего колеса, но в целом падений случилось достаточно много. Поскольку препятствие быстро разрушалось, после каждого проезда его процилировали заново.
Поскольку победителю прошлогоднего соревнования не дали канадскую визу, на кону стояла освободившаяся путёвка на BMW GS Trophy International, которое пройдёт в этом году на севере американского континента. Её получил Павел Долгов, проехавший финал с минимумом ошибок. Другие участники российской сборной, отобравшиеся год назад, также показали неплохие результаты, что позволяет надеяться на хорошее выступление на крупнейшей мировой гонке владельцев BMW GS.
ТЕХНИКА
Для прокладки маршрутов, разметки трасс, перевозки грузов и обслуживания других потребностей BMW GS Camp организаторам пришлось использовать мототехнику, аналогов которой нет в модельном ряду BMW Motorrad. Сейчас трудно себе представить подготовку серьёзного внедорожного мероприятия без использования квадроциклов, причём на первом месте в списке приоритетов стоят надёжность, грузоподъёмность и проходимость. По этим критериям как нельзя лучше подходят Honda TRX, недорогие, но качественные мотовездеходы, много лет входящие в число лидеров своего класса. Прежде всего они использовались для перевозки самого разного груза. Например, по лесным трассам нужно было повесить таблички, помогающие ориентироваться. С помощью растяжек они закреплялись на багажных решётках квадроцикла и доставлялись на место, что было бы непросто сделать на двух колёсах.
Квадроцикл – один из немногих видов транспорта, пригодных для эвакуации сломанных или застрявших мотоциклов. На прошлогоднем BMW GS Trophy организаторам приходилось выезжать в болота и на верёвках вытаскивать намертво «засевший» R 1200 GS. На этот раз обошлось без такого рода приключений, но техника постоянно находилась в состоянии боевой готовности. Наконец, квадроцикл оказался идеальным транспортом для фотографа: поместив на багажник сумку с тяжёлой аппаратурой он имел возможность выехать в самые отдалённые уголки леса, куда не мог проехать полноприводный автомобиль, и снять проезд мотоциклов через болота или лесоповал. В GS Camp использовались две модели, TRX500 и TRX680. Первый – для задач попроще, вроде перевозок. Второй, с более мощным мотором, сопровождал по лесам мотоциклы и штурмовал сложный рельеф. При этом за неделю эксплуатации в режиме с утра до ночи с обеими машинами не случилось ни единой технической неисправности.
В принципе, квадроцикла было бы вполне достаточно для большинства задач. Но на мотоциклетном мероприятии прокладывать мотоциклетные маршруты было бы логично на мотоцикле. Причём на первой стадии использовать более проходимую и быструю технику, нежели тяжёлые эндуро BMW GS. Поэтому на этапе предварительной разведки местности был задействован Honda CRF450R. Этот быстрый и лёгкий мотоцикл на покрышках с высокими грунтозацепами способен преодолевать самые сложные элементы рельефа, при этом он хорошо переносит падения и столкновения с деревьями. А если он падает или застревает в грязи, его реально поднять и вытащить в одиночку. У него нет электростартера, что доставляет некоторое неудобство, зато мотор можно сколько угодно раз глушить и заводить, не опасаясь посадить отсутствующий аккумулятор. Это особенно актуально при езде с постоянными остановками, характерной для работ по разведке и разметке трассы, которую приходилось проезжать много раз в разных направлениях. После CRF450R по уже готовым трекам проезжали F 800 GS и R 1200 GS, проверявшие, насколько трасса проходима для больших эндуро, которые используют участники GS Camp.
Renault Master
При организации мероприятий вроде BMW GS Camp приходится перевозить множество самых разных грузов от мотоциклов до мелочёвки вроде баннеров. Для этой цели организаторы позаимствовали в представительстве Renault грузовой фургон Master в самой крупной комплектации, с высокой крышей и длинной базой. Оказалось, в него можно погрузить практически всё, что нужно для такого крупного мероприятия. Туда влезли огромные палатки, наливные флагштоки, флаги, ленты, маскировочные сетки, печатная продукция, рации, навигаторы, экипировка, запас питьевой воды на 50 человек, и ещё осталось место для одного R 1200 GS. в комплектацию входит опциональная обшивка грузового отсека деревом до потолка, которая увеличивает стоимость машины на 55000 рублей. Тем не менее, особенность очень полезная, можно не бояться повредить плохо закреплённым грузом железные борта фургона. Крепёжные петли на полу и стенах стоят значительно дешевле, всего 3000, но без них было бы проблематично закрепить мотоцикл. Места хватает не только сзади, но и в кабине. В ней три места. Причём сидящий посередине чувствует себя вполне комфортно. Водительское кресло подрессорено, амортизирующая система подстраивается под вес водителя. Система настройки интуитивно понятная, справиться с ней можно без инструкции. На дорожных неровностях она действительно помогает сохранить хорошее самочувствие в течении многих часов, особенно людям с заболеваниями позвоночника. Видно, что эргономику водительского места дорабатывали много лет: ноги и руки ложатся, куда надо, подлокотники позволяют сидеть в расслабленной позе, что крайне актуально, когда пытаешься много часов выехать из стоящей в пробках Москвы, а потом ещё проехать четыре сотни километров. Между сиденьями нет никаких перегородок, так что водитель в случае не слишком удачной парковки с лёгкостью может выбраться через пассажирскую дверь. Кондиционер кондиционирует, парктроники пищат, магнитола выводит информацию на экран под потолком и, несмотря на нехитрый внешний вид, позволяет даже подключаться по Bluetooth к мобильному телефону. В общем, внутри есть всё, что только можно пожелать, и даже немного больше. Дизельный мотор мощностью всего 90 лошадиных сил оказался на удивление шустрым. По трассе он достаточно быстро разгонял загруженный фургон до 140 км/ч, а расход топлива оказался ниже, чем у не самой прожорливой легковой машины, которая ехала с нами параллельным курсом. Ожидаемые сложности возникли разве что с габаритами. При таких размерах найти место для парковки – задача не из лёгких. А если найдёшь, велик шанс, что кто-то встанет рядом, и процедуру выезда не особо облегчит даже достаточно корректный парктроник. В повороты надо заходить с запасом, поскольку с лёгкостью можно наехать на бордюр и покарябать боковину колеса. Другой недостаток – из-за большой грузоподъёмности на нём нельзя въезжать в центр Москвы. Но винить в этом надо никак не Renault. В целом же впечатления от машины очень приятные, при этом со всеми опциями стоит она 1602400 рублей, что по современным меркам не так уж много.