Хорошо открывать утром дверь в гараж и, держа в руках чашку бодрящего эспрессо, думать, на чём бы сегодня поехать. А если транспортное средство можно себе позволить только одно, то чему отдать предпочтение, какое оно может быть, это одно? За кошелёк сегодня будут биться макси-скутер, он же «Диван», и нейкед, известный как «Табурет», с примерно одинаковыми объёмами двигателей и розничной ценой.
В булочную
При ультракоротких поездках одним из главных факторов будет оперативность старта. Разница в 20 км/ч в максимальной скорости отходит на второй план. К счастью, ни над одним из оппонентов не приходится делать магические пассы руками и бегать с бубном, чтобы завести. Достаточно только повернуть ключ в замке зажигания и нажать на кнопку электростартера. О некоторых мелочах забывать не стоит: к примеру, что на передаче на боковой подножке мотоцикл лучше не заводить, надо поймать нейтраль, или что скутер вообще при откинутой боковой подножке не заводится и не работает, но это общие правила, которые применимы практически ко всем двухколёсным транспортным средствам. И мотоцикл, и скутер перед началом движения прогревать желательно, но не обязательно. Просто ограничивайте себя от резкой работы ручкой «газа» и попыток загнать стрелку тахометра в красную зону: дайте мотору прогреться, поезжайте спокойно. Вроде бы паритет, но я бы дал «Максиму» пару лишних баллов за удобство перевозки багажа. Как ни крути, но даже при поездке в мифическую булочную багаж у вас будет, пусть даже и по дороге домой появится в виде батона белого хлеба, и его надо будет куда-то положить. Вот тут-то скутер с его «унитазом», вмещающим два закрытых шлема, и четырьмя бардачками охотно придёт вам на помощь, в то время как «Дюк» цинично скажет: «Надо было брать рюкзак!».
Чтобы не ходить по булочной со шлемом и перчатками, есть возможность положить их на стоянке в багажную ёмкость под сиденьем, но возможность эта есть, опять же, только у одного участника теста. Конечно, установка центрального кофра или привязывание сумки к баку или на сиденье пассажира проблему решают, но садиться неудобно, отвязывать долго и вообще саму идею короткой поездки это может убить – проще на машине за хлебушком съездить.
В город
Если рассматривать тестируемые аппараты в качестве транспортного средства для активного передвижения по мегаполису, то небольшое преимущество будет у мотоцикла. При одинаковой ширине руля у него масса на 85 кг меньше, а двигатель на 10 лошадиных сил мощнее. Он резче ускоряется, лучше тормозит, точнее рулится. Несмотря на наличие на переднем колесе скутера двух тормозных дисков с четырёхпоршневыми радиальными суппортами, его тормозная динамика оказывается хуже. Виной тому небольшой диаметр дисков (275 мм у Maxsym против 300 мм у Duke) и сухая масса, переваливающая за два центнера.
Некоторая громоздкость и пухлость скутера немного компенсируется тем, что ваши ноги не торчат в стороны, а находятся близко друг к другу, что снижает вероятность получения серьёзной травмы, если в вас перестроится автомобиль. Поэтому кроссовые боты для езды на скутере не обязательны, хватит и мотокроссовок с защитой пятки, мыска и боковых косточек голеностопа. При езде на мотоцикле уже желательны сапоги с жёстким щитком спереди на голени, мало ли что туда прилетит…
По углу поворота руля примерный паритет. В еле ползущих пробках скорость передвижения будет примерно одинаковой. При спортивном пересечении города по диагонали на время разница результатов будет минимальной, и обусловлена она будет не техническими данными транспортных средств, а выбранным маршрутом, смелостью водителей и мастерством пилотирования.
При быстром преодолении круговых движений, ходовых поворотов и развязок магистралей скутер достаёт до земли центральной подставкой. В первый раз это может испугать, потом привыкаешь. Спортивные корни «Дюка» обеспечили ему гораздо большие углы безопасного наклона. Чтобы затереть ему подножки, придётся ехать на картодром.
На дачу
Тут победителем будет мотоцикл за счёт более высокой максимальной скорости и удовольствия, получаемого от езды, особенно если маршрут проложить по пустым извилистым дорожкам с хорошим асфальтом. Вообще, Duke 390 – мотоцикл провокационный. Даже при спокойном расположении духа через пять минут после старта ты понимаешь, что все шесть передач коробки пытаешься выкрутить до срабатывания ограничителя, скорость близка к максимальной, мозг сконцентрирован и просчитывает траекторию между машинами на 200 метров вперёд, выбирая оптимальную, исключающую сброс «газа», а тем более торможение. На нём невозможно просто ехать, ты постоянно «валишь на все деньги» – весело, задорно, но на грани фола, к сожалению. Эта чёрно-бело-рыжая бестия легко заводит тебя!
В макси-скутере фан совсем иной природы, ближе к чопперному. Ты сидишь на удобном сиденье, вытянув практически прямые ноги вперёд и упираясь поясницей в небольшую спинку сзади, большой лопух переднего обтекателя отводит ветер свободы от твоего туловища чуть выше, примерно в район стекла шлема, что позволяет чувствовать все запахи, мотор тихонько урчит где-то снизу, грузы в шкивах вариатора избавляют от работы лапкой КПП, которой просто нет. Ты спокойно едешь и думаешь о великом, а не о том, как вписаться между двумя машинами, не задев их. Нет, если закуситься, то тоже можно разогнаться и поддерживать очень высокий темп, но ты выше этого, что однозначно позитивно влияет и на безопасность, и на продолжительность жизни.
К морю
А в этой главе нет места небольшому и юркому нейкеду. При попытках уравнять багажный объём со скутером, у которого помимо подседельной ёмкости будет установлен центральный кофр на 50 литров, получится адский ишак с кофром, сумкой на баке и двумя перекидными сумками по бокам сзади. Если нет пассажира, то не помешает сумка сзади на сиденье. Вся эта нелепая конструкция сделает позу за рулём безальтернативной, что приведёт к быстрой утомляемости и потери концентрации. В итоге водитель на менее мощном и менее быстром скутере, скорее всего, приедет первым. А вы будете долго протирать стекло шлема на каждой заправке, останавливаться для того, чтобы перекусить, попить кофе, посетить туалет или просто полежать на тёплом песке у речки.
В качестве туриста Maxsym шикарен. Он позволяет поддерживать крейсерскую скорость в районе 120–130 км/ч не просто часами, а сутками. Ты спокойно едешь, обладая небольшим запасом по скорости для совершения обгонов, твоя поза расслаблена и есть возможность её немного поменять. Встречный ветер тебя не утомляет, дождь ноги и грудь не мочит, скутер стоит на дороге, как одногусеничный танк и уверенно едет вперёд. Чувствуется небольшая нехватка мощности мотора, к примеру, на 600-кубовом «Максиме» ты едешь в том же темпе, но мотор при этом меньше напрягается и даёт тебе больший запас мощности, но и на «четырёхсотке» можно устроить обзорный кольцевой тур по Европе протяжённостью 15000 км.
Вдвоём
Пассажира можно перевозить и на мотоцикле, и на скутере, но есть идеологические отличия. Пассажир на скутере – это просто пассажир. Он сидит на широком и мягком кресле, отделённый от водителя валиком поясничного подпора, держится на ручки по бокам сиденья, и ноги его покоятся на откидных подножках. Если пассажир опытный и не клюёт вперёд при торможениях, ударяясь лбом своего шлема о затылок вашего, то через 100 метров после старта вы о нём забываете. Да, появляется вялость в разгоне, и в поворот засунуть потяжелевший на массу пассажира скутер становится немного сложнее, но это мелочи. Возможна даже ситуация, когда на похлопывание вас пассажиром по плечу первая реакция будет: «Кто здесь?!!».
Пассажир на мотоцикле – это, скорее, партнёр. Он прижимается грудью к вашей спине, обхватывает вас руками и коленями, упирается в бак руками при торможении. Отношения между вами должны быть близкими и доверительными, если не сказать интимными. Вот почему однополые парочки на «Дюках» смотрятся странно, особенно если они мальчики.
Обе идеологии в чём-то хороши, и вам выбирать, что для вас важнее – удобство и отстранённость или теснота и интим.
Трюки
Скутер, оснащённый вариатором и неотключаемой АБС, к трюкам практически непригоден. Ни тебе резину отжечь, ни стоппи исполнить, ни на заднем колесе поездить. Понятно, что он для этого и не создавался, но бывают же у людей такие запросы. А вот КТМ в этом отношении совсем из другого теста слеплен, что наглядно демонстрирует Рок Багорош – заводской стант-райдер австрийской компании. Duke даже без специальной подготовки предназначен для исполнения всех базовых элементов стантрайдинга, а после небольшого допиливания ему, помимо базовых, становятся доступны ещё и продвинутые элементы. Езда на одном колесе, как переднем, так и заднем, и роллинг бёрнауты доступны даже начинающим, только АБС отключить надо кнопкой на приборной панели.
Вывод
KTM интереснее, а SYM практичнее – коротко и по делу. Если у вас детство ещё не закончилось, несмотря на возраст, социальное и семейное положение, то Duke – ваш выбор. Он многое может и постоянно подначивает хозяина прощупать границы своих возможностей. Он быстрый, резкий и наглый, а с его мелкими неудобствами можно мириться. Если вы состоялись как личность, и комфорт с удобством для вас в приоритете, то лучше выбрать макси-скутер. SYM большой, удобный, вместительный и солидный, он уверенно везёт, и чем дальше надо ехать, тем больше понимаешь, насколько он комфортен. Если вам менее 20 лет – то Duke, если больше 40 – то Maxsym. Если от 20 до 40, то предстоит определить жизненные приоритеты.
Можно кушать, сидя на диване, отдыхать на табурете тоже можно, но сложнее. По части универсальности диван всё же побеждает. Я голосую за SYM.
Мотоцикл предоставлен на тест компанией «Байк Ленд», www.bikeland.ru
Скутер предоставлен на тест компанией «ВЕЛОсити», www.velocityk.ru
< 100 лет в обедСтарушка-кивачка >