Bon Giorno

Bon Giorno

Honda Giorno 50
1997 г. (ориентировочно), 49,9 см3,
3,6 л. с., 89 кг, 20.000 руб.

Текст: Михаил Пимус
Фото: Кирилл Калапов

Расхожая фраза «мал да удал» как нельзя лучше подходит для описания потенциала скутера Honda Giorno.


Предисловие


Конкретно взятый скутер был отрыт из моих личных загашников. Честно сказать, и не подумал бы, что стану владельцем подобного аппарата. История его появления не самая тривиальная.

С недавних пор во мне проснулось желание углублённо постигать азы мотоциклетной механики. Прошедшей зимой движимый тягой с чем-то повозиться я и приобрёл Honda Giorno 50 неизвестного года выпуска напрямую с контейнера по смешной цене. Логика выбора простая – японский скутер распространённой модели – это надёжно и недорого. Если он распадётся на сотни маленьких деталей, а затем не соберётся обратно, то будет не так жалко. Вскрытие показало, что конкретно взятый малыш для своих лет фантастически бодр и весел. Мелкие царапины не в счёт. Под слоем грязи и пыли 90 % деталей оказались в первозданном виде и с родным крепежом. После замены масла в редукторе, резины и аккумулятора скутер стал полностью рабочим без каких-либо оговорок. В общем, как вы понимаете, поковыряться не удалось, а ездовые качества оказались настолько удачными, что Giorno до сих пор с блеском исполняет роль разъездной лошадки и выручает меня по полной программе.

Откуда колёса растут


Малокубатурных скутеров на дорогах крупных российских мегаполисов становится всё больше. Что интересно, примерно каждый третий японский скутер, который можно встретить в Москве, это именно Honda Giorno. Модели Dio, Lead и Tact уже не в моде, всем подавай винтаж и ретростиль. Хипстерская мода захватила умы молодёжи. При реально копеечной стоимости получается, что Honda Giorno – это своего рода Vespa для нищебродов. Конкурентная цена за живой образец начинается с 25000 рублей. Если поднатужиться, то можно уложиться в 15000–17000 рублей за скутер, с которым придётся немного повозиться. Реальный подарок! За такую цену даже новый китайский мопед не купить.

Внешний вид

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы объективно засвидетельствовать факт заимствования японцами идеи у итальянцев. Даже с названием заморачиваться особо не стали. Старая азиатская техника, перешедшая в разряд ретро, выглядит ужасно. Угловатые «табуретки», укутанные в толстенный пластик, больше похожи на советскую школьную мебель, чем на средства передвижения. В то время как «итальяшки» все как один стильные и нарядные вне зависимости от возраста. Само собой, Giorno лишь умелая стилизация под ретро. Ни о каком несущем кузове и прочих радостях жизни и речи быть не может. На ходовую часть и агрегаты от Honda Tact с небольшими доработками как шкурка на телефон нанизан миловидный округлый пластик. Стиль выдержан хорошо. Глубокое переднее крыло лаконично перетекает в «парус», увенчанный круглой фарой и приборной панелью в ретростиле. Вниз от полуторного мягкого сиденья распространяется в меру толстое брюшко, внутри которого живёт двигатель (в конкретном случае распространённый AF-24). Добавление в подобную идиллию различных неоригинальных украшательств приведёт к заколхоживанию. Единственный путь для стилистических доработок – набор хромированных деталей и шильдиков от более парадной версии Exclusive, пара вариантов багажников и зеркал, оригинальный защитный обвес и покрышки с белыми боковинами.

Двигатель

Маленький жужжащий двухтактный моторчик AF-24 – это торжество здравого смысла применительно к проектированию скутеров-полтинников. Он ещё не злое зло в 6–7 л. с. как у итальянских аналогов, но уж точно не задушенный «китаец», у которого от заявленных 3–4 «лошадок» кое-как сквозь тонкое сито заглушек с трудом дышат несколько плешивых пони.


Если вкататься, в моторе Honda Giorno на полном серьёзе можно разглядеть и уверенную тягу на низах, да такую, что практически на любом светофорном старте автомобили ещё долго едут позади, и уверенный подхват на первых 2/3 хода ручки «газа» и максималку в честных 60 км/ч. Многие «китайцы» даже втрое более кубатурные и рядом не стояли. Двигатель действительно бодрый для своих объёмов, крайне надёжный, экономичный (не больше 3 л на 100 км) и ремонтопригодный благодаря своей распространённости. Быть может, для уверенного передвижения в городе ему не хватает немного максимальной скорости. Но это палка о двух концах. Лезть с дешёвым китайским тюнингом в добротный японский силовой агрегат не хочется, а правильные комплектующие стоят, как целый скутер. Да и на таких маленьких колёсиках носиться 80 км/ч будет, мягко говоря, некомфортно.

Ходовая часть и тормоза


Экипажная составляющая «Джорны» основана в первую очередь на соображениях комфорта, а уже потом на драйверских амбициях. Рама, несмотря на свою простоту, удивительно жёсткая (китайцы, учитесь!), её не скручивает даже на самых экстренных торможениях. Рычажная передняя вилка – настоящая находка для ретростиля и плавности хода. На неровностях передняя часть мягко и плавно покачивается, почти не сотрясая водителя и руль. При замедлениях переднее колесо забавно проглатывается передним крылом. Несмотря на общую мягкость и достаточно большой ход, такой тип передней подвески хорошо соотносится с юркостью и управляемостью в целом. Единственный несимметрично расположенный задний амортизатор принимает на себя весь вес водителя (очень часто встречаются скутера с сильно продавленной пружиной амортизатора) и ямы. Жёсткости его достаточно, а вот хода могло бы быть чуть больше. Корма резко обрабатывает неровности, любые ямки и трещинки в асфальте приходится объезжать, чтобы ненароком не вылететь из седла. Отчасти ситуация сглаживается установкой высокопрофильных покрышек.

Уже почти антикварные барабанные тормоза, как это ни странно, своей эффективностью не огорчают. Давить на рычаги приходится что есть силы, но замедление при этом вполне адекватное. Создать самому себе аварийную ситуацию, вызванную недостаточно интенсивным замедлением, получится только по глупости.

Эргономика


Посадка за рулём Honda Giorno классически-расслабленная. Длина полуторного сиденья позволяет с комфортом разместиться даже высокорослому водителю. Вот только распрямить длинные руки и спину мешает низкое расположение руля. Вопрос с перевозкой пассажира на «Джорне» каждый решает для себя сам. Я категорически против. Это резко негативно отразится на безопасности передвижения, ресурсе подвески и мотора. На маленькой подушке с комфортом разместятся разве что два 40-килограммовых школьника.

Места под багаж не так много. В недра подседельной ёмкости шлем не входит, лишь немного личных вещей, противоугонный трос и банка с маслом. Задний багажник, судя по размерам и сильному наклону, больше дизайнерский элемент. Крючок для перевозки сумок и пакетов имеется. Кофр ставить я бы не рекомендовал, уйдёт вся ажурность внешнего вида. Лучше расширить багажный потенциал за счёт рюкзака.

Надёжность


В те редкие минуты, когда приходилось что-то разбирать на «Джорне», я не переставал удивляться грамотности конструкции. Крепёж и расположение различных узлов очень продуманные. Пластик паруса, который чаще всего принимает на себя удар при авариях, толстый и гибкий, сломать его практически невозможно. Единственное «но» – ввиду почтенного возраста при первом же демонтаже быстро разваливаются тоненькие проушины на облицовке моторного отсека, но это мало на что влияет. За несколько тысяч пройденных километров (а сколько их было до этого, никто точно не знает) не сломалось ровным счётом ничего. Органы управления и световое оборудование функционируют так, как будто скутер недавно съехал с конвейера. Налицо почти мифическая точность изготовления и подгонки деталей!

Заключение


Из своего небольшого опыта владения Honda Giorno я сделал, на мой взгляд, несколько правильных выводов. Во-первых, ездить на скутере в городе можно и нужно. В непролазных пробках он гораздо удобнее мотоцикла, а перемещение в свободно движущемся потоке получается сильно быстрее и мобильнее, чем ездить на общественном транспорте. Во-вторых, старый японский «табурет» всё ещё лучше, чем новый китайский одноразовый хлам. Все жалобы на б/у «японцев» обычно вызваны крайней скупостью или банальным нежеланием ознакомиться с матчастью в процессе покупки. Живых экземпляров, способных проехать ещё не один десяток километров, в мотосалонах и на руках у частников предостаточно. Ну и, в-третьих, на юрком скутере с небольшой багажной ёмкостью так удобно ездить за запчастями для личного мотоцикла...


< Вторичная переработкаАнтиутопия.spb >
7 Июня 2015 13:29 Михаил Пимус