Первый профессиональный опыт обычно запоминается на всю жизнь. Как правило, начальство устраивает новичку «прописку», даёт особо каверзное задание, которое больше никто делать не хочет. Почти 10 лет назад на заре тест-пилотской карьеры мне поручили написать про китайский чоппер. Даже совкоцикл из деревенского сарая на его фоне выглядел вершиной технологий, эталоном качества и апофеозом комфорта.
Если бы индонезийскому крестьянину с зарплатой $ 15 в месяц, который каждый день ходит пешком по 30 километров на работу, попробовали бы подарить такой мотоцикл, он бы плюнул дарителю в лицо. К счастью, ездить долго не пришлось, через 20 минут сломался мотор. Из этой ситуации я вынес простую истину: китайские мотоциклы лучше обходить стороной. И впредь тоже пытался спихнуть их на младшего по званию. К сожалению, удавалось не всегда. Я освоил главные правила езды на китайской технике: предупреждать хозяев о возможной потере товарного вида, не уезжать далеко от гаража, брать с собой набор инструмента и аптечку. Я помню все свои пять аварий на тестах дорожной техники. Четыре из них пришлись на китайские мотоциклы. У них в самых безобидных ситуациях срывались покрышки, кипели тормоза, и лилось масло на колёса. Правда, в последнее время Китай начал прогрессировать. Появились более-менее приличные эндурики, питбайки и мотарды. Стоили не великих денег, но и ехали соответственно. Чтобы они могли нечто большее, чем возить хозяина в сельпо за пивом, приходилось разыскивать по интернету подвески от Kawasaki , тормоза от Yamaha , карбюраторы от Honda . Правда, по ходу этих переделок мотоцикл вырастал в цене до японского уровня и при этом всё равно оставался «китайцем». Но постепенно пессимизм относительно китайской техники проходил. Если за сравнительно небольшой временной отрезок из полного хлама она превратилась во что-то работоспособное, пусть и не очень презентабельное, ещё лет через пять можно было бы ждать следующего этапа эволюции. Но азиаты продвинулись намного быстрее. Впервые на моей памяти китайский мотоцикл российской сборки прямо из коробки стал выглядеть и ехать не хуже среднего европейского или японского нейкеда. А стоить в два раза дешевле. Не буду вдаваться в подробности, тест Stels 600 Benelli вы сможете прочитать, перевернув несколько страниц. Скажу только, что великая китайская стена между азиатской техникой и потребителем уже практически рухнула. И нам пора запасаться попкорном перед грандиозными рыночными войнами.
P.S.: «Откуда такие выводы? – спросит скептически настроенный читатель. – Купили китайцы итальянскую марку, начали продавать для раскрутки мотоцикл по демпинговым ценам. Скоро продажи наладятся, цена вырастет, и всё станет на свои места». На самом деле не всё так просто. Потому что одновременно со Stels Benelli на российском рынке появляется его прямой конкурент. Но об этом вы узнаете в следующем номере «Мотоэксперта».