Ящик с молниями

Ящик с молниями

Текст: Михаил Пимус
фото из архив редакции

Электричество давным-давно вышло за рамки хитромудрых лабораторий, и сейчас мы не представляем без него свою жизнь и, скажу более, нераздельно связываем с существованием мотоциклов. Начало было положено простенькими генераторами переменного тока и электроцепями, но к данному моменту двухколёсная техника несёт на себе рекордное количество электрики и электроники. Для того чтобы во всём этом разобраться подробнее, мы рады представить вам нашу новую рубрику. Её название «Энергия», и она поможет лучше узнать про энергию в мотоцикле и о том, что её даёт и реализует (аккумуляторы, электролампы, электронные системы и т. д.).


Начнём же с основного источника энергии в мотоцикле – с аккумуляторной батареи (индейцы из племени команчей в описании вещей неумолимо точны, так аккумулятор они называют «ящик с молниями»). Теории в этой области опубликовано немало, и все основные аспекты уже рассмотрены и изучены. Не будем отбирать хлеб у учебников физики и сугубо технических изданий. Рассмотрим некоторые интересные факты из истории развития и правил применения аккумуляторных батарей.

Знаете ли вы, что…

Слово «аккумулятор» в переводе с латыни означает «собиратель» или «накопитель». В технической литературе часто используется общепринятое сокращение – АКБ. По типу аккумуляторы помимо привычных нам электрических бывают также гидравлические, пневматические, тепловые, инерционные и тяговые.

Первая аккумуляторная батарейка в 4 вольта была найдена в Египте. Она состояла из медного цилиндра с вложенным в него стержнем из железа. В цилиндр заливалась жидкость, но стержень при этом не прикасался к стенкам сосуда.

Базу для создания аккумуляторов в 1800 году заложил итальянский физик Алессандро Вольта. Он соорудил ящик, внутри которого в кислоте покоились соединённые проволокой медные и цинковые пластины. Вольта установил, что между пластинами создаётся электрический ток. Первая пригодная для использования и массового производства батарея была создана в 1802 г. Это была наполненная кислотой или морской водой герметично запечатанная деревянная коробка, в которой находились спаянные между собой листы меди и цинка.

Первый перезаряжаемый аккумулятор создал в 1859 году французский ученый Гастон Плантэ. В гальваническом элементе, который он разработал, функцию электродов выполняли свинцовые пластины, а в качестве электролита использовалась серная кислота.

Не стоит менять батарею при работающем двигателе. Отключение и подключение аккумулятора вызывает перепады напряжения, которые способны повредить электрооборудование мотоцикла. При необходимости замены АКБ на работающем двигателе, для минимизации скачка напряжения желательно перед отключением батареи включить максимальное количество электроприборов (фары, стоп-сигнал, обогревы и т. д.). Подключение каждой клеммы должно производиться быстро, без многократного касания вывода аккумулятора. Обороты двигателя лучше держать на уровне холостых.

Ставить аккумуляторную батарею большей ёмкости, чем предусмотрено производителем, можно! То, что он якобы не будет успевать заряжаться, очередной миф. Ведь степень и скорость заряда от мощности генератора не зависят прямо, генераторная установка лишь восполняет недостаток энергии, израсходованной на пуск двигателя. Зато с более ёмким аккумулятором попыток запустить мотор можно сделать больше, а относительный разряд батареи меньше, что положительно сказывается на надёжности и сроке службы. Важно понимать, что аккумулятор большей ёмкости (нежели штатный) требует и большего времени для полной зарядки, если он сильно разряжен.

Высокие температуры вредят аккумулятору, поэтому его близкое соседство с двигателем нежелательно. Средний предел рабочей температуры – 100 °С, но уже при 70 °С работоспособность электролита снижается в несколько раз, что значительно сокращает срок службы.

При температурах ниже нуля батарея принимает заряд хуже, чем в тёплое время года. Из-за этого даже полностью исправный АКБ зимой может сесть, особенно когда обороты двигателя не превышают 3000 об/мин. Во время холодов аккумулятор нужно периодически снимать и заряжать. Перед зарядкой его вначале нужно отогреть (но не нагревать) в тёплом помещении.

В зависимости от необходимой к потреблению энергии все мотоциклетные аккумуляторы подразделяются на несколько основных групп: аккумуляторы для мотоциклов, квадроциклов и снегоходов, скутеров, гидроциклов. Но это не означает, что мощные высококлассные 12-вольтовые мотоциклетные аккумуляторы не допускаются к установке на квадроциклы. Их жёсткость и прочность вполне допускают работу в экстремальных режимах. По принципу действия батареи для мототехники всех типоразмеров похожи, различия заключены в прочности корпуса, легирующих добавках к свинцовой основе аккумуляторных пластин и виде используемого электролита.

< Проект BMW S1000RR Turbo. Этап 1 – ВведениеПервый после Агостини >
29 Апреля 2014 11:06 Михаил Пимус