Бизнес классом

Бизнес классом

Семейство мотоциклов Honda Goldwing

текст: Михаил Пимус, фото из архива редакции

Зачастую с фразы «А чёрт с ним, давай попробуем» начинаются все великие дела. Инженеры Honda из большого классика шаг за шагом построили один из самых легендарных мотоциклов всех времён и народов, которому ни один из мотопроизводителей современности до сих пор не смог ничего противопоставить. На родине в Японии люкс-турер не получил должного внимания, зато пришёлся по душе мотоциклистам Америки, Европы и России.


Предыстория

Первоначальная идея была сделать мотоцикл шестицилиндровым, о чем свидетельствует прототип Honda M 1 1972 г.в. Однако в 1974 году, на мотосалоне в Кёльне был представлен мотоцикл Honda Gold Wing GL 1000. Достаточно большой классик был построен на базе оппозитного четырёхцилиндрового мотора объёмом 999 см3, в качестве главной передачи выступал карданный вал, тормоза обоих колёс дисковые. Мотоцикл сразу стал позиционироваться как туристический, но ни о какой пластиковой облицовке не было и речи, отсутствовал даже ветровик. Вскоре после начала производства и продажи сторонние компании начали собственноручно выпускать комплекты по улучшению аэродинамики и багажной системы. Модель GL 1000 с некоторыми изменениями провыпускалась вплоть до 1979 г. 1980 год ознаменовался выходом второго по счёту поколения, модель GL 1100 (выпускалась до 1983 г.), которая в большей степени повторяла своего предшественника, слегка подрос объём двигателя (до 1085 см3), были усилены агрегаты трансмиссии, появилась пневматическая подвеска с антиклевком в передней вилке, инжектор (как опция) и электронная приборная панель на поздних стадиях модернизации. Мотоцикл выпускался в стандартной версии, в версии Interstate (с 1980 г.), в оснащение которой входили туринговые аксессуары – массивный обтекатель и багажные кофры, а также в версии Aspencade (с 1982 г.) с дополнительными аксессуарами в виде радио и двухцветной окраски. На данном этапе заканчиваются дела минувших дней, первые два поколения стали достоянием истории и разбрелись по частным коллекциям и музеям. С 1980 года «Голда» перестала быть японским мотоциклом – его производство полностью перевели на новый завод в США.

1984 –1987 гг.

Началом современной истории «Голдвингов» и отправной точкой для данной статьи можно считать модель GL 1200, которая изредка, но встречается на дорогах России. Мотоцикл был построен на базе значительно переработанного четырёхцилиндрового двигателя объёмом 1520 см3 и заново спроектированной рамы. Голая версия Gold Wing перестала существовать в 1984 г., уступив место капотированным Aspencade и Interstate , афтермаркетовые продавцы обвесов в большинстве своём остались не у дел.

В 1985 году появилась GL 1200 в версии LTD (в 1986 г. была переименована в SE - i ), её отличительные особенности – электронный впрыск топлива в штатной комплектации, интерком, круиз-контроль, аудиосистема Panasonic , дополнительная подсветка, приборная панель с расширенным функционалом и лимитированная золотая раскраска. 1987 год перечеркнул существование SE - i и впрыска топлива. По меркам середины 80-х годов мотоцикл по своему техническому оснащению казался чем-то из ряда вон выходящим (чего стоят пневматические подвески, управляемые с пульта, и обдув ног водителя), и по сей день заложенные в него технологии являются впечатляющими. «Старикашка» стабильно ведёт себя на дороге, радуя прекрасной ветрозащитой, отличается фантастической прочностью и достаточно бодрым двигателем.

Ресурс и надёжность Honda GL 1200 Gold Wing со скидкой на возраст можно назвать образцово-показательными, серьёзных проблем с двигателем и коробкой передач не наблюдается даже у аппаратов с большим пробегом. Ходовая часть при должном обслуживании проблем не преподносит, разве что случаются подклинивания антиклевкового механизма передней вилки. Практически все владельцы сталкиваются с тем, что со временем отгорает силовой кабель, идущий от генератора, что даёт перебои с электропитанием и проблемы с зарядкой. Решение очень простое – взять паяльник и перепаять контакт. Карбюраторная версия «Голды» вещь в себе, специалистов, умеющих грамотно настроить систему подачи топлива, в России практически не существует. Единожды разобранная батарея карбюраторов и дальнейшая невозможность её правильно обслужить часто являются причиной перепродажи мотоцикла за копейки. На фоне обилия всевозможных наворотов владельцы всё же жалуются на отсутствие заднего хода и слабые тормоза. Надо заметить, что и инжектор тех лет способен выкинуть массу сюрпризов.

На вторичном рынке «литр-двести» встречается нечасто, и спрос на них существует только у ярых фанатов и коллекционеров. Детали, расходники и тюнинговые комплектующие – редкость в российских мотомагазинах, но в изобилии присутствуют на иностранных интернет-аукционах.


1988 – 2000 гг.

В 1988 году Honda значительно пересмотрела концепцию своего люкс-турера, в результате чего на свет появилась GL 1500 Gold Wing , легендарная «полторашка». Внешние отличия от предыдущего поколения сразу же бросаются в глаза, модель значительно преобразилась и полностью укуталась в пластик. В технической начинке много нового – двигатель теперь шестицилиндровый (естественно, оппозитный, но всё ещё карбюраторный) с рабочим объёмом 1520 см3, добавился задний ход посредством электропривода. Между 1988 и 1990 годами была доступна лишь базовая модификация. С 1990 появилась комплектация SE , её отличия – двухцветная раскраска и спойлер на крышке заднего кофра. С 1991 по 1996 выпускалась версия Interstate , которая являлась наиболее упрощённой (без заднего хода, с упрощённой аудиосистемой, без интеркома, у подножек пассажира отсутствовала регулировка). Версия Aspencade (1991–2000 гг.) практически полностью повторяет SE .

Несмотря на масштабность обновления модели, поведение GL 1500 на дороге всё ещё напоминает таковое на мотоцикле класса чоппер – тяговитый двигатель соседствует с недостаточно жёсткой подвеской и недостаточно эффективными тормозами (все три диска увеличены до 285 мм), что исключает сверхбыструю и активную езду, настраивая владельца на спокойный лад. Слишком большой угол наклона передней вилки и чересчур мягкие пружины в перьях хорошо проявляют себя на неровностях, но доставляют массу неудобств при маневрировании на небольших скоростях, мотоцикл начинает сильно рыскать и то и дело норовит уйти в сторону.

Никуда не исчезли проблемы с настройкой карбюраторов, без опыта разобраться в хитросплетении соединений будет весьма непросто. Обилие пластика сказывается на стоимости и сложности ремонтных работ, а неконсольное крепление заднего колеса приводит к тому, что при замене покрышки приходится разбирать половину мотоцикла. Кассетная музыка и слабенькие динамики выглядят анахронизмом в современном мире и часто становятся поводом для модернизации.

«Полторашка» оказалась настолько удачно сконструированной, что, просуществовав долгих 12 лет практически без изменений, принесла модели статус культовой. Не имея возможности что-либо противопоставить, Yamaha и Suzuki свернули разработку и производство тяжёлых туристических мотоциклов.

Большое количество Honda GL 1500 Gold Wing до сих пор колесит по миру и вполне неплохо себя при этом чувствует, ресурс у мотоцикла практически неисчерпаемый. Предложений на вторичном рынке предостаточно, весьма гуманный ценник и большой ассортимент деталей для всевозможного тюнинга ещё долго будут удерживать высокий спрос. Несмотря на почтенный возраст «голда» образца 1988–2000 гг. не сдаёт позиции и является наиболее бюджетным билетом в класс люкс-туреров.


2001 – 2005 гг.

Прогресс не стоит на месте, в конце 2000 года на мотосалоне в Мюнхене дебютировал абсолютно новый, построенный практически с чистого листа Honda GL 1800 Gold Wing . Двигатель, разработанный по уже ставшей традиционной оппозитной шестицилиндровой схеме, разросся до 1832 см3 и обзавёлся системой впрыска топлива в штатной комплектации. Трудно поверить, но мотоцикл с сухой массой в 363 кг разгоняется от 0 до 100 км/ч за 4,4 сек. и проходит дистанцию в 402 метра всего за 13 секунд. Диагональная алюминиевая рама построена на манер спортбайковской. Тормозная система стала гораздо мощнее, обзавелась комбинированной схемой работы и A БС в качестве опции. Размер тормозных дисков (296 мм спереди, 316 мм сзади) выбран не случайно, наибольшее эффективное замедление тяжёлого мотоцикла происходит именно при помощи заднего тормоза. Чтобы водитель мог с комфортом путешествовать на дальние расстояния и непринуждённо маневрировать на небольших скоростях, инженеры изрядно потрудились над подвеской, спереди на «Голде» установлен 45-миллиметровый «телескоп» с картриджной начинкой (одно перо отвечает за сжатие, другое за отбой), а сзади консольный маятник (всю его красоту снаружи не видно, но такая конструкция облегчает обслуживание) с рычажной системой Pro - Link и возможностью удалённой электрорегулировки поджатия пружины.

К 30-летию модели в 2005 году была выпущена ограниченная юбилейная серия мотоциклов Honda GLX 1800 Gold Wing 30th Anniversary, её отличия – юбилейные эмблемы, иная форма ключа зажигания, золотые вставки и надписи.

Надо ли говорить, что внешность новинки преобразилась достаточно значительно, угловатые формы летающих тарелок из советских фильмов в прошлом, балом правят округлые стремительные линии. Аудиосистема также перешла на новый уровень, теперь в её состав входит шесть динамиков и головное устройство, существует опциональная возможность подключения CD -чейнджера на шесть дисков. К сожалению, подогревы ручек руля и сидений не входят в штатную комплектацию.

В ходе длительной эксплуатации всплыли некоторые проблемы. Самая основная – это недостаточная прочность рамы, массово возникали трещины в районе подножек пассажира и основания крепежа центральной подставки. Honda проводила отзывную кампанию, а также выпустила брошюру для сервисных центров, в которой подробно описано, где нужно наложить дополнительные сварные швы.

Специфичный, но не проблемный узел – коробка передач (справедливо для всех поколений и модификаций GL 1800). Эксплуатировать её нужно со знанием дела. Основная причина возникновения поломок – недовключения. Чтобы КПП прослужила верой и правдой, необходимо соблюдать три простых правила: 1) не ездить на черепашьих скоростях на высшей передаче, 2) включать пятую передачу в два приёма (включить и довоткнуть), 3) не пользоваться тюнинговыми двухплечими насадками на лапку переключения. Игнорирование этих рекомендаций приводит к тому, что изнашиваются зубья на шестерне пятой передачи, за ними следом усиленно снашиваются вилки, а потом и шток отправляется на тот свет. Ремонт из-за его сложности и большой продолжительности оценивается от 80000 рублей на ранней стадии и до 150000 рублей в особо запущенных случаях.

У мотоциклов с 2001 по 2005 годы выпуска при наличии большого количества дополнительных потребителей (различного рода тюнинг) ломается муфта привода генератора. Проблема решается заменой узла на аналогичный, но уже с несъёмной необслуживаемой муфтой от более свежей модели (у неё таких проблем нет).

Карданный узел и редуктор, связывающий его с задним колесом, обычно проблем не доставляют, но все входящие в их состав резьбовые соединения необходимо регулярно протягивать, чтобы избежать течей и подпотеваний.

Двигатель всего семейства GL 1800 архинадёжный, истории практически неизвестны, когда на ремонт привозили мотоцикл с серьёзными поломками, касающимися именно силового агрегата.

Первая генерация «Голды» с мотором 1800 см3 достаточно популярна на вторичном рынке, но многие относятся к ней с осторожностью из-за проблем с рамой и КПП. Комплектующих и деталей тюнинга в свободной продаже рекордное количество.


2006 – 2011 гг.

Вторая генерация Honda GL 1800 Gold Wing , вышедшая в 2006 году, является результатом работы над ошибками, а также несёт в себе лёгкий рестайлинг. Отличить её можно по изменённым задним фонарям и приборной панели, выполненной в едином корпусе, а не в трёх самостоятельных колодцах, как раньше.

Инженеры раз и навсегда решили проблему с рамой, теперь даже при самых суровых условиях эксплуатации никаких трещин не возникает. Дабы обезопасить мотоцикл от подкипаний при повышенных уличных температурах (проблема наблюдается у мотоциклов прошлого поколения), были увеличены радиаторы, вместо 17 рядов сот стал 21. Антиблокировочная система из списка опций перекочевала в стандартное оснащение, так же как и подогревы ручек руля и сидений. Версия для США щеголяет навигационной системой и подушкой безопасности (впервые на серийном мотоцикле). В остальном мотоциклы, выпущенные с 2001 по 2011 годы, идентичны.

Спрос на вторую генерацию GL 1800 заметно выше, ввиду большей совершенности конструкции. Каталог деталей и тюнинга не менее обширный. Количество продаваемых мотоциклов в хорошем состоянии с небольшим пробегом резко увеличилось при выходе обновлённой модели 2012 года.


2012 – н. в.

Когда всё мировое сообщество с нетерпением ждало серьёзного обновления флагманской модели, Honda отделалась очередным рестайлингом, но на этот раз более существенным. Модернизации подвергся внешний вид, в духе других современных моделей компании пластик по периметру заметно заквадратили (вместе с этим улучшилась ветро- и грязезащита, а также на семь литров подрос багажный объём) и изменили дизайн оптики, но образ остался по-прежнему узнаваемым. Подвеска за счёт изменения настройки стала значительно жёстче, что самым лучшим образом сказалось на управляемости. В ногу со временем шагнула вперёд аудиосистема, качество звучания теперь хорошее даже в штатном варианте. Всего в наличии шесть динамиков по 80 Вт, имеется возможность подключения iPod и mp 3. Существует возможность доукомплектовать мотоцикл навигационной системой. В списке приятных штатных аксессуаров также подогрев рукояток руля, подогрев сиденья, система обогрева ног, круиз-контроль, регулируемое ветровое стекло. В остальном технически мотоцикл остался неизменным. Пока ещё трудно судить, возникнут ли у владельца в перспективе проблемы с коробкой передач, но уже замечено, что данный узел работает гораздо мягче, чем у мотоциклов прошлых поколений. Механики профильных сервисов отмечают одну неприятную особенность мотоциклов, выпущенных после 2012 года – качество пластиковых деталей и общее качество сборки немного ухудшились, бывают случаи, когда у новых мотоциклов встречается недозакрученный крепёж.

Предложений на вторичном рынке пока не так много, немногие хотят расставаться с обновлённой легендой. Производители тюнинговых комплектующих мгновенно отреагировали на выход нового поколения и практически сразу же обеспечили владельцам широкий ассортимент всевозможных деталей.


Спецверсия F6B

С оглядкой на американские мотоциклы класса бэггер в 2013 году Honda выпустила в качестве спецверсии модель F6B . По сравнению с полновесной «Голдой» стандартная версия новинки значительно упрощена – отсутствует центральная подставка, задний кофр вместе с динамиками аудиосистемы, круиз-контроль, подогревы ручек руля и сидений, электрорегулировка задней подвески, навигационная система, подушка безопасности, значительно уменьшено ветровое стекло, уменьшилась высота по седлу (с 740 до 725 мм). Все изменения позволили сделать мотоцикл на 28 кг легче своего прародителя. Параллельно с базовой версией будет выпускаться улучшенная комплектация Deluxe, отличающаяся наличием спинки для пассажира, центральной подставки и самовыключающихся указателей поворота.

За исключением упрощённых узлов мотоцикл технически идентичен GL 1800 Gold Wing 2012 модельного года. Как это ни странно, сразу после появления F 6 B в продаже на неё возник устойчивый спрос со стороны всё тех же голдоводов, низкорослых водителей (в основном девушки) и тех, кому не хватает финансов на полноценную «Голду» (разница в цене – около 300000 руб.).

Не упади

С самых первых поколений мотоциклы серии Gold Wing штатно оснащаются всевозможными защитными элементами, которые призваны в случае падения сохранить в целости выпирающие цилиндры двигателя и элементы обвеса. При незначительных падениях мотоцикл ложится на две дуги и абсолютно не страдает, в более значительных скользячках обычно отлетают или сильно протираются крышки боковых кофров и зеркала. Но если звёзды сошлись не так, и в ходе нештатной ситуации имеют место кульбиты и перевороты, то многочисленный пластик тут же разлетается в разные стороны. Цена ремонта в таком случае по мотоциклетным меркам будет рекордной.

Чёрная дыра

Тюнинг «Голды», как и ремонт квартиры, невозможно закончить. Деньги растворяются просто с бешеной скоростью. Владелец обычно начинает с небольших модернизаций (вроде спинки, багажника и пары хромированных деталей), но заканчивается это всё обязательно переделкой мотоцикла до неузнаваемости. При этом всадить в тюнинг ещё две цены мотоцикла – это далеко не предел. Посудите сами, доустановить «правильную» музыку, которая в движении слышна в двух соседних районах, будет стоить около 300000 рублей, прошить весь пластик вереницей ярких меняющих цвет светодиодов ещё примерно столько же. Вариантов развития событий великое множество. Толщина каталогов деталей таких распиаренных фирм как Kuryakyn может посоперничать со всеми томами «Войны и мира», вместе взятыми. Отдельные фанатеющие личности собирают на базе «Голды» трайки и квадроциклы, цепляют коляски, прицепы и ещё много всего другого. Как это ни странно, но самые замороченные тюнинг-проекты выходят именно из золотых рук российских мастеров, тому в доказательство большое количество кубков и наград с выставок и состязаний по кастомайзингу и мотозвуку со всего мира.

Итого

Вместо заключения хочу сказать несколько слов от себя. В среде мотоциклистов принято почём зря подтрунивать над голдоводами, называть их рублёвскими скутеристами, а сами мотоциклы неповоротливыми и излишне большими. Рассуждать так может только тот, кто никогда не ездил на этом шедевре японского мотопрома. После первой же поездки любой мотолюбитель гарантированно заражается вирусом Gold Wing. На ходу этот мотоцикл ведёт себя неожиданно легко и дарит массу положительных эмоций. Армия почитателей модели растёт с бешеной скоростью, на продажу идёт всё – распоследние спортбайки, макси-скутеры, эндуро и дорожники, всё ради того, чтобы заполучить себе великолепную поблёскивающую всеми цветами радуги крылатую мечту.

Выражаем благодарность сервису «Мотоград» за помощь в подготовке материала, www.goldwing-russia.ru , тел: +7 (926) 772-2727
Выражаем благодарность сервису The Baza за помощь в подготовке материала, www.thebaza.ru , тел. +7 (903) 582-7708


< В лес по грибыЧетырёхтактное полусухое >
19 Июля 2013 13:32 Михаил Пимус