Тяга к универсальности рождает причудливые конструкции. Не все мотоциклисты твёрдо уверены в выборе своего железного коня, многим хочется всё и сразу, а финансы и место в гараже рассчитаны исключительно на один аппарат. Именно под такие цели инженеры Yamaha вывели в свет семейство мотоциклов Yamaha TDM, которые одновременно сочетают в себе конструктивные особенности и повадки туристического эндуро, обычного дорожного мотоцикла и приспортивленного нейкеда. Такая гремучая смесь стилей получила в народе название Funbike. Естественно, по принципу всесезонной резины, которая одинаково плохо работает и зимой, и летом, конструкция получилась во многом спорная и противоречивая. Однако «Тыгыдым» нашёл поклонников по всему миру и достаточно часто встречается на дорогах как в России, так и в остальных частях света.
Первое поколение (1991–1995 гг.)

В 1991 году дебютировал спортивно-дорожный мотоцикл Yamaha TDM850 (часто его называют Yamaha TDM850-1). Но эта история началась чуточку раньше с большого эндуро Yamaha XTZ750 Super Tenere (по иронии судьбы закончилось всё ровно так же). Донорский двигатель раздули до 849 см3 за счёт одновременного увеличения диаметра цилиндров и хода поршня и посадили в стальную диагональную раму. Маслобак системы смазки с сухим картером размещён рядом с амортизатором, а заливная горловина под седлом. В подвеске используются проверенные годами компоненты – спереди установлен обычный телескоп, сзади моноамортизатор без тяг прогрессии, что не ухудшает управляемость, но положительно сказывается на надёжности. Для своего времени начинка и технологии были на высоком уровне, но не казались революционными.
1993 год ознаменовался лёгкими косметическими изменениями – глушитель вместо чёрного стал хромированным, а цвет рамы поменялся на серебристый. К 1994 году инженеры привнесли гораздо более серьёзные нововведения – модернизированы коробка передач и сцепление, усилена конструкция крепления седла.
Мотоцикл получился достаточно крепкий, но капризный. Стальную раму сломать практически невозможно, падения и езда с нагрузкой, которая превышает разрешённую, не провоцирует появление трещин. То же самое относится к колёсным дискам, чтобы их сокрушить, нужно значительно постараться. Однако даже при лёгких соприкосновениях с асфальтом страдает пластик. Если мотоцикл долгое время стоял без движения, то уровень топлива в карбюраторах значительно понижается, что вызывает проблемы при первом запуске двигателя. Так же со временем иглы главной дозирующей системы разбивают колодцы распылителей и сами получают заметную выработку, что приводит к нарушению геометрии топливного канала, в результате образуется заметный перелив с отстрелами в глушитель.
В редких случаях от сильного хлопка батарея карбюраторов может спрыгнуть с насиженных мест. Наиболее простым и надёжным решением проблемы будет покупка узла в сборе, чем кропотливый ремонт. Двигатель с изрядным аппетитом поедает масло (до полулитра на
Встретить мотоциклы первого поколения на вторичном рынке с каждым годом всё сложнее, а вычленить среди них исправные и вовсе практически невозможно. Возраст и общая сложность конструкции не лучшим образом сказываются на техническом состоянии. Запасные части и расходные материалы часто встречаются в магазинах и в изобилии присутствуют на европейских интернет-аукционах.
Второе поколение (1996–2001 гг.)
Спустя пять лет «Тыгыдым» дорос до первого серьёзного обновления. Модели обычно называют Yamaha TDM850-2. Технологии, применённые при модернизации двигателя, достались мотоциклу от новинки Yamaha TRX850, которая появилась годом ранее. Шейки коленвала развернули на 90°, что позволило сымитировать V-образник как по ощущениям, так и по звуку работы мотора (справедливо и для следующего поколения). Всю мощность брутального оригинала в количестве
Чисто визуально мотоцикл преобразился настолько, что перепутать с первым поколением TDM его просто невозможно. Главное отличие сконцентрировано в передней части, более плавные обводы пластика окутывают головную оптику абсолютно новой формы, теперь это не два круглых выпученных глаза, а хитро прищуренные фары сложной формы. Боковые облицовки стали более объёмными и профилированными, перетекая на так же изменившийся бензобак, они плавно переходят на сиденье улучшенной формы. В дополнение поменялась форма зеркал (с
Мотоцикл оказался всем хорош, но многие владельцы жаловались на повышенный шум при переключении передач, резковатое сцепление и слишком чувствительный отклик на «газ». Инженеры ответили на это очередной модернизацией в
Глобальные проблемы у второго поколения остались всё те же – до модификации
При прочих равных спрос на второе поколение на вторичном рынке не так велик. С запасными частями, сервисом и деталями тюнинга ситуация чуть лучше, чем у предшественника.
Справедливо для всех поколений: такой показатель как дружелюбность в обслуживании (mechanic friendly) чужд всем поколениям Yamaha TDM – двигатель с сухим картером, хоть и не боится масляного голодания, но достаточно сложен в обслуживании. Из-за особенностей компоновки замена свечей зажигания требует снятия радиатора охлаждения. Мотоциклы с японского рынка нередко оснащены «душилками» под местные законы. Ситуация с масложорством в целом распространённая и в большей степени касается первых двух поколений. Недальновидность конструкторов и недостаточная развитость тогдашних технологий привели к следующему сценарию – на новом, хорошо обкатанном двигателе на протяжении первых 20000–25000 километров пробега, при условии, что водитель не буйный и ездит в штатном режиме, никакого угара масла не наблюдается. Затем нагар и грязь внутри камер сгорания (спасибо качеству отечественного бензина и пробкам) забивают канавки в поршне, после этого кольца, которые ввиду мягкости металла к тому моменту успевают немного стереться, перестают исправно выполнять свою задачу. Также изнашиваются направляющие клапаны, и маслосъёмные колпачки хуже справляются со снятием масла со стержней. Начинается всё со
Третье поколение (2002–2010 гг.)
С приходом очередного поколения, практически не изменившись внешне, «Тыгыдым» получил значительные изменения по шасси и мотору. Любители модели, возможно, ожидали увеличение объёма двигателя и прибавление в лошадином поголовье, но производитель сконцентрировал свои усилия не на изменении, а на улучшении силового агрегата. Прибавка в кубических сантиметрах присутствовала, но достаточно скромная. Рабочий объём за счёт увеличения диаметра цилиндров вырос на 49 см3 (на «полтинник») и составил 897 см3, индекс в названии модели поменялся с 850 на 900.
Система впрыска топлива с изменяемой геометрией впускного тракта, пришедшая на смену устаревшим карбюраторам, дала прирост мощности и момента –
По сравнению с предшественником Yamaha TDM 900 «похудел» на значительные 7 кг (до
В подвеске изменения тоже имеются. Сзади обосновался моноамортизатор с регулировками сжатия и отбоя, спереди 43-миллиметровый «телескоп», ход в обоих случаях значительно уменьшился. Тормозная система построена вокруг передних четырёхпоршневых тормозных суппортов от Yamaha YZF-R1. Двум предшествующим поколениям динамики замедления было откровенно впритык, TDM 900 уже такими проблемами не страдает, но на заднем тормозе по-прежнему отсутствует обратная связь.
Внешне обновлённый мотоцикл стал чуть менее угловатым, бросаются в глаза болты, которыми задний подрамник крепится к раме (раньше он был единым целым с рамой). Приборная панель поменяла оформление и расположение указателей. В оснащении появилась долгожданная центральная подставка.
В
Унаследовав идеологию, внешний вид и конструктивные особенности своих предшественников, Yamaha TDM 900 представляет собой принципиально новый мотоцикл, лишённый практически всех значимых недостатков из прошлого. Двигатель перестал потреблять масло, угар возможен при постоянной езде в красной зоне и в случае общей «ушатанности». Коробка передач обзавелась внятностью работы и надёжностью. Проблемные карбюраторы ушли в прошлое, уступив место электронному впрыску топлива. Бывалые «тыгыдымоводы» между тем отмечают, что «девятисотка» стала более ориентированной на спокойное дорожное перемещение, драйв, присущий первому и второму поколениям, несколько поутих.
Yamaha TDM 900 в изобилии присутствует на вторичном рынке, не редкость экземпляры в очень хорошем состоянии с мизерным пробегом. Аксессуары и запчасти часто попадаются в наличии у дилеров.
Планы на будущее
Будущее у серии Yamaha TDM туманное, в 2010 году модель снята с производства в пользу развития линейки туристических эндуро, двигатель которых являет собой значительно допиленный вариант на тему «тыгыдымовской» параллельной двойки. По интернету бродят слухи и фотографии, в которых энтузиасты, дизайнеры и любители данного мотоцикла рассуждают о его будущем. Основная масса всевозможных скетчей и рисунков крутится вокруг идеи создания сверхновой генерации модели TDM на базе узлов и агрегатов от Yamaha XT1200Z Super Tenere. Какой-либо официальной информации от производителя на данный момент не существует. Что будет дальше, как водится, покажет время…
Тюнинг
Мотоцикл не входит в десятку самых тюнингуемых аппаратов, но, тем не менее, почти каждый владелец что-либо доделывает под себя. В основном, все модернизации направлены на улучшение комфорта и адаптацию под туризм. Поиск деталей осуществляется как по каталогу фирменных аксессуаров, так и по ассортименту различных афтермаркетовых компаний. Популярностью пользуются различные багажные кофры, подогревы, туринговые ветровые стёкла. Одним из первостепенных элементов являются защитные дуги и слайдеры (такая мера позволит избежать массы проблем в процессе эксплуатации). Установка набора прямоточных глушителей гарантированно даст достойный басовитый звук.
Заключение
Yamaha TDM во многом является мотоциклом, опередившим своё время. В начале 90-х – середине 2000-х производители в большинстве своём выпускали узкоспециализированную технику и не помышляли о смешении стилей. Именно поэтому модель сразу же нашла обширный круг почитателей. Но слоган «непохожий, как ты» из рекламной компании сыграл злую шутку. Количество «непохожих» любителей мотоциклов, которые вопреки общепринятым классикам, дорожникам, спортбайкам и чопперам, делали выбор в пользу диковинного мотоцикла двойного назначения, было не так велико, как того бы хотел японский концерн. Поэтому за годы эволюции мотоцикл распрощался практически со всеми техническими недоработками, но так и не стал любимчиком публики, уйдя в тень. Современный спрос диктует другие ценности, необычность и кроссплатформенные эксперименты нынче в фаворе. Кто знает, может, сегодняшние слухи о появлении обновлённого «Тыгыдыма» завтра станут реальностью…
Выражаем благодарность сервису The Baza за помощь в подготовке материала, www.thebaza.ru, тел. 8-903-582-77-08.
< ЭлементарноНа цепи >