Сегодня речь пойдёт об авторском проекте GSX-R 1216 FATLAD Вилли Салонена, одного из участников финской команды ANY10, про которую мы уже рассказывали в одном из прошлых номеров. Это история о том, как в течение нескольких лет уличный гонщик превратился в матёрого профессионала.
Большую часть работ по мотоциклу Вилли проделал своими руками. Как он сам говорит, внешний вид для него никогда не был в приоритете, главное мощный и надёжный мотор! Тем не менее, основательно переделанный GSX - R 1100 выглядит очень интересно. Это отличный пример того, как можно взять достаточно дешёвый мотоцикл для основы и, приложив усилия и немного денег, получить конкурентоспособный гоночный болид.
Начало
Как и многие финны, Вилли Салонен увлёкся спортом постепенно, начиная с уличных заездов (за которые в этой стране большие штрафы) и затем, придя на драг-стрип, он нашёл свой путь развития. Началось всё по достаточно распространённой схеме – 12 лет назад у друга был куплен последний в своём роде воздушно-масляный «джиксер» GSX - R 1100. Мотоцикл уже имел джентльменский набор тюнинга, такой как увеличенный объём двигателя до 1216 см3 (в стандарте 1127 см3), степень сжатия около 12,5, плоскодроссельные карбюраторы Mikuni RS 40, небольшой портинг каналов головки двигателя и полную выпускную систему Akrapovic . Затем Вилли переделал мотоцикл в стритфайтер. Байк выдавал
Путь Турбо
Как известно, к мощности быстро привыкаешь и её становится мало… А самый эффективный способ поднять мощность мотора – это надуть его. Вилли приобрёл запасной стандартный двигатель и начал работу над турбо-проектом. Он также купил старый турбо-кит шведской конторы MCXpress , который раньше стоял на одном финском драг-байке. Этот кит был построен на базе небольшой турбины Mitsubishi TD 04-16. Вместе с воздушным интеркулером на давлении наддува 0,9–1 бара мотоцикл выдавал на колесе около
В последующие годы Вилли сделал ряд изменений, которые повысили надёжность. Он установил поршни от Suzuki GSX 1300 R Hayabusa , что дало ему объём опять в 1216 см3. Большую часть времени мотоцикл использовался для езды по делам и на работу и обязательных любительских драг-гонок летом по выходным. Лучшее время, которое он тогда показывал, было 9,5 секунд с максимальной скоростью на выходе из квотера (дистанция –
Время гонок
В 2007 году наш герой принял участие в финской серии драгрейсинга Pro Street Bike . Целью первого сезона в гонках было узнать, насколько быстро он мог ехать на слегка доработанном GSX - R 1100. Правила этого класса разрешают делать базу мотоцикла всего
После того как финн занял четвёртое место в своём третьем гоночном сезоне, он решил перетряхнуть старину «джиксера». Вместе с другом Рами изготовили новый выхлопной коллектор для немного большей турбины TD 05-16 g . Установили внешний вестгейт Tial , бустконтроллер AMS -1000 и сцепление MTC Multistage lock - up . Четвёртый сезон оказался очень удачный, Вилли занял второе место по итогам чемпионата. Лучшее его время было 8,42 секунды, скорость на выходе –
После удачного четвёртого сезона Вилли получил спонсорскую поддержку от ANY 10, которые построили ему новый турбокит. Также они совместно создали новую гоночную команду A NY 10 Raceteam, с Рами и Мика. После четырёх гоночных сезонов, в холодную зиму 2010 года родился тотально модифицированный байк под именем Fat Lad («Толстушка»).
ANY 10 GSX - R 1216 FATLAD
После нескольких лет использования турбин Mitsubishi TD04-05 финны решили построить новую систему, основанную на турбинах серии Holset HX . Они уже имели опыт использования этих турбин на своём другом проекте под названием Outlaw Hayabusa (
Так как финским регламентом база ограничена
Мика Салонен построил отличный турбо-кит для этого мотоцикла! Расположение компонентов позволяет достаточно удобно и быстро обслуживать и проводить ремонтные работы, что немаловажно в условиях соревнований. На гонках в Аластаро Nitro Nationals нужно было заменить половину коробки передач, ребята справились за 12 часов с этим заданием и после четырех часов сна в 10 утра уже были на старте.
Хочется уделить внимание тем деталям мотоцикла, которые обеспечивают успех данного проекта.
Выпускной коллектор
Выпускной коллектор изготовлен из специальной жаропрочной нержавеющей стали. Внутренний диаметр труб – 36 мм вместо 28 мм у старой системы. Вопреки всем высказываниям, мифам и слухам, новая система с трубами большого сечения и большой турбиной выходит на рабочее давление на 1000 оборотов раньше, чем старая система с маленькими трубами и турбиной…
Бустконтроллер
Контроллер используется AMS -1000, лучшее, что есть сейчас на рынке. Он позволяет точно регулировать давление наддува посредством изменения давления воздуха над мембраной вестгейта, управляя этим через два электрических соленоида. Также можно выставить нарастание давление наддува по времени. После того как отпущен рычаг сцепления, в течение шест секунд давление поднимается с 0,6 до 2 бар.
Двигатель
Двигатель построен на стандартном моторе GSX - R 1100 1991 года выпуска. Цилиндры были расточены под поршни от «Хаябусы» первого поколения (получилось
Колёса
Колёса кованые магниевые фирмы PVM для GSX - R 1000 2003–2004 годов. Чтобы их установить, пришлось доработать и удлинить стандартный маятник, так как колесо с шириной обода 6 дюймов не вставало правильно. Пришлось доработать адаптер звёздочки. Заднее колесо легче стандартного 5,5-дюймового примерно на
Впрыск водо-этанола AEM
В начале финны использовали для охлаждения воздуха на впуске воздушный интеркулер с маленькой турбиной. Но после установки Holset HX 35 отказались от этого решения в пользу впрыска воды с этанолом. Можно было бы использовать систему с впрыском воды с метанолом (более эффективная система), но она запрещена регламентом этого класса. Благодаря тому, что турбина достаточно большая и производительная, не требуется сильное охлаждение воздуха до 1,5 бара наддува. В этой системе есть контроллер, который позволяет регулировать момент включения и выключения насоса подачи воды со спиртом и прогрессивное нарастание производительности системы. Обычно на гонках настраивают так, чтобы насос высокого давления (15 бар) включался на 1 баре давления наддува и выходил на максимальную производительность к 2 барам наддува. Такая система позволяет достаточно эффективно понижать температуру воздуха на впуске, что очень положительно сказывается на детонационной стойкости мотора, мощности и температурных режимах.
Зажигание и катушки
Одним из лучших апгрейдов была установка зажигания Dyna 2000 и катушек Dyna 2,2 Ома. Как известно, старые мотоциклы после долгих простоев плохо заводятся, с этим зажиганием нет таких проблем, мотоцикл всегда заводится с пол-оборота. И, как известно, турбомотору нужна более мощная искра, которую может обеспечить это зажигание. Следующим шагом будет более профессиональное программируемое зижигание Dyna 4000 или MSD .
Квикшифтер
Вилли перепробовал много различных систем квикшифтера и пришёл к выводу, что старым «джиксерам» лучше всего подходит система от Cordona . Она подключается прямо к минусу катушек и работает отлично. В то же время является достаточно простой системой, что обеспечивает надёжность.
Динозамеры
После сборки мотора команда провела настройку двигателя на ступичном диностенде Dynostar . Его показатели немного точнее, чем у колёсного стенда благодаря отсутствию пробуксовки колеса. На давлении 1,5 бара мотор выдал
Планы
В зиму 2012 года была проведена ревизия двигателя, установлены усиленные H -образные шатуны. Так как планируется переход в другой класс Super Street Bike , где разрешено увеличивать базу мотоцикла до 1650–1700 мм. Под это провели ряд модификаций – добавлен пневмошифтер, для более быстрых переключений передач и лаунч-контроль, который будет помогать быстрее раздувать турбину на старте. Команда стремится приблизиться к
Вилли выражает благодарность Mika Salonen и Rami Yliniemi , клубу Vamu MC и его спонсорам: Eniten Oy , Turbotekniikka , Prätkäpaja , Fspec , Teknari , www.Dragrace.fi , www.Urheilukuvat.net
< Игра мускуламиНепохожий >