Цепь превращений

Цепь превращений

Polaris Ranger 570, 2016 г. в.,
567 см3, 474 кг

Текст: Николай Богомолов
Фото: Анна Бойко

На чём ездить по бездорожью зимой – вечный вопрос, на который очень долго никто не может найти универсального ответа. Polaris предлагает своё решение – вездеход Ranger с гусеницами вместо колёс. Который из просто проходимой машины превращается в сверхпроходимую.


Ставить на мотовездеходы гусеницы вместо колёс – идея не новая. Кто только не выпускал своих вариаций на эту тему, от мелких сторонних производителей до гигантов автомобильной и мотоциклетной индустрии. Но ажиотажного спроса на такую технику у нас в стране с её бескрайними просторами не возникало. Может, из-за того, что комплекты поставлялись в основном на квадроциклы, а ездить на них зимой холодно и тяжело. Поэтому российский импортёр Polaris пошёл другим путём, подготовил демо-образец на базе Ranger 570, недорогого утилитарного side - by - side . Который не только стоит на гусеницах, но и защищён от непогоды с помощью кабины. 


Модификации небольшие, но узнать после них Ranger 570 непросто. Недорогая рабочая машинка без претензий на крутизну превращается в подобие танка. Так что вместе с функционалом к допоборудованию прилагается и дизайн. Траки Prospector Pro выпускаются под маркой Polaris , поэтому, в отличие от универсальной продукции сторонних производителей, просчитаны специально под эти вездеходы, так что все сравнительно сложные монтажные приспособления многократно испытаны и встают без доработки напильником. Надеваются гусеницы вместо колёс сравнительно быстро, без специальных навыков и инструментов, так что раз в сезон можно потратить пару часов на самостоятельную переобувку. 


Производитель заявляет, что геометрия оптимизирована под Ranger , так что правильное распределение масс должно смягчить последствия установки механизмов, которые намного тяжелее колёс. Но разница в весе всё же очень хорошо заметна. Неподрессоренные гусеницы прежде всего дают о себе знать на неровностях. Ехать по разбитой ощутимо сложнее, чем на колёсах. И чем быстрее, тем сильнее ощущаются удары по ходовой части. Нормальная скорость езды – до 60 км/ч, после этого чувство контроля над техникой пропадает, как будто не ты управляешь машиной, а она тобой. И кочки начинают ощутимо бить по позвоночнику. В довершение всего на скорости гусеницы не очень хорошо поворачивают. Чтобы попасть в поворот, приходится очень внимательно просчитывать все тонкости, иначе есть шанс уехать не туда, куда хочется. Такой тройной эффект ограничивает скорость куда эффективнее, чем радары и камеры. На малых скоростях поворачивать тоже не очень приятно, но по другой причине. При таком сцеплении с поверхностью руль поворачивается очень неохотно, до боли в руках. Электроусилитель – вещь крайне желательная, наличие которой помогает куда сильнее, чем на колёсной технике. 


Все эти придирки на самом деле являются следствием одного огромного преимущества, проходимости. Перед нами на Ranger 570 уже успели покататься несколько человек, так что окрестные овраги были исчерчены колеями. И некоторые проходили в местах, куда я бы не рискнул соваться даже на горном снегоходе. Например, заснеженный V -образный овраг с крутыми склонами и минимумом ровного места внизу. Спускаться надо медленно, набрать скорость и выскочить наверх за счёт инерции нельзя. Казалось, выдёргивать нас придётся трактором, а то и вертолётом. Снегоходы или колёсные машины в таких ситуациях, даже если проезжают, предварительно буксуют и создают некую видимость преодоления. Но Ranger даже не попытался вхолостую прокрутить гусеницы. Он просто проехал так, что страх был не закопаться, а перевернуться. 


В качестве следующего испытания нашли поляну с глубоким мягким снегом. И снова издевательское безразличие к поверхности, которая для других типов техники представляет проблему. Здесь же можно останавливаться, сдавать назад и делать другие ошибки, которые обычно оборачиваются долгим копанием. Если попадаются канавы и ямы, гусеницы за счёт треугольной формы и перемещения вокруг своей оси вперёд-назад прилегают с максимальным контактом к склонам с уклоном в разные стороны и вытаскивают из ситуаций, где колёсная техника просто теряет «зацеп». Тормоза на такой технике не очень нужны. Сопротивление качению тут такое, что достаточно бросить «газ», и машина прекрасно замедляется сама собой. Особенно это заметно на рыхлой поверхности. Наверное, на скоростях побольше это было бы не так заметно, но неторопливый характер позволяет использовать левую педаль очень редко. А тормозные колодки при такой эксплуатации будут жить дольше, чем сам Ranger . 


Казалось бы, при таком сомнительном накате и большом весе гусениц логично было использовать мотор побольше. Но скромный Ranger 570 справляется с задачей прекрасно. Скорость передвижения ограничивается не двигателем, а ходовой частью. Поставь сюда хоть турбину от RZR , быстрее не поедешь. А так получается оптимальный баланс, не очень дорого, с минимальным расходом топлива и при этом вполне достаточно. Закрытая кабина в такой технике кажется блажью. Ну, какая может быть зимой защита от холода, если нет печки, зато есть щели. Не то чтобы большие, но достаточные для проникновения холодного воздуха. На практике оказывается, что ездить всё-таки намного приятнее, чем в стандартной открытой кабине. Конечно, главную защиту даёт переднее стекло. Мотоциклисты хорошо знают, что главный источник холода в дороге – ветер. На бездорожье скорости не такие большие, поэтому стекло ставят редко. Тем не менее, оно реально работает, особенно зимой. 


Первый плюс проявляется в том, что пропадает потребность в очках. Они как бы случайно отправляются в бардачок, и больше про них не вспоминаешь. Велик соблазн снять и шлем, но мы-то знаем, что он защищает не только от холода. Даже если вокруг каркас безопасности, разбить голову запросто можно об его трубы. Но каким-нибудь охотникам, переезжающим с точки на точку с пешеходной скоростью, возможность ездить в шапке может оказаться полезной. Боковая защита тоже полезна. Сделана она по-простому, особенно защёлки-вертушки пластиковых дверей, которые устроены, как в биотуалете. Но в тяжёлых условиях офф-роуда это скорее плюс. Как показывает практика, более изящные и нежные системы после купаний в грязи, переворотов и столкновений начинают заедать. И случается это в самый неподходящий момент, например, когда твоя группа уезжает, а ты не можешь войти в кабину. А если начинаешь тонуть, это и вовсе может оказаться фатальным. 


Двери и окна не только удерживают внутри тепло, но и закрывают от летящего снаружи мусора и брызг. А с крышей можно не бояться, что после остановки в снегопад тебе придётся садиться в сугроб. В целом закрытая кабина не даёт автомобильного ощущения полной защищённости от непогоды, но внутри заметно теплее, чем на улице. И одеваться можно немного легче, чем в случае со стандартной техникой. Кроме того, осенью и весной она тоже пригодится для защиты от дождей и грязи. А летом двери, стёкла и крышу достаточно легко снять и нормально вентилироваться. Ranger 570 на гусеницах и с закрытой кабиной – хорошая конфигурация для холодного времени года. Он без проблем справляется с зимним рельефом Центральной России, пролезая через очень сложные препятствия, на которой колёсный аналог давно бы засел по уши. Жёсткое бездорожье – его основная сфера, в местах попроще обычным side - by - side он уступает, проезжает, но не очень быстро, примерно как танк по дороге. В нём теплее, чем на улице, ничего не летит в лицо. А на лето все излишества снимаются, и машина превращается в обычный Ranger 570.



< Тортеллини с рисомПлюс полтинник >
24 Февраля 2017 08:03 Николай Богомолов