Почтовый ящик теперь не только средство получения приятных посланий, но и нежелательных фотографий, за которые ещё и ультимативно просят платить!
Введение
Технологии развиваются стремительно, первые дорожные полицейские определяли скорость автомобиля по времени, за которое он проходит расстояние между несколькими столбами, установленными на мостовой. Если время превышало определённую величину, то автовладелец наказывался штрафом, и у него не было повода не доверять служителю закона.
Современный радарный комплекс обязан в качестве доказательства предоставлять фото или видеоинформацию (25 июля 2012 года министр внутренних дел Владимир Колокольцев распорядился об отмене радаров старого образца без видеофиксации), иначе грош ему цена. Прогресс заметен невооружённым глазом – системы бесконечное количество раз модернизируются, город всё плотнее обрастает приборами слежения за транспортным потоком. Всевидящее око увеличилось до внушительных масштабов.
Отдельный микроповод гордиться Россией состоит в том, что в нашей стране используются радары преимущественно собственного производства. Все технологии позаимствованы из военной промышленности, ещё вчера небольшая коробчонка отслеживала скорость снаряда на танке или самолёте, а уже сегодня она гордо висит на столбе и рассылает недешёвые фотокарточки. Не ровён час в недалёком будущем количество деталей танка, висящих на всё том же столбе, сильно увеличится и в качестве наказания за нарушение в сторону автомобиля или мотоцикла будет резко стартовать самонаводящаяся ракета – шутка это или нет, покажет время.
Врага нужно знать в лицо
Для лучшего понимания сложившейся ситуации уместно поговорить о видах систем видеофиксации и контроля скорости. По конструктивным особенностям можно выделить три основных группы: доплеровские и лазерные радары, а также безрадарные комплексы. Абсолютное большинство радарных комплексов могут быть стационарными (висеть на столбе или отбойнике), мобильными и ручными (переносной радар-«фен» у инспектора). Переносные радары могут работать в движении, когда они установлены на патрульной машине или мотоцикле.
Радары, использующиеся в мобильном варианте (стоящие на треноге), работают как на прямую передачу данных по радиоканалу на расстояние до
Доплеровские радары
Доплеровские радары измеряют изменение частоты (или длины волны) сигнала, отражённого от объекта. На основе разности частот между отправленным импульсом и возвращённым высчитывается скорость объекта (если объект не движется, частота отправленного и возвращённого импульса совпадает). Как только прибор понимает, что объект движется с превышением положенной скорости, он отправляет команду на блок, фиксирующий (на фото или видео) нарушения. Время фиксации нарушения – 0,3 сек.
«Искра», один из долгожителей рынка радаров без видеофиксации, ныне используется в составе модульных радарных комплексов. Рабочая частота 24,15 ± 0,1 ГГц, дальность измерений – не мене
Видеозаписывающий радарный комплекс «Визир 2М» (модернизированная версия вышедшего из употребления прибора «Визир») позволяет производить видеосъёмку при выявлении инспектором нарушения ПДД, фиксируя время и дату. Также он способен самостоятельно определять скорость автомобиля на расстоянии до
Система «Бинар» используется для измерения скорости, а также для фиксации нарушений. Прибор оснащён одновременно двумя камерами, одна фиксирует общий план (для того чтобы удостоверить нарушителя в том, что это его скорость, и никого поблизости не было), вторая снимает максимально крупный план движущегося объекта, чтобы выдать максимально качественный снимок и с большой вероятностью распознать номерной знак. Радар оснащён цветным ЖК-дисплеем высокой чёткости. Рабочая частота излучения: 24,15±0,1 ГГц, дальность измерения – не менее
Радары «Бинар», «Визир» и «Визир 2М» могут использоваться и в стационарном, и в переносном вариантах.
Фоторадарный стационарный комплекс «Крис-С», а также его модернизированная патрульная передвижная версия «Крис-П» используется для фиксации нарушений и распознавания номера транспортного средства с целью последующего прогона его по базам данных. «Крис-П» устанавливается на треноге в непосредственной близости к проезжей части. Полученная информация передаётся на мобильный или стационарный посты ДПС или внешний компьютер. Дальность измерения скорости –
Радарный комплекс «Арена» обладает аналогичным функционалом, что и комплексы «Крис». Одно из ключевых достоинств – возможность быстрой установки (на монтаж потребуется не более 10 минут). Диапазон измеряемых скоростей – от 20 до
Маломощные доплеровские радары
Особняком стоит подраздел маломощных доплеровских радаров. Обычный радар, который используется полицией, может определяться хорошим детектором за 1,5–2 км, если он направлен в лицо, а маломощные системы определяются за 100–50 м (особенно когда стоят в спину), естественно, шансов избежать фиксации нарушения немного.
В данном сегменте присутствую как иностранные разработки – системы VOCORD Traffic и Mesta 2000, так и опережающие их в функционале отечественные аналоги – «Кречет», «Кордон» и «Автоураган». Данные приборы осуществляют контроль дорожной обстановки, распознавание автомобильных номеров и фиксацию нарушений, собирают статистику транспортного потока. Информация о нарушении привязывается к времени и месту фиксации. Распознавание ведётся по нескольким полосам движения в обоих направлениях одновременно.
Забить стрелку
Радары системы « Стрелка» – страшный сон столичных автовладельцев, ими увешаны все московские улицы и загородные трассы (до
Интересный факт: если водитель пытался активно оттормозиться перед радаром, то в подавляющем большинстве «писем счастья» с камер видеофиксации фигурирует пограничная скорость, близкая к минимальному пороговому значению (например, 81–83 км/ч). Причина кроется отнюдь не в стабильности скоростного режима, выбранного водителем. Камера фиксирует несколько кадров с превышением, но отбирает из них самый чёткий, тот, который сделан с самого близкого расстояния, но ещё не попадает в разрешённый диапазон.
Лазерные радары
Лазерные измерители скорости принципиально отличаются от доплеровских тем, что оперируют узким лучом лазерного диапазона (как дальномер, построенный по принципу лазерной линейки), которые отражаются от автомобиля и затем обрабатывается радаром. В случае если объект движется, то лучи, посланные с интервалом времени, зафиксируют изменение расстояния, по которому затем будет вычислена скорость. Преимущество лазерного радара над доплеровским в том, что узконаправленный луч позволяет выхватывать строго определённые цели из потока любой плотности (удобно использовать в условиях города). Процедура регистрации нарушения занимает минимум времени (от 0,3 до 0,5 секунд), всерьёз обсуждать возможность оттормозиться перед подобным радаром скорее утопия, чем реальность.
Лазерный радар «ЛИСД 2Ф», выполненный в моноблочном корпусе, позволяет измерять скорость движущегося объекта, расстояние до него и время произведения замера. Прибор не теряет точности измерения в плохих погодных условиях. Можно измерять как приближающиеся, так и удаляющиеся цели. Диапазон измеряемых скоростей – от 0 до
Радар «Амата» выполняет тот же набор функций, что и «ЛИСД», а также некоторые дополнительные возможности (что делает его более часто используемым прибором) – устройство может управляться с дистанционного пульта, навигация по устройству выполнена с применением сенсорного экрана. Диапазон измеряемых скоростей – от 1,5 до
Безрадарные системы
Ещё одна напасть, к счастью, слабо представленная на российских дорогах – безрадарные комплексы. Подобные системы основаны на том самом принципе контрольных столбов, отмеряющих время, только вместо инспектора с секундомером на страже порядка стоят современные технологии. В Европе безрадарные комплексы чаще всего применяются в длинных тоннелях – камера на въезде фиксирует время и фотографирует автомобиль, камера на выезде фиксирует второе время и на основании пройденного пути высчитывает среднюю скорость. Если имеет место превышение разрешённой максимальной скорости, комплекс видеофиксации рапортует на ближайший пост полиции или отправляет «письмо счастья». Ввиду того, что данная система имеет внушительную погрешность, она не пролазит в игольное ушко отечественных ГОСТов. В Краснодарском крае и Волгограде замечено использование в тестовом режиме безрадарных комплексов «Сова-2» и «Автодория».
Муляжи
Популярный и бюджетный европейский способ улучшения безопасности движения в виде установки муляжей встречается и в Росси. Ненастоящих камер у нас не так много, зато в изобилии висят отработавшие своё или просто неподключенные радарные комплексы, которые неплохо выполняют роль пустышек. Существует практика установки отдельно излучателей без каких-либо других блоков, такая система детектируется антирадаром, вынуждая водителя скинуть скорость.
Большие города
Традиционно самым передовым городом по плотности камер на один автомобиль является Москва, чуть поодаль находятся Казань, Краснодар, Челябинск, Воронеж, Новосибирск и ряд других городов. Тенденция самая неутешительная, на накатанном маршруте, где ещё вчера самым технологичным прибором был единственный светофор, может за ночь вырасти ветвистая сеть хитроумных систем слежения.
Чего бояться мотоциклисту
Мотоциклисты до сих пор находятся в привилегированном положении. Конструкторы, долгих лет им жизни, расположили единственный номерной знак сзади. Следовательно, нет никакой нужды бояться писем от всех приборов, висящих в попутном направлении в лицо (в том числе «Стрелку»). Опасность представляют установленные в спину треноги и ручные приборы, которыми орудуют сотрудники полиции. Тут уж каждый должен решить для себя сам – или осознанно идти на риск, или снизить скорость до максимально разрешимой.
Заключение
Неудивительно, что по части обилечивания населения посредством высоких технологий мы впереди планеты всей. По умолчанию обширная сеть видеофиксации на дорогах должна снижать аварийность, снимать часть рутинной работы с сотрудников полиции и нарабатывать обширную базу знаний для аналитиков, по которой те в свою очередь улучшают пропускную способность и делают так, чтобы мы с вами вольготнее перемещались по городу. На деле всё несколько иначе –это ещё один повод пополнить городские или ведомственные бюджеты, вдвойне безжалостный и беспощадный (с камерой невозможно поторговаться и ей не нужно платить жалование). Для сравнения по результатам взимания транспортного налога в 2013 году казна пополнится на 2,5 млрд рублей, а камеры в силах зарабатывать до 1 млрд рублей (цифра постоянно растёт) за четыре полных месяца.
При средней стоимости «Стрелки» со всем необходимым навесным оборудованием около 3–5 млн рублей она отбивается за несколько месяцев эксплуатации при условии правильно подобранного места установки. Тут уж будьте спокойны, практика демонтажа камер с не кассовых мест в более денежные (при этом ситуация с безопасностью движения – дело десятое) распространена. Крылатая фраза из анекдота «Ладно, бери знак «40» и ставь, где хочешь» теряет смысл, нынче у служителей закона модно вскладчину брать в аренду мобильный комплекс и сидеть с ним в засаде до наступления полного удовлетворения.
Бюджетные вливания во всевидящее дорожное око поистине поражают, радует, что попутно чиновники успевают облегчать участь автовладельцам – в декабре 2011 года прокуратура Москвы зафиксировала хищение 25 миллионов из бюджета, которые должны были пойти на установку камер видеофиксации нарушений (кто-то не растерялся и обменял грузовик с оборудованием на коттедж в Подмосковье по сходной цене).
Результирующие действия замены разговорчивых мужичков с полосатыми палками на бездушные коробки неутешительные: количество аварий продолжает расти, средняя скорость передвижения по крупным мегаполисам продолжает падать, а дороги год от года лучше не становятся.
Но русские, как известно, не сдаются! В ответ на усовершенствования технологий фиксации нарушений создаются все более совершенные антирадары. Более подробно о способах уклонения от систем видеофиксации нарушений вы сможете прочитать на страницах следующего номера журнала «Мотоэксперт».
При создании статьи использовались архивные материалы сайта rd-forum.ru
Выражаем благодарность Михаилу Мусихину за квалифицированную помощь в подготовке материала.
< Шар силыСвобода для начинающих >