Эти два нейкеда похожи характеристиками, но очень сильно отличаются характером. Три цилиндра против четырёх, манёвренность против стабильности, авангард против классики.
Yamaha MT-09

MT -09 – плод непростого решения Yamaha о переводе предтопового нейкеда на трёхцилиндровый двигатель. При практически той же кубатуре, что у FZ 8, цилиндров стало меньше, что по идее должно было не лучшим образом сказаться на характеристиках. Но японцы сделали такой удачный мотор, что четырёхцилиндровую историю уже никто не вспоминает. Девятка, как и всё семейство МТ – это прежде всего крутящий момент. Причём с самого низа, как только ты отпускаешь сцепление. Идеальный городской вариант, можно ездить по потоку переменной плотности, не отвлекаясь на слишком частое переключение передач. Я не могу вспомнить другой мотоцикл, за исключением лёгких эндуро и супермото, который бы так просто поднимался на заднее колесо. На других нейкедах, даже более мощных, нужно сдвигаться назад, подбирать правильные обороты, иногда даже использовать сцепление. Здесь же достаточно прибавить «газа» на одной из трёх нижних передач, и переднее колесо само поднимается в воздух, даже если тебе это не очень нужно. А если делать это целенаправленно, можно творить удивительные вещи. Например, как в мотокроссе переносить переднее колесо через «лежачих полицейских» или запрыгивать на высокие бордюры. Правда, в МТ-09 нового поколения появился трекшн-контроль, который пытается резко прервать полёт и уронить водителя грудью на руль, но эту функцию можно отключить. Вообще, при таком крутящем моменте трекшн-контроль – система первой необходимости. Без него мне доводилось пару раз ехать по грязной дороге сотню метров в сильном заносе. По счастью езда боком не перешла в езду на боку, но это были не самые приятные стометровки в моей жизни.
Вообще, второе поколение МТ-09, может, и не стало намного быстрее, но ездить на нём значительно приятнее. Из электроники, помимо трекшн-контроля, появился квикшифтер. Он, правда, работает только вверх и только в верхней части диапазона оборотов, но это лучше, чем ничего. Светодиодная фара и кронштейн для номера над задним колесом на ходовые качества не влияют, но добавляют харизмы. Ходовая часть – ещё одна сильная сторона. Не очень понятно, как этого удалось добиться, но МТ-09 весит, как спортбайк-«шестисотка», разница с R 6 составляет около килограмма в зависимости от комплектаций. И это отражается на всех сторонах езды: мотоцикл легко поворачивает, разгоняется, тормозит, его легко парковать и перекатывать в гараже. Геометрия располагает к поворотам. Временами кажется, что мотоцикл даже на прямой хочет наклониться.
Тормоза – традиционно сильная сторона Yamaha , и МТ-09 – не исключение. Интенсивности замедления хватает в любых условиях, даже если выезжать на трек. Небольшой промах вышел разве что с подвеской. На первом поколении она работала совсем невнятно: проваливалась, качалась и этим немного портила впечатление от всего мотоцикла. Сейчас стало ощутимо лучше, но тоже не идеально. Впрочем, для города этого хватает, если не выезжать на серпантин или трек. В Yamaha проблему осознали и выпустили продвинутую версию МТ-09 D с другой вилкой и амортизатором. И вот это будет «девятка» совсем без недостатков.
Suzuki GSX - S 750

Suzuki остаётся островком стабильности в переменчивом мире. Другие производители пытаются экспериментировать с объёмом, количеством цилиндров и прочими техническими сторонами среднекубатурных городских мотоциклов. А «Суза» сохраняет верность традиционной концепции «нейкед из спортбайка». Во многом благодаря тому, что в линейке до сих пор сохранился GSX - R 750, рудимент давно ушедшей эпохи мирового супербайка, где в старшем классе были разрешены четырёхцилиндровые моторы только такого объёма. Так что ничего нового изобретать не надо, схема давно обкатана и работает. От спортбайка GSX - S 750 унаследовал не просто конфигурацию рядной «четвёрки». Характер тоже перешёл к новому мотору.
Мощность немного не та, потому что при адаптации японцы, как обычно, её урезали. Обычно это мотивируют улучшением характеристик на низких оборотах. И так же обычно улучшение это не особенно заметно. GSX - S – мотоцикл двуличный. При неторопливой городской езде, когда нет необходимости куда-то мчаться, он едет аккуратно, не беспокоя водителя рывками, подъёмами на заднее колесо и прочими фокусами. Но когда надо ускориться, раскручиваешь мотор до красной зоны и получаешь совсем другой темперамент: моментальный отклик на поворот «газа», яростный разгон и прочие спортивные радости. Как у «Джиксера», только в меньшем масштабе. В наше время нейкеды стараются делать компактными. Это и в пробках даёт небольшое преимущество, и делает мотоцикл более лёгким визуально. Здесь GSX - S тоже не идёт на поводу у моды. Он выглядит крупным, даже пухлым, как будто сделан не из «Джиксера», а из «Хаябусы». На ходовых качествах это не отражается, всё равно крайние точки – это руль. А вот на посадку влияет, причём в лучшую сторону. Усаживаясь, чувствуешь, что обнимаешь коленями мотоцикл, а не полускутер.
GSX - S – спасение для больших парней, которые с трудом помещаются и комично выглядят на других среднекубатурных нейкедах. Сидеть удобно, места хватает, вид солидный. Глядя на крупногабаритный экстерьер, ждешь, что мотоцикл будет тяжёлым и неповоротливым. На самом деле он маневрирует намного лучше, чем ожидаешь. Избыточной поворачиваемости здесь нет, но мотоцикл прекрасно понимает, куда его хотят направить, на какой угол наклонить и с какой скоростью переложить. Сам по себе он в повороты не входит, но и не сопротивляется. К тому же такой характер даёт хорошую устойчивость при долгой прямолинейной езде. Так что если в планах значатся поездки на большие расстояния, GSX - S 750 будет хорошим выбором. Подвеска компромиссная. Она хорошо работает в поворотах, на торможениях и разгонах. При этом на неровностях не отбивает руки и позвоночник, и мелкие, и крупные ухабы загородных российских дорог она отрабатывает очень корректно. Тормоза практически гоночные: мощные, информативные, без малейшей склонности к перегреву, как будто мотоцикл сделали не из «Джиксера», а из какого-нибудь «Панигале».
Спарринг

Несмотря на небольшое различие в кубатуре, мотоциклы являются прямыми конкурентами. Лишние 100 см3 у МТ-09 компенсируются дополнительным цилиндром у GSX - S . Тем не менее, характер у моторов принципиально разный. «Суза» – типичный «пылесос» старой школы. Двигатель работает ровно и мягко, с минимумом вибраций и шумов. Не электромотор, но шаг в его сторону. Стоя на месте, иногда не понимаешь, заведён мотоцикл или нет. МТ-09, сделанный по технологии Big Bang , мягко неровно вибрирует. Разгоняясь, ты как будто телом чувствуешь движения шатунов, клапанов и других деталей. При этом, как ни странно, звук выхлопа Yamaha ничем особенным не запоминается. А у GSX - S глушитель приятно гудит, как будто тюнинговый.
На ходу моторы тоже очень разные. Рядная тройка Yamaha – типичный моментный монстр, с ней интересно уже на минимальных оборотах. Даже лёгкое добавление «газа» вызывает бурную реакцию с wheelie и другими побочными эффектами. Зато возле красной зоны рывка не происходит, разгон равномерно ровный. Двигатель Suzuki в первой половине рабочего диапазона спокоен и комфортен. Что многим понравится, особенно если нужно много часов кататься по пробкам и сохранять силы. А если хочется веселья, придётся добавить оборотов, и тогда в нейкеде проснётся дух спортбайка.
Ходовая часть тоже очень разная. МТ-09 как будто всё время ищет приключений. На нём хочется поворачивать, пролезать между машинами, хулиганить. Это мотоцикл-провокатор, на котором не интересно ездить медленно. GSX - S тоже может быть быстрым. Если водитель захочет, мотоцикл повернёт, куда надо, и переложится достаточно быстро, и наклонится до коленки. Но сама «Суза» не будет напрашиваться на приключения, что попросят, то и сделает. Она ощутимо тяжелее конкурента, но кому-то это может даже понравиться дополнительным чувством солидности, всё-таки МТ-09 настолько невесом, что кажется мопедом.
Тормоза и амортизаторы по качеству сопоставимы. Оба мотоцикла отлично замедляются, а подвеска работает на достаточном, но не слишком высоком уровне. Даже на недорогие нейкеды сегодня ставят сложные электронные компоненты. Про АБС и трекшн-контроль можно даже не говорить, это фактически стандарт. Из излишеств у МТ-10 стоит квикшифтер, полезная деталь, особенно при быстрой езде. GSX - S комплектуется системой, облегчающей работу на низких оборотах. Она не даёт мотоциклу глохнуть, вернее, откладывает этот момент, когда скорость падает ниже допустимой. Медленно ехать действительно можно ровно и стабильно, но сложно сказать, это особенность мотора или этой системы.
Также электроника облегчает запуск, крутит стартер, пока мотор не заведётся, даже когда кнопка отпущена. Решения интересные, но между ними и квикшифтером я бы сделал выбор в пользу последнего. Сложно говорить про качество, не накатав несколько тысяч километров. По косвенным признакам можно сделать вывод, что у Suzuki с ним дела обстоят немного лучше. Все системы работают идеально, механизмы и электрика включаются чётко и без сбоев, детали подогнаны идеально, хотя местами выглядят кондово. У Yamaha заметны небольшие погрешности. Чтобы включить передачу, нужно сделать чёткое движение ногой, да ещё сцепление как следует выжать, а на GSX - S эта процедура делается без каких-то особенностей, сама собой.
В целом качество изготовления Suzuki слегка выше, но не настолько, чтобы склонить чашу весов при покупке. Странно, но более спортивен во всех отношениях не сделанный из спортбайка GSX - S , а его оппонент, который с чистого листа разрабатывался для городской езды. МТ-09 для тех, кому нравится быстро ездить. Он лёгкий, резкий, любит разгоняться, вставать на заднее колесо, поворачивать. GSX - S 750 спокойнее и дружелюбнее. Он тяжелее, но при этом послушнее, хороший вариант для спокойного человека, которому не нужно всё время куда-то мчаться. Он стабилен, и этим понравится начинающим. За рулём просторнее, размер больше подходит для крупного водителя. А если захочется острых ощущений, нужно лишь подольше подержать ручку «газа».
За предоставленный мотоцикл Yamaha MT -09 благодарим компанию Yamaha Motor CIS, www.yamaha-motor.ru
За предоставленный мотоцикл Suzuki GSX - S 750 благодарим компанию Suzuki Motor RUS, www.suzuki-motor.ru
За предоставленную экипировку Blauer и Promojeans благодарим компанию «Моторрика», тел. (495) 540-46-71, www.motorrika.ru
< Ретро-тур-эндуроТри сцепления >